Занятие с будущими первоклассниками ("Воскресная школа") по теме "Я – будущий первоклассник"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели:

  • знакомство;
  • содействие осознанию позиции школьника.

Ход занятия

I. Игра "Знакомство"

Сначала представляется психолог, рассказывает о себе. Затем дети кидают друг другу мячик, называя перед броском свое имя, а затем по сигналу ведущего - имя того, кому бросают мячик.

Кто знает кто такой психолог? (выслушивается мнение детей).

Если кому-то стало грустно, плохо, психолог утешит, защитит, даст возможность отдохнуть.

II. Беседа "Что такое урок?"

Как можно показать, что ты готов к уроку? Например, в школе есть правило "Готов к уроку": по звонку ученик становится возле своей парты и ждет команды учителя. Давайте потренируемся выполнять это правило.

Что нужно сделать:

а) когда входит учитель (или кто-то старший) в класс;

б) когда хочешь что-либо сказать;

в) когда кто-то опаздывает на урок и т.д.

III. "Посудомоечная машина фирмы "Bosch".

Игра на контакт, сближение.

Встаньте в две колонны друг напротив друга. Теперь по одному будем проходить по получившемуся у нас "коридору", но каждый должен придумать, кем он видит себя из посуды. Называем посуду и проходим по "коридору", а остальные участники "моют", т.е. гладят, прикасаются.

IV. Работа со сказкой. Сказка "Про Колю" (Н. Селезнева)

Дети слушают и обсуждают сказку в стихах.

(Приложение 1)

Жил на свете мальчик Коля.
Не хотел учиться в школе.
Уроки делать не любил
И маме твердо говорил:
"Зачем вставать мне по утрам,
Когда я все умею сам?
Могу милиционером стать,
Вокруг всех буду защищать!
Или врачом - людей лечить,
А может быть, детей учить.
Я все сумею, все смогу,
И в школу больше не пойду!"
Сказал так маме и ушел,
А ночью Коля спать пошел.
Заснул и видит сон такой:
Как будто он в стране другой,
Где взрослым стал уже давно
И все ему разрешено.
"Раз вырос я, - подумал Коля, -
Не надо мне учиться в школе.
Тогда работать я пойду,
Я все сумею, все смогу!
Пойду врачом, людей лечить.
Так буду пользу приносить!"
Сказал и видит: врач идет
И градусник в руке несет.
Коля к доктору бежит,
Громко на ходу кричит:
"Ничего, я помогу,
Я все сумею, все смогу!"
Посмотрел тут доктор строго,
Коле он сказал сурово:
"Ты знаешь, как людей лечить?
Что при простуде нужно пить?
Какую детям дать микстуру,
Чтобы сбить температуру?
Ты в детстве в школу не ходил,
Уроков в школе не учил.
Не знал таблицу ты сложенья,
Не находил задач решения.
И если в школу не пойдешь,
Занятья в жизни не найдешь".
"Ну, ничего, - подумал Коля, -
Профессий в мире очень много.
Могу милиционером стать.
И буду всех я защищать".
Глядит, милиционер идет
И свисток в руке несет.
Закричал туту Коля громко:
"Преступника поймаю ловко!
Ничего, я помогу,
Я все сумею, все смогу!"
Глянул милиционер тут строго,
Коле он сказал сурово:
"Ты знаешь, как людей спасать?
Чужие жизни защищать?
Ловить преступников как быстро?
Как стать военных дел министром?
Ты в детстве в школу не ходил,
Уроков в школе не учил.
Не знал таблицу ты сложенья,
Не находил задач решения.
И если в школу не пойдешь,
Занятья в жизни не найдешь".
"Ну, ничего, - подумал Коля, -
Профессий в мире очень много.
Могу художником я стать,
Картины буду рисовать".
И тут же, прямо перед ним,
Художник - красок властелин.
Коля взял мольберт и кисть
И начал кисточкой водить.
"Ничего, я помогу.
Я все сумею, все смогу!"
Посмотрел художник строго,
Коле он сказал сурово:
"Ты знаешь, кистью как водить?
Портрет, пейзажи как творить?
Хватит пачкать тут бумагу.
Ведь тебе учиться надо!
Ты в детстве в школу не ходил,
Уроков в школе не учил.
Не знал таблицу ты сложенья,
Не находил задач решения.
И если в школу не пойдешь,
Занятья в жизни не найдешь".
Призадумался тут Коля:
"Может, правда надо в школу?
Тогда профессию найду,
Тогда я людям помогу.
Я выучусь и умным буду,
Уроков строгих не забуду".
Тут же пробудился Коля.
Крикнул маме: "В школу, в школу!
Собирай меня скорей,
Побегу туда быстрей.
Хочу узнать я все на свете,
Умней всех буду на планете!"
Учился Коля не напрасно:
Он стал художником прекрасным.
А мог он стать и инженером,
Доктором, милиционером.
Много нового узнал
И полезным всем он стал.

Вопросы для обсуждения:

- Почему Коля не хотел ходить в школу?

- Какой сон он увидел?

- Почему он потом захотел учиться?

- Что значит "Стать полезным"? (Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). - М.: "Генезис", 2006. - 303 с.)

V. Игра "Буратино идет в школу"

Буратино 1 сентября идет в школу, но он не знает что нужно взять с собой. Дети должны помочь Буратино собрать портфель в школу, то есть рассказать, что туда нужно положить. (Приложение 1)

VI. "Прекрасный сад"

Игра на сплочение, поддержку. Материалы: карандаши, фломастеры, ватман, ножницы, листы, клей - карандаш.

"Представьте, что вы - прекрасное растение в саду. Каким растением вы хотите быть? Как выглядят его листья? Они мягкие или жесткие? У этого растения есть шипы? А плоды? Цветет ли оно? Какого цвета его соцветия?" (Приложение 1). Все вы разные, но вам предстоит учиться в одном классе, быть единым коллективом и принимать других такими, какие они есть.

Предложить детям и родителям нарисовать по цветку. Затем их вырезать и приклеить на ватман и получится красивый, яркий луг.

VII. Прощальная игра "Волшебные снежинки".

Инструкция: "Встаньте рядом со своим стулом и встряхните ногами и руками:

Вы видели когда-нибудь волшебный снег - очень крупные снежинки, мерцающие голубыми искорками? Кто вдохнет такую снежинку, почувствует себя свежее и бодрее, как по мановению волшебной палочки. Усталость и заботы покинут его. Но для этого снежинку нужно вдохнуть очень глубоко - чтобы она попала внутрь живота.

Представьте как снег кружится в воздухе. Кружатся в воздухе и стремятся к земле обычные маленькие снежинки и среди них огромные волшебные. Если волшебная снежинка появится перед вами, глубоко вдохните ее - почувствуете, что стало легко и все напряжение ушло.

Тот, кому удалось вдохнуть три волшебные снежинки, может загадать желание."