Долгосрочный практико–ориентированный проект "Путешествие по железной дороге"

Разделы: Работа с дошкольниками


Приложение

…Путешествовать любят все: и взрослые и малыши. Это интересно и увлекательно; это даёт возможность увидеть и открыть для себя что-то новое, неизвестное. Наши дети тоже хотят увидеть весь мир и мечтают отправиться в путешествие на… поезде. Почему именно на поезде? Да потому, что они – воспитанники детского сада № 247 ОАО

“Российские железные дороги”, живущие в славном городе железнодорожников- Уссурийске; потому что большинство их родителей работают на железной дороге, а ещё потому что близлежащие к детскому саду социально значимые объекты (станция Уссурийск, железнодорожный вокзал, Уссурийский локомотиворемонтный завод, локомотивное депо Уссурийск, Приморский железнодорожный институт, Совет ветеранов и др.) формируют у малышей устойчивые представления о важности и значимости труда железнодорожников.

Для осуществления “детской мечты” и создания условий для проведения ранней профориентационной работы с дошкольниками, был разработан долгосрочный практико-ориентированный проект “Путешествие по железной дороге”, предполагающий реализацию комплекса вариативных форм работы со всеми участниками образовательного процесса: детьми, педагогами НДОУ, родителями воспитанников.

Актуальность данного проекта заключается в том, что проводимая в детском саду профориентационная работа, является основой, на которой, возможно, и будет строиться вся последующая работа по профессиональному самоопределению уже в школе. Поэтому она должна планироваться и осуществляться в определённой системе, а аргументированный выбор методов, приёмов, средств подбираться с учётом возрастных особенностей дошкольников.

Выбор метода проекта, как наиболее оптимальной формы организации работы не случаен:

– Именно этот метод, по праву, считается высокоэффективной формой познавательного развития детей ( его использование даёт возможность для накопления опыта. который ребёнок приобретает самостоятельно, а педагоги становятся организаторами исследовательской деятельности детей, генераторами развития их интеллектуально-творческого потенциала).

– Метод проектов учит педагогов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, делает этот процесс личностно значимым. По ходу реализации проекта воспитатель проживает ряд ролей: вдохновитель экспериментально-поисковой деятельности детей; специалист в различных областях знаний; консультант по нахождению источников информации, помощник в вопросах планирования, координатор работы с родителями и пр.

– Применение данного метода способствует развитию социальной активности, повышению компетентности родителей.

Сравнительный анализ, существующих на момент начала разработки проекта ситуации и условий для проведения профориентационной работы в НДОУ, выявил проблему несформированности определённой системы работы с дошкольниками по ранней профессиональной ориентации на железнодорожные профессии (различный образовательный материал был представлен фрагментарно, преобладала однообразная система планирования), недостаточным было и ресурсное обеспечение данного направления работы педагогов.

Исходя из вышеизложенного, были определены:

Цель: создание адаптированной системы работы с дошкольниками по организации ранней профессиональной ориентации на железнодорожные профессии посредством взаимодействия воспитанников, педагогов и родителей с макросоциумом.

Задачи:

  1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов через изучение, апробацию и внедрение инновационного опыта работы НДОУ ОАО “РЖД”.
  2. Обогатить знания и представления детей о многообразии профессиональной деятельности железнодорожников, видах железнодорожного транспорта и др.
  3. Сформировать практические навыки безопасного поведения детей вблизи железнодорожных объектов через проведение цикла обучающих занятий, тренинговых упражнений, “Минуток безопасности”…
  4. Активизировать пропагандистскую деятельность среди родителей посредством включения в воспитательно-образовательный процесс.
  5. Создать информационный банк ресурсного материала по вопросам ранней профориентации дошкольников на железнодорожные профессии.
  6. Организовать активное взаимодействие детского сада с учреждениями и предприятиями ОАО “Российские железные дороги” в макросоциуме.

Миссия педагогов в проекте заключается в следующем – помочь каждому ребёнку обрести целостный образ взрослых на основе интеграции их личностных и профессиональных качеств, осознания значимости трудовой деятельности железнодорожников; ненавязчиво подвести к выводу о том, что правильным жизненным выбором профессии определяется жизненный успех.

Долгосрочный проект “Путешествие по железной дороге” реализуется по следующим основным направлениям:

Организационное

  • создание в НДОУ предметно-развивающей среды, отражающей специфику проводимой профориентационной работы;
  • определение уровня знаний и сформированности представлений по данному направлению методами педагогической диагностики;
  • изучение передового опыта работы дошкольных образовательных учреждений ОАО “РЖД”. Отбор и внедрение эффективных методик и технологий.

Профилактическое

  • пополнение знаний о транспортной среде окружающего микрорайона (виадук, железнодорожный узел…);
  • закрепление основ правильного безопасного поведения вблизи железнодорожных объектов.

Образовательное

  • накопление образно-символического и демонстрационного материала для проведения мероприятий познавательного цикла;
  • решение образовательных задач посредством использования информационного банка данных о методических разработках в рамках профориентационной работы в НДОУ.

Проект “Путешествие по железной дороге”, предполагает определённый механизм реализации , который корректирует сроки определённых этапов, обеспечивая тем самым лёгкую управляемость проекта, а также своевременный контроль и анализ проводимых мероприятий.

В начале работы над проектом, педагогическому коллективу предстояло решить ещё одну немаловажную задачу – адаптировать информационно-познавательный материал, написанный “взрослым” языком, не рассчитанный на детское восприятие, сделать его доступным, интересным, но при этом не исказить смысл образовательного содержания. Также педагогам необходимо было пополнить свой интеллектуальный багаж, изучив элементарные особенности и специфику работы определённых железнодорожных профессий, железнодорожную терминологию…

Этому способствовало проведение разноплановых образовательных мероприятий с педагогами.

В течение года работал годичный обучающий семинар, на котором были проработаны следующие темы:

– Задачи и содержание работы по ранней профессиональной ориентации на железнодорожные профессии, выбор форм работы с детьми;

– Создание предметно-развивающей среды, направленной на раннюю профориентацию дошкольников;

– Игровая деятельность- как средство развития познавательного интереса к железнодорожным профессиям;

– Интегрированный подход к формированию представлений у дошкольников о социальной значимости труда железнодорожников;

– Краткосрочные детско-родительские проекты в профориентационной работе.

В ходе работы творческой лаборатории, педагогами был разработан вариативный комплекс форм работы с детьми, эффективность которых была доказана в ходе реализации проекта. (см. Приложение 1)

На высоком уровне в детском саду прошла Неделя профессионального мастерства по теме: “Ранняя профессиональная ориентация на профессии железнодорожников в условиях НДОУ”. Педагоги с успехом продемонстрировали свой интеллектуальный и профессиональный потенциал при проведении интегрированных, комплексных, игровых занятий, игр-путешествий, сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных игр, досуговых мероприятий. Проведённые занятия отличались творческими находками, сочетанием грамотно использованных методических приёмов, нетрадиционностью. Копилка педагогического опыта по профориентационной работе значительно пополнилась разработанными конспектами занятий, подборками игр, сценариями развлечений, викторин, подборками литературно-музыкального материала.

Итоги проведения открытых мероприятий были подведены в ходе Методической недели, где педагоги могли получить индивидуальную консультативную помощь по данной теме; презентовали свой накопленный материал, фотогазеты “Профессии моих родителей” на экспресс-выставке; ещё раз просмотрели видеофрагменты занятий; обсудили проблемы и творческие находки на заседании круглого стола

“Организация работы по ранней профориентации в условиях НДОУ”.

Для отслеживания результатов проводимой профориентационной работы с дошкольниками и проведения педагогической диагностики, творческой группой педагогов детского сада, под руководством старшего воспитателя С.Г. Ревенок, был составлен комплект диагностических карт. (см. Приложение 2).

Работа в такой системе позволила повысить профессиональный интерес у педагогов к новым разработкам и непосредственно к активной деятельности; у них выработался индивидуальный педагогический стиль, они убедились в результативности своего труда, отметили собственный профессиональный рост.

Приоритетом, в ходе реализации проекта, оставалась работа с детьми, к которой были привлечены все (без исключения) члены коллектива детского сада № 247: и педагоги и обслуживающий персонал (с учётом их способностей).

Используемые в ходе работы, максимально разнообразные формы образовательной деятельности с детьми, варьирование приёмов и средств воспитательно-образовательной работы с детьми способствовали развитию у дошкольников познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Мы старались, чтобы детский опыт, начинаясь с интереса к труду родителей, постепенно расширялся до интересов к жизни общества. Содержание образования выстраивалось “вокруг человека”.

Проводимая профориентационная работа базировалась на следующих принципах:

Принцип опоры на ведущую деятельность реализовывался в органической связи игры с другими, специфически детскими, видами деятельности (конструктивной, изобразительной, музыкальной…).

Принцип сотрудничества и сотворчества прослеживался в единении взрослого и ребёнка как равноправных партнёров, обеспечивая диалогичность взаимодействия, возможность саморазвития каждого.

Принцип учёта возрастных особенностей и концентричности позволил рассматривать различные вопросы профессиональной ориентации на доступном уровне, неоднократно возвращаясь к ранее изученному материалу на уже более высоком уровне.

Принцип развития личностных качеств направлен на формирование позитивного уважительного отношения к профессиям, и в целом, к труду железнодорожников.

Овладению элементарными базовыми знаниями о профессиях железнодорожников, пониманию некоторых трудовых процессов и их последовательности, взаимосвязях определённых профессий, развитию технического кругозора, зрительной памяти у детей дошкольного возраста способствовал разработанный план проектных мероприятий, включающий в себя:

  • цикл занятий по социально-нравственному развитию “Всё о железной дороге” (к проведению данного цикла привлекались родители воспитанников);
  • “Минутки безопасности” (дети имели возможность приобрести теоретические знания и практические навыки о правилах поведения вблизи железнодорожных объектов, поупражняться в решении проблемных ситуаций );
  • Беседы с детьми старшего дошкольного возраста (раздел “Профессия и человек”);
  • Развивающие задания с элементами профориентации;
  • Интеллектуальную игру “Железнодорожная Всезнайка”;
  • Познавательные досуги “Жил да был Паровоз”, “Все профессии важны”;
  • Мероприятия, проведённые совместно с воспитанниками школы-интерната № 29 ОАО “РЖД” и ДК “Дружба” (игровая программа “Путешествие по железной дороге”, физкультурно-оздоровительное мероприятие “Мчится поезд”;
  • Встречи с ветеранами- железнодорожниками, представителями трудовых династий, студентами и преподавателями Приморского железнодорожного института…;
  • Создание мини-коллекций на железнодорожную тематику;
  • Выставки детского творчества “Весёлый паровозик”, “Мы едем, едем, едем…”;
  • Изготовление рисованных фильмов “Кем я буду, когда вырасту”, книжек-самоделок, мини-энциклопедий;
  • Коллективное творческое дело, в котором одновременно принимают участие воспитанники всех дошкольных групп : составление коллажей
  • “Кругосветное путешествие по железной дороге”, “Поздравляем железнодорожников” ;
  • Досуговые мероприятия: развлечение “Подрасту и тоже стану железнодорожником”, игровой калейдоскоп “Станция Поиграй-ка”;
  • Тематическую неделю по профессиональной ориентации ( Дни: “В мире железнодорожных профессий”, “Такой разный железнодорожный транспорт”, “Станция Спортивная” – спортивные и подвижные игры с элементами профориентации, “Станция “Переделкино” -творческо- продуктивная деятельность, “Станция Развлекай-ка” (драматизация, театрализованные представления, просмотр мультфильмов…)
  • Праздничные концерты для ветеранов, родителей воспитанников, шефов.

Промежуточная диагностика детей, с которыми проводилась работа, показала, что у них появился значительный интерес к деятельности работников железнодорожного транспорта. Этот интерес проявляется не только в беседах и интервью, но и в детских рассказах, рисунках, творческих работах. У детей отмечено уважительное отношение к людям труда, к истории развития железных дорог, возникновения железнодорожного транспорта.

Нам удалось преодолеть стандартный взгляд родителей на их роль в детском саду – роль пассивных наблюдателей образовательных услуг. Родители вместе с детьми активно участвовали во всех предлагаемых коллективом педагогов мероприятиях. С большим интересом в детском саду прошли- выставка поделок из бросового материала “Чудо-паровозик”, “Железнодорожный вернисаж”.

Свои художественные и литературные способности мамы и папы, бабушки и дедушки, братья и сестрёнки смогли проявить в рамках проводимых семейных мини-проектов “Паровозик Будущего”, “Железнодорожная сказка”. Иллюстрированные книжки-самоделки, забавные коллажи, прекрасные рисунки заняли своё место в мини-центрах профессиональной ориентации.

Педагогическому просвещению родителей, повышению их социально-профессионального статуса помогают различные формы взаимодействия с педагогами и детьми (проведение родительских собраний с презентацией материалов профориентационной работы; День открытых дверей; выпуск информационного листка; привлечение к проведению занятий, инструктажей по ОБЖ, информативно-консультативные мероприятия; участие в “Семейной гостиной”…)

Заинтересованность родителей в проводимой работе помогла педагогам пополнить мини-центры профориентации фотоматериалами, видеозаписями, мини-коллекциями, книжками-самоделками, прекрасной железнодорожной формой, переносным игровым оборудованием для развёртывания сюжетно-ролевых игр с элементами профориентации.

Активное взаимодействие детского сада № 247 с учреждениями макросоциума и профессионально обоснованные аргументы, и мотивы сыграли положительную роль в привлечении ресурсных партнёров и их согласия к сотрудничеству. Преемственные связи, в том числе и в вопросах ранней профориентации, с педагогами и воспитанниками НОУ школы-интерната № 29 ОАО “РЖД” определены планом совместной работы, согласованным руководителями наших учреждений. Участие в совместных мероприятиях (тематических выставках рисунков, спортивных праздниках), оказание помощи НДОУ посредством проведения учениками трудовых десантов, посещение детьми “Школы будущего первоклассника”, заочные видео-экскурсии проводимые старшеклассниками для воспитанников старших возрастных групп, разноплановая работа для родителей, повлияли на выбор родителями образовательного учреждения для дальнейшего обучения своих детей.

Администрацией и педагогами детского сада установлены тесные контакты с Уссурийской дистанцией пути (нач. А.Б. Брагин), службой охраны труда локомотивного депо Уссурийск, Приморским железнодорожным институтом… Представители этих предприятий – частые гости воспитанников детского сада. За время реализации проекта “Путешествие по железной дороге” значительно расширены взаимосвязи НДОУ с Домом культуры “Дружба”, музеем Уссурийского локомотиворемонтного завода.

Преобразование предметно-развивающего пространства и информационной среды посредством внесения атрибутики и элементов профориентационной направленности- залог успешности профориентационной работы. В каждой группе оборудованы мини-центры детской активности по профессиональной ориентации на железнодорожные профессии, которые дают возможность проводить индивидуальную или подгрупповую работу с воспитанниками по их интересам и предпочтениям, а также поло-ролевой социализации. Оборудование и дидактические материалы данных центров несут определённые сведения о мире железнодорожного транспорта, железнодорожных профессиях, используются для передачи детям накопленного социального опыта.

Регулярное проведение методических выставок (пособий, игровых материалов), смотров, конкурса на лучшую организацию предметно-развивающей среды с элементами профессиональной ориентации на железнодорожные профессии позволило значительно усовершенствовать образовательное пространство, информационную среду детского сада.

Работа над проектом продолжается. Творческому коллективу воспитанников детского сада, педагогам и родителям предстоит немало совместных интересных дел, но положительные результаты работы по развитию и воспитанию дошкольников – как начального звена на пути будущих профессионалов-железнодорожников заметны всем.

Приложение 3