Информационно-коммуникационные технологии как средство развития творческих способностей на уроках черчения

Разделы: Технология


В течение нескольких лет я работаю над проблемой "Развитие творческих способностей учащихся на уроках черчения".

Основная задача обучения черчению в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой графических знаний и умений, необходимых в повседневной школьной жизни и трудовой деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин (технологии, геометрии) и продолжения образования. Но вместе с этим учебный предмет черчение оказывает сильное влияние на развитие логического мышления, пространственных представлений, познавательных и творческих навыков учащихся.

Невольно возникает вопрос: "Надо ли развивать творческие способности учащихся на уроках черчения, тем более что на изучение данного предмета выделено так мало времени?"

Конечно надо! Мы живем в век научно-технического прогресса, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, креативного подхода к решению больших и малых задач. Да и сам учебный процесс, ориентированный на формирование творческих навыков, становится интереснее как для учителя, так и для учеников, (школьник из объекта обучения превращается в равноправного субъекта, т.е. может не только осваивать, но и познавать, вступая в живой диалог).

Изменения, происходящие в окружающем мире, обществе, быстрые темпы роста объема информации, разнообразные средства доступа к ней требуют от современной школы формирование компетентной личности ученика. Решающее значение для успешной адаптации выпускников в современном обществе имеет не только объем и системность знаний, но и умение применять их в практической деятельности. Это требует сформированности определенного типа мышления, способности увидеть новые связи между обыденными вещами, событиями, создавать новое. Способность к созданию нового, значимого для личности, общества является творчеством. Творческая личность способна не только обеспечить себе достойное место в обществе, но и способствовать прогрессу самого общества. Каждый человек от рождения обладает как интеллектуальными, так и креативными способностями, но в различной степени. По мере взросления креативное (творческое) мышление "затухает". Малое количество людей с высоким творческим потенциалом в обществе объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей.

В своей практике для развития творческих способностей учащихся я использую

технологии, методы и приемы обучения, активизирующие внимание и интерес, вовлекающие школьников в активную познавательную деятельность. Практика показывает, что наиболее эффективными методами организации самостоятельной творческой работы учащихся являются: проектный, поисковый, исследовательский, учебный диалог, проблемное изложение материала.

Приложение 1 (презентация урока по теме "Сечения", 9 класс, построенного с использованием технологии проблемного обучения и метода учебного диалога).

Наряду с традиционными, носящими чаще всего репродуктивный характер, использую разноуровневые практические упражнения, творческие задания (моделирование деталей в соответствии с заданными условиями, составление кроссвордов, опорных конспектов, сравнительных характеристик, подготовка сообщений).

Приложение 2 (практическое задание, работа учащихся по теме "Сечения" - моделирование внешней формы детали по заданным условиям).

Приложение 3 (наглядные изображения деталей, творческая работа учащихся по теме "Проецирование").

Интенсивное развитие сферы образования на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий создает условия для широкого использования информационно-коммуникационных технологий, внедрения активно-деятельностных форм обучения в практике учителей-предметников. При организации учебного процесса я применяю на уроках имеющиеся в медиатеке цифровые образовательные ресурсы, создаю собственные, что позволяет увеличить скорость и качество усвоения материала, усилить практическую направленность, разнообразить виды деятельности учащихся на уроках, способствует росту учебной мотивации. Использую знания учащихся в области ИКТ для выполнения индивидуальных творческих домашних заданий и при подготовке цифровых образовательных ресурсов. Ученики для создания таких работ подбирают иллюстративный материал из справочной и научно-популярной литературы, сети Интернет. Эти работы можно использовать в качестве дополнительного или наглядного материала.

Приложение 4 (учебное пособие по теме "Построение 3-х видов детали" - творческая работа учащихся).

Приложение 5 (обучающее упражнение, творческая работа учащихся по теме "Проекции геометрических тел").

Контроль за усвоением нового материала я организую как при помощи традиционных форм и методов, так при помощи тестирования. Тестирование позволяет рационально использовать время на уроке, быстро установить обратную связь с учащимися и определить степень усвоения материала, обеспечивает объективность оценки. На своих уроках я использую печатные и компьютерные тесты. Ребята с удовольствием не только выполняют предложенные задания, но и сами подбирают и оформляют материал будущих тестов, что позволяет им проявить свою предметную компетентность, оригинальность мышления, выдумку.

Приложение 6 (проверочный тест - творческая работа учащихся по теме "Линии чертежа").

Формирование и развитие творческой личности - задача актуальная и необычайно сложная. Использование возможностей компьютерных технологий в образовательном процессе позволяет не только повысить уровень обученности школьников, но открывает широкие перспективы для развития познавательной активности и творческих способностей учащихся.