Урок по истории в 3-м классе по теме "Как одевались на Руси"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с названиями деталей старинной русской одежды.

ЗАДАЧИ:

  • Образовательные: через историю вещей показать повседневную жизнь человека, его социальный статус; показать какую роль в жизни человека играла одежда, познакомить с тем, как одевались на Руси.
  • Развивающие: развивать творческие способности, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы; пополнить словарный запас детей.
  • Воспитательные: прививать интерес к прошлому нашей страны, воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • кроссворд у каждого ученика;
  • карточки со словами;
  • детали одежды;
  • шляпы с перьями;
  • учебник

ХОД УРОКА.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

1, 2 - выше голова

3, 4 - плечи шире

5, 6 - тихо сесть

2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

1) Начнём с одежды Древних греков и жителей Северной Европы.

Игра "Одень куклу" (к доске выходят 2 девочки и 2 мальчика)

Приложение 1

- Посмотрим на одежду греков. Согласны?

- Докажите.

- Как называется одежда греков?

- Что такое гиматий?

- Как одевались в Северной Европе?

- В чём отличие от одежды греков?

- Почему не взяли эту шляпу?

- А это платье?

2) "Найди свою шапку". Индивидуальная работа (у каждого на парте карточка)

Врач                           берет

Нотариус           чёрная шапочка

Учёный             бобровая шапка

Соединить стрелками.

Самопроверка (на доске).

- Что мы можем узнать по этим шапкам?

3) Игра "Кто к нам пришёл?"

шапка с 3 перьями князь
шапка с 5 перьями барон
шапка с 7 перьями герцог
граф

(на ребёнка надевается шапочка, он выходит к доске и берёт свой титул)

- Скажите, кто пришёл? (ребёнок показывает табличку с титулом)

- Что мы можем узнать по этим шапкам?

4) - А ещё мне интересно узнать для чего изобрели варежки и перчатки?

Инсценировка.

а) Пожмите друг другу руку

б) Вы входите в церковь

в) Вызов на дуэль

3. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА.

- Мы с вами побывали в Древней Греции, в Северной Европе, изучая одежду и головные уборы.

- Как вы думаете, куда теперь мы должны отправиться?

- Правильно, из заморских стран вернёмся на родину, в Россию. Где узнаем много интересного.

- Ваша задача запомнить различные виды русской одежды и кто какую одежду носил.

Приложение 2

4. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО.

1) Танец (мальчик и девочка в русских одеждах)

- К нам пришли гости, давайте их пригласим.

- Обратите внимание на одежду. Может кто-то знает некоторые виды русской одежды?

Сарафан

Рубаха

Порты

Кокошник

Сорочка

Кушак

- Это основная одежда, которую носили русские люди.

- Гостям спасибо.

Наши предки считали, что одежда должна быть свободной, удобной для любых движений, для труда.

Одежду часто украшали вышивкой. Женщина старательно покрывала узором ворот, вырезы, подол рубахи.

Она вышивала круги - символ солнца, квадраты - символ земной силы, дерево - источник жизни.

Эти узоры-обереги должны защищать владельца рубахи от злых сил.

Рубаху носили на выпуск и подвязывали поясом, кушаком.

- Что надевали женщины под сарафан?

- Что носили женщины на голове?

- Что такое порты?

- Чем подвязывали рубаху?

2) ФИЗМИНУТКА.

3) Идём в дворянский терем. Внимательно смотрим и запоминаем кто во что одет.

Фрагмент из мультфильма "Сказка о рыбаке и рыбке"

- Что общего вы заметили?

- Чем отличается одежда?

Душегрейка

Сапоги

Знатные люди одевали сразу несколько одежд, что говорило о их богатстве.

Крестьяне шили одежду из простых грубых тканей (лён, сукно).

Знать - привозные дорогие ткани (тафта, бархат, парча, атлас).

Цвет самый разный: красный, синий, зелёный, голубой, розовый и другие.

- Что носили на ногах знатные люди?

- Как выглядит душегрейка?

5. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

- А теперь давайте обратимся к учебнику.

Внимательно прочитайте и постарайтесь запомнить.

- О каком виде одежды мы ещё не сказали?

ЗИПУН

ШУБА

КАФТАН

- Что такое зипун? Как он выглядел?

Зипун надевали на рубаху. Длина до колен, длинные узкие рукава, нет воротника.

Кафтан - верхняя одежда, закрывал колени.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ В УЧЕБНИКЕ.

Шуба была исконно русской одеждой.

Шубы носили все.

Крестьяне - на овчине, зайце.

Знать - на куньем, собольем, песцовом, лисьем меху.

Сверху шубу покрывали парчой, бархатом.

- Задайте друг другу вопросы.

- Расскажите об одежде каждого по иллюстрации в учебнике.

6. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ.

1) "Найди лишний предмет"

(ребёнок в русской одежде с лишним предметом)

а) женская одежда (кофта)

- Чем можно заменить?

- Что можем добавить?

б) мужская одежда (ремень)

- Чем подпоясать?

- Что можно добавить?

2) Работа со словами на доске.

- Чем отличалась одежда крестьян от одежды знати?

- Что оденет крестьянин?

- Что оденет боярин?

3) Кроссворд.

Приложение 3

- Если вы правильно напишете все слова, то в красной рамочке прочитаете слово.

  1. Как называются мужские штаны?
  2. Верхняя тёплая меховая одежда.
  3. Женская длинная одежда с пуговицами.
  4. Одежда, которую женщины одевали под сарафан.
  5. Верхняя одежда - холодная или тёплая - в зависимости от времени года.
  6. Обувь крестьянина.
  7. Женская одежда, тип безрукавки, которую одевали на сарафан.

ВЗАИМОПРОВЕРКА.

- Какое слово получилось?

7. ИТОГ.

- Что запомнили?

- Что расскажете дома?

Подсчёт жетонов. Оценки.

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

9. РЕФЛЕКСИЯ. Составляем цветок - розовые лепестки и синие.