По залам Оружейной палаты (заочное путешествие). 8-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 8


Цели урока для учителя.

  • Образовательная: дать представление об Оружейной палате как уникальном музее-сокровищнице шедевров декоративно-прикладного искусства.
  • Развивающие: развитие у учащихся:
    • умения анализировать произведения декоративно-прикладного искусства, исходя из их художественной и исторической ценности;
    • умения формулировать обобщающий вывод;
    • умения работать в группе.
  • Воспитательная: формировать ценностное отношение к произведениям декоративного и прикладного искусства.

Цели для учащихся.

На уроке учащиеся смогут:

  • познакомиться с коллекциями декоративно-прикладного искусства IV-XX веков, хранящимися в Оружейной палате Московского Кремля;
  • проанализировать изделия декоративного и прикладного искусства по предложенному плану;
  • закрепить знания по технологии изготовления изделий;
  • оценить результаты работы групп по предложенному плану.

Содержание урока: с целью знакомства с коллекциями Оружейной палаты Московского Кремля детям предлагается рассмотреть и проанализировать некоторые произведения декоративного и прикладного искусства, исходя из их художественной и исторической ценности.

Методы обучения: иллюстративный, наглядный.

Способ организации учащихся на уроке: дети работают в группах, что позволяет выполнить больший объем работы за непродолжительный промежуток времени.

ХОД УРОКА

Работа - штука долговекая.
Мастер умрет, а дело его останется.

П. П. Бажов.

1. Фронтальный опрос.

- О каких видах искусства шла речь на прошлом уроке?

- Что значит декоративное?

- Что значит прикладное?

- Кто делает?

- Что это за предметы? (посуда, мебель, одежда, ювелирные изделия и т. д.)

- Из чего сделаны? (дерево, камень, металл, кость и т. д.)

- Почему вещь, созданная для применения становится произведением искусства?

- Где хранятся произведения искусства?

- Можно ли такой музей создать в школе?

2. Рассматриваем изделия декоративно - прикладного искусства, хранящиеся в кабинете, вспоминаем названия промыслов, технологию изготовления.

3. Знакомимся с коллекцией Оружейной палаты (озвучивается тема урока, цели для учащихся).

Оружейная палата Московского Кремля, старейший русский музей-сокровищница, хранящий шедевры декоративно-прикладного искусства IV-XX веков. В 9 залах представлены 3 тысячи произведений русского и зарубежного искусства.

А). Одна из самых обширных и значительных коллекций в музее - коллекция золотых и серебряных изделий XII-XX веков. Рассматривая её, можно проследить развитие русского самобытного искусства на протяжении веков, как менялись вкусы и быт людей.

Золотой ковш царя Михаила Романова. Выкован из листа золота. Форма с плоским дном и низкими бортиками.

Б). Гордостью музея является собрание русского оружия и брони, выполненного мастерами оружейниками. Их творчество отличает высочайшее техническое мастерство, владение сложными приемами обработки металла, фантазия в подборе орнамента.

Пистолеты, XVI в. Мастера словно соревновались в красоте форм замков и декоре по металлу. Приклады инкрустированы перламутром и ценными породами дерева.

В). Собрание драгоценных тканей музея охватывает период с XIV по XX век. Это лучшие образцы ручного ткачества и шитья России, Византии, Ирана, Турции, Испании и Франции. Из редких по качеству привозных тканей умелые мастерицы шили церковную и царскую одежду, расшивали их золотом, жемчугом, украшали удивительными пуговицами, нашивками и драгоценными камнями.

Саккос - одежда митрополитов и патриархов. Саккос Никона. Редкий узор ткани. Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, шитье, чернь. Вес саккоса 15 кг.

Г). Особое место в коллекции Оружейной палаты занимают государственные регалии - символы власти - венцы, державы, скипетры, троны. Они использовались во время венчания на царство, коронации, встреч иностранных послов и символизировали силу и мощь Русского государства.

Корона Екатерины II. Серебро, позолота, Каркас из 2-х полусфер и дужки. Всего 2,5 тысячи алмазов и более 20 других камней. В завершении красный турмалин.

Д). Собрание западноевропейского серебра Оружейной палаты не имеет себе равных. Это дары иностранных монархов. Подарок - знак уважения государству, почтение правителю. Иностранные государства, заинтересованные в налаживании торговых и дипломатических связей с Россией, ж яйца, морских перламутровых раковин.

Кубок "Петух". Раковина, серебро, чеканка, литьё, золочение.

Рукомой. Серебро, чеканка, золочение.

Е). Уникальная коллекция экипажей, состоящая из 17 карет, рассказывает о развитии экипажного дела в России и Западной Европе. Каждый экипаж - произведение искусства, созданное содружеством мастеров: каретников, скульпторов, живописцев, архитекторов и тд.

Детские возки Петра I летний и зимний. Деревянная основа, обитая кожей. Узор из золота в виде стилизованных деревьев, фантастических птиц, зверей и человеческих фигур. В них трёхлетний Петр выезжал на прогулку. Запрягали пони, а управляли карлики.

4. Работа в группах.

Задание: внимательно рассмотреть предложенную репродукцию, подумать, в чем заключена историческая и художественная ценность данного произведения. Приготовить сообщение по плану:

1. Название изделия.

2. Время создания, авторство (коллективное или индивидуальное), назначение изделия.

3. Материал и технология изготовления.

4. Какой коллекции принадлежит.

5. После выступления всех групп, провести мониторинг. Оценить выступления групп: 1 - 2; 3 - 4; 5 - 6.

Критерии оценивания:

Полнота изложения материала.

Использование понятий и определений.

Яркость, эмоциональность ответа.

Точность выполнения работы по времени (регламент 3 минуты).

6. Вывод: художественные сокровища Оружейной палаты Московского Кремля были созданы столетия назад, но они не знают старости. Непреходящее значение их в том, что они рассказывают об истории нашей Родины, прививают людям чувство любви к родной земле, к своему народу. "Работа - штука долговекая. Человек умрет, а дело его останется", - сказал П.П. Бажов

7. Вернуться к целям урока для учащихся, все ли выполнили.

Д/З на ближайшие десять лет - посетить Оружейную палату в Москве.

8. Словарь понятий:

  • Золочение - нанесение тонкого слоя золота на поверхность изделий в защитных или декоративных целях.
  • Зернь - мелкие золотые или серебряные шарик, которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани, создавая игру светотени.
  • Скань (филигрань) - узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, гладкой или свитой в веревочки.
  • Чернь - черные или серые изображения, нанесенные на металл (золото, серебро) путем гравировки.
  • Чернение - создание на поверхности металлического изделия тонкой (сталь) или (серебро) пленки.
  • Эмаль - прозрачное стеклообразное покрытие, наносимое на металлический предмет и закрепленное обжигом. Эмали: выемчатая, перегородчатая, прозрачная, расписная.
  • Чеканка - рельефное изображение на тонких металлических листах.
  • Ковка - способ обработки металла давлением, при котором заготовка отбивается и приобретает заданную форму.
  • Литьё - получение изделий путем заливки расплавленных металлов в литейную форму.