Анализ стихотворений А.С. Пушкина

«К морю»

****
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.
Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!
Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас,
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!
Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,
И стая тонет кораблей.
Не удалось навек оставить
Мне скучный, неподвижный брег,
Тебя восторгами поздравить
И по хребтам твоим направить
Мой поэтический побег!
Ты ждал, ты звал... я был окован;
Вотще рвалась душа моя:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я...
О чем жалеть? Куда бы ныне
Я путь беспечный устремил?
Один предмет в твоей пустыне
Мою бы душу поразил.
Одна скала, гробница славы...
Там погружались в хладный сон
Воспоминанья величавы:
Там угасал Наполеон.
Там он почил среди мучений.
И вслед за ним, как бури шум,
Другой от нас умчался гений,
Другой властитель наших дум.
Исчез, оплаканный свободой,
Оставя миру свой венец.
Шуми, взволнуйся непогодой:
Он был, о море, твой певец.
Твой образ был на нем означен,
Он духом создан был твоим:
Как ты, могущ, глубок и мрачен,
Как ты, ничем неукротим.
Мир опустел... Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Судьба земли повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.

1824

— Почему в качестве адресата послания выбрано море?

Поэт слышит в шуме моря голос «друга», ощущает его призыв и ожидание, называет море «пределом желанным» своей души.

— Какую свободу поэт видит в море?

Это «свободная стихия», море знает «тишину» — и «своенравные порывы», «прихоть»: оно то хранит рыбацкую лодку, то топит «стаю кораблей»; океан «ничем неукротим».

— Какое качество моря связано со свободой и необычайно привлекательно для поэта?

Красота. У моря «гордая краса», «торжественная краса». Она выражается музыкально («грустный шум», «шум призывный», «отзывы», «глухие звуки», «бездны глас», «тишина», «зов», «гул», «говор волн»), пластически-живо¬писно («волны голубые», «хребты», «скалы», «заливы», «блеск..., тень... волн»).

— О каком «заветном умысле» здесь идет речь?

Имеется в виду замысел побега из ссылки.

— Какие характеристики земли противостоят описаниям моря?

«Скучный, неподвижный, брег».

— Почему лирический герой остался «у берегов»?

Он был «могучей страстью очарован» — любовью к Е. К. Воронцовой, и безраздельная свобода, в отличие от романтиков, ценится им менее, чем это человеческое чувство.

— Судьбы каких двух исторических личностей связаны для поэта с морем?

Наполеона, умершего на острове Святой Елены в 1821 г., и Байрона, скончавшегося в Греции в 1824 г.

— В чем сходство моря и Байрона?

Байрон был создан «духом» моря — «могущ, глубок и мрачен..., ничем неукротим».

— Как противопоставлены земля и море в конце стихо¬творения?

Благо измеряется каплями, а участь земли — «про¬свещенье иль тиран». В данном случае «просвещенье» — роман¬тический синоним губительной цивилизации.

— В чем проявилась духовная свобода поэта по сравнению с морем?

Поэт может хранить в памяти облик моря и его звуки.