Методическая работа. Сценарий занятия с педагогами дополнительного образования

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Методическая работа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение учебного процесса учебно-методической документацией, повышение педагогического мастерства педагогов, совершенствование учебной и воспитательной работы с учащимися, улучшение всех форм, видов и методов учебной работы.

Основная цель методической работы – создание условий, способствующих повышению эффективности и качества учебного процесса.

Цель управления – обеспечение надлежащей эффективности мероприятий по решению задач методической работы.

Функции управления методической работы: прогнозирование, организация, планирование, реализация мероприятия, учёт, контроль, коррекция.

Формы методической работы в образовательном учреждении:

  1. Тематические педсоветы.
  2. Методические совет.
  3. Методические объединения педагогов.
  4. Работа педагога над темой самообразования.
  5. Открытые уроки, занятия.
  6. Педагогические чтения.
  7. Методические выставки, смотры-конкурсы методических пособий.
  8. Работа творческих микрогрупп.
  9. Работа с малоопытными специалистами.
  10. Работа с вновь пришедшими педагогами.
  11. Предметные недели.
  12. Семинары.
  13. Круглые столы.
  14. Индивидуальные и групповые консультации по организации и проведению современного урока.
  15. Организация работы с одарёнными детьми.
  16. Разработка методических рекомендаций в помощь учителю по ведению школьной документации, организации, проведению и анализу современного урока. Систематизация имеющегося материала, оформление тематических стендов.
  17. Педагогический мониторинг.
  18. Организация и контроль курсовой системы повышения квалификации.
  19. Аттестация.
  20. Оперативное информирование о содержании направлениях развития образования, инновационной деятельности, новых педагогических технологиях.

В педагогическом энциклопедическом словаре методическая работа определяется как часть системы непрерывного образования педагогов. А её цель как освоение наиболее рациональных методов и приёмов обучения и воспитания учащихся. В условиях модернизации образования изменились задачи методической работы. (Логинова Ирина Михайловна, институт стратегических исследований в образовании РАО)

Вчера:

  • Обобщение и внедрение передового педагогического опыта.
  • Практическая помощь учителю.
  • Повышение квалификации педагогов.
  • Работа с профессиональным (закрытым) сообществом.
  • Выполнение инструкций по готовым алгоритмам.
  • Поощрение лучших учителей (аттестация, конкурсы профессионального мастерства).

Сегодня:

  • Экспертиза.
  • Аналитическая деятельность.
  • Технологизация.
  • Образовательный консалтинг.
  • Профессиональное развитие педагогов.
  • Формирование открытого полипрофессионального, общественно-профессионального сообщества.
  • Проектирование, моделирование новых педагогических практик.
  • Создание условий развития мотивации к профессиональному росту.

Единая методическая среда поможет школе быть современной, обеспечить введение Федеральных стандартов общего среднего образования второго поколения, достижение их целей и результатов. Одна из задач, стоящих перед педагогами общего и дополнительного образования, организация единого образовательного пространства. Вопросы интеграции в образовательном процессе должны всесторонне изучаться. Необходимо организовать информационно – консультационную и методическую работу для педагогов разного уровня подготовки.

Сценарий занятия с педагогами дополнительного образования

Тема: “Интеграция общего и дополнительного образования детей”.

“Я мыслю, следовательно, я существую”.
Рене Декарт

Деловая игра.

Цель: изучение понятия, усвоение теоретических знаний и отработки профессиональных умений.

Форма проведения – коллективная, групповая работа.

Методика организации и проведения:

  1. Конструирование игры.
  2. Организационная подготовка.
  3. Ход игры.
  4. Подведение итогов, подробный анализ

Подготовительная работа к занятию:

  1. Доска, маркер, высказывания интересных и знаменитых людей в качестве эпиграфа.
  2. Карточки разного цвета с вопросами.
  3. Ватман, фломастеры для работы в группах.
  4. Карточки для рефлексии.

Структура занятия:

1. Начало занятия

Слово “интеграция” записано на доске. Участники по цепочке составляют кластер

– существительное
– 2 глагола
– 3 прилагательных
– 1 предложение
– неожиданное и интересное объяснение.

2. Аукцион вопросов темы

Игра “оптимисты” и “пессимисты”. Работа в парах.

Участники продолжают фразы, записанные на карточках, и высказывают своё мнение:

  • Мне необходимо изучить вопрос интеграции для того, чтобы…
  • Я не хочу изучать вопрос интеграции, потому что…

Ведущий занятия предлагает высказаться отдельным участникам игры.

3. Информационный блок

Ориентация участников семинара в теме занятия “Интеграция общего и дополнительного образования детей”, анализ сложившейся ситуации, проблемы, варианты решения.

В современных условиях возникла настоятельная необходимость в том, чтобы современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начала строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что в российской школе впервые базовое (основное) и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка.

Модернизация российской системы образования предполагает интеграцию общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей муниципального и регионального уровней в единое образовательное пространство, где каждое учреждение является уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности.

Необходимость интеграции обоих видов образования обусловлена также тем, что на фоне кризисных явлений российского общества в детской, подростковой и молодежной среде в последние годы произошел катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Ощущается острая необходимость снижения напряженности, нетерпимости, агрессивности среди детей и подростков. Для этого в первую очередь необходимо увеличить педагогическое влияние на детей, повысить их занятость социально полезным делом.

Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых, развлечения, праздники, творчество), с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.

По большому счету основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов.

Самое главное состоит в том, что вовлечение детей в систему дополнительного образования меняет уклад их жизни, обогащает жизнь детей новыми социальными связями, интересами, ценностями, жизненными ориентирами. Поэтому есть все основания утверждать, что дополнительное образование детей является необходимым компонентом полноценного общего образования.

Чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Поэтому педагогам так важно знать и понимать проблемы друг друга – тех, кто профессионально занимается дополнительным образованием детей, и тех, кто связан с предметным обучением в школе.

Перспективные направления такого педагогического сотрудничества:

  • создание педагогических условий для востребованности школьных знаний в практике дополнительного образования и опыта дополнительного образования в школьной практике;
  • использование кадровых и материальных ресурсов учреждений дополнительного образования детей для проведения на их базе школьных уроков по изобразительному искусству, музыке, уроков труда, биологических практикумов и т.д.;
  • использование методического опыта учреждений дополнительного образования для реализации программ дополнительного образования детей непосредственно в школах

Одним из направлений интеграции общего и дополнительного образования является развитие системы дополнительного образования детей в образовательных учреждениях разных типов независимо от ведомственной принадлежности, общественных организаций в интересах формирования духовно богатой, физически здоровой, социально активной творческой личности ребенка.

Не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий, а в оставшиеся дни года еще треть его времени не занята уроками. Но ребенок никогда не бывает свободен от самого себя. Растущий человек ждет от мира разнообразия, и среди тех возможностей выбора, которые ему предоставляет естественное течение жизни, среди ценностей и приоритетов быта вполне могут быть и ценности дополнительного образования. При этом, в отличие от общего образования, дополнительное образование не имеет фиксированных сроков завершения; его можно начать на любом возрастном этапе и в принципе в любое время учебного года, последовательно переходя от одной ступени к другой. Его результатом может стать хобби на всю жизнь, и даже определение будущей профессии.

Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.

Системный подход предполагает понимание дополнительного образования детей как системы, включающий федеральный, региональный и муниципальный уровни.

Деятельностный подход определяет рассмотрение сферы дополнительного образования детей как пространства для совместной деятельности детей и взрослых. При данном подходе в условиях дополнительного образования детей приобретает универсальное содержание коллективная творческая деятельность педагогов и воспитанников, и появляются способы ее освоения, непосредственно заключающие в себе ее образовательный потенциал.

Культурологический и культуротворческий подходы, предполагают проектирование процесса дополнительного образования детей в соответствии с логикой культуры, включающей в себя элементы ее проектирования, действия и рефлексии.

Все выделенные принципы и подходы взаимосвязаны между собой, поэтому игнорирование одного из них неизбежно повлечет за собой нарушение целостности системы дополнительного образования детей.

В числе приоритетов деятельности учреждений дополнительного образования детей, обеспечивающих существенную дифференциацию содержания образования с учётом сложившихся тенденций его развития на современном этапе, следует назвать:

– осуществление новых направлений деятельности (информационные технологии, дизайн, ремёсла, музейная педагогика, журналистика…);

– расширение возрастного диапазона программ (предшкольная подготовка для детей дошкольного возраста, профильное обучение в условиях сетевого взаимодействия учреждений для старшеклассников);

– расширение спектра образовательных программ, обеспечивая право выбора индивидуального образовательного маршрута;-широкое внедрение разноуровневых программ (общекультурного, углублённого, допрофессионального уровней).

Предстоит расширить возможности получения дополнительного образования детьми с ограниченными возможностями развития, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также детьми, оказавшимися в сложных жизненных ситуациях.

Важными направлениями развития дополнительного образования детей должны стать:

  • активное освоение различных образовательных технологий (поисковых, исследовательских, проективных…);
  • использование разнообразных форм деятельности (школы, движения, праздники, игровые, досуговые программы, лагеря, научные общества, олимпиады…).

Для каждой ступени основного образования дополнительное образование способно предложить свой содержательный модуль, исходя из особенностей целеполагания развития личности в условиях определенного возрастного периода:

  • на этапе дошкольного образования – предшкольная подготовка;
  • на этапе начального образования – помощь в освоении позиции ученика: включение в разные учебные сообщества;
  • на этапе основного общего образования – поддержка процесса самоопределения личности: расширение спектра значимых проблем в различных сферах деятельности и приобретение опыта их решения;
  • на этапе среднего полного общего образования – сопровождение процесса профессионального самоопределения учащихся, обеспечение допрофессиональной подготовки.

Интегративный подход в проектировании образовательных программ возможно обеспечить на основе создания мета – программ, позволяющих выйти на межпредметный и надпредметный уровни содержания, обеспечивающие формирование функциональной грамотности и компетентности обучающихся (правовой, информационной, экологической, этической, художественной, физической культуры) и, соответственно, мета – умений: исследовательских, проективных, рефлексивных.

В качестве проблемных зон социализации, определяющих основные направления деятельности учреждений дополнительного образования, следует назвать:

1. Слабый учет гендерной специфики, когда полоролевые аспекты взросления уходят от внимания педагогов, что отражается в содержании и способах организации жизнедеятельности детей. Преодолеть комплекс проблем в этой зоне социализации позволит создание образовательных программ, способных помочь молодым людям выработать образцы – эталоны мужских и женских социальных ролей, осознать ответственность за жизнь и сформировать отношение к жизни как высшей ценности, выработать принципы ценности и неприкосновенности жизни другого человека.

Полоролевая социализация потребует обновления профессиональных знаний педагогов, введения в практику работы новых форм (особенно клубных), преодоления чрезмерной мелочной опеки в отношениях с подростками. Сопровождение полоролевой социализации позволяет предотвратить некоторые кризисы личностного развития девушек и юношей, что является вкладом в первичную профилактику зависимости от психоактивных веществ.

2. Недостаточная динамика развивающей деятельности. Старшие подростки, особенно из группы риска, в период особой обостренности процесса социализации, “уходят” из сферы влияния учреждений образования. Предупредить возникновение подобной ситуации возможно за счёт организации сопровождения социализации детей, что предполагает совместно с ребенком выстраивать маршруты взросления, вовлекать в общественно-значимую деятельность, формировать волевые привычки и мотивацию преодоления трудностей.

3. Слабая реализация социально-педагогической функции дополнительного образования. Возникает необходимость создания социально- педагогического паспорта территории, позволяющего выстраивать целенаправленную работу с семьёй. Разнообразные формы работы в досуговой сфере позволят объединить усилия семьи и педагогов в процессе преодоления кризисных зон развития ребенка. Семейная лыжня, “Папа, мама, я – спортивная семья”, семейные клубы, маршруты семейного туризма, дискуссионные встречи и т.п. позволят создавать особую культурную среду воспитания, снизят тревожность и напряженность отношений, будут способствовать лучшему пониманию друг друга в семье и, определенным образом, влиять на развитие самих родителей. Содружество с семьями разного типа, особенно с семьями детей группы риска, предполагает объединение усилий со службами социальной защиты, службами психолого-педагогического сопровождения детей и т.д.

4. Особая проблемная зона социализации связана с одаренными детьми. Наличие ярко выраженных общих или специальных способностей в детском возрасте не является гарантом успешного построения жизненной карьеры. Такие дети нуждаются в особом сопровождении процесса социализации, где должно уделяться место самоанализу и самооценке, где следует отработать технологии социального погружения, где необходимо развивать способности детей к самоорганизации, готовность к сотрудничеству, высокий уровень общей культуры.

Процесс сопровождения одаренных детей должен проектироваться на основе знаний психолого-педагогических аспектов работы с данной категорией детей.

Эффективность педагогического воздействия в данном аспекте социализации предполагает профессиональное (компетентное) решение задач по формированию умений анализа как своих действий, слов, поступков, так и тех социальных процессов, жизненных ситуаций, в которых оказывается ребенок. Профессиональное решению задач социализации детей в различных сферах жизнедеятельности предполагает отработку программ нового поколения. В практику дополнительного образования должен войти принципиально новый комплекс программ: целевые творческие программы, адресные программы, которые позволят осуществлять сопровождение процессов социализации детей с максимальным эффектом.

Социальное творчество может найти место в жизнедеятельности любого детского коллектива. Социальный проект должен стать органичным элементом каждой образовательной программы. Реализация таких проектов даст гражданский эффект, если педагоги окажутся способными побудить детей к добровольному и бескорыстному участию в них. Разработка нового поколения программ обучения основам социального управления является неотъемлемой составляющей дополнительного образования. Школы лидеров, лагерные сборы, детские (школьные) парламенты вошли в практику жизни и должны получить научно-методическое обеспечение.

Разнообразные акции, в которых формируется понимание современной истории Отечества, традиционно строятся вокруг памятных исторических дат: День снятия блокады, День Победы, День Матери, День защитников Отечества и т.д. Формирование культуры поведения в эти дни, отработка динамики усложнения содержания деятельности, разнообразие форм взаимодействия способствуют преодолению формализма в гражданском становлении, побуждают к формированию осознанной гражданской позиции.

Для гражданского становления большое значение имеет содружество поколений, которое нельзя свести к формальному присутствию ветеранов на концертах и парадах. Необходима совместная деятельность, где рождается нравственная забота друг о друге, истинное понимание проблем и ожиданий каждого поколения. Важной традицией гражданского поведения является сохранение памятников истории и культуры, охраны природных зон, мест активного отдыха, ибо бережное отношение к тому, что было создано поколениями, жившими до нас и для нас, является неотъемлемой частью гражданского становления личности.

Процесс модернизации системы образования способствует становлению учреждения дополнительного образования детей как субъекта рынка образовательных услуг. От умения руководителя образовательного учреждения провести маркетинг, найти своего заказчика зависит репутация этого учреждения, финансовое благополучие, микроклимат педагогического коллектива, его сохранность и развитие. Особое значение приобретает выработка стратегии изменения культурных ценностей и представлений педколлектива, переориентация межличностных отношений, системы норм и правил поведения в учреждении дополнительного образования детей как участника рынка образовательных услуг.

Источники информации

  1. Сборник “Дополнительное образования детей в системе современного образования”. Буйлова Л.Н. (составление), Каргина З.А. (редакция)
  2. Концепция развития дополнительного образования детей Ленинградской области

4. Самоанализ и самооценка

Участникам занятия предлагается придумать свой девиз темы занятия и изобразить его на листах ватмана. Организуется групповое выполнение задания в течение 10 минут. По окончании занятия проводится защита творческой работы.

5. Участники семинара заполняют анкету, которая содержит следующие критерии:

  • общая оценка игры, подробный анализ, реализация целей и задач, удачные и слабые стороны, их причины;
  • самооценка игроками исполнения порученных заданий, степень личной удовлетворённости;
  • характеристика профессиональных знаний и умений, выявленных в процессе игры;
  • анализ и оценка игры экспертами.

Рефлексия занятия.

У участников семинара на столах лежат вырезанные из картона градусники. Участники должны отметить на них свою температуру, которая определяется значением занятия.

Шкала оценки следующая:

  • 36.6 – нужно, полезно, интересно, необходимо;
  • 38 – страшно, сложно, неинтересно, обременительно;
  • 34 – бесполезно, бесперспективно, безразлично.