В каждом посаде в своём наряде

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить учащихся с особенностями русского народного женского костюма.

Задачи:

Образовательные

  • Учить отличать русский народный костюм от костюмов других народов;
  • Познакомить с элементами русского народного женского костюма;
  • Познакомить с особенностями (сходствами и отличиями) северорусских народных костюмов от южнорусских;
  • Учить воплощать свои знания материально (изображать);
  • Учить работе в группах.

Развивающие

  • Развивать чувство прекрасного, художественный вкус;
  • Развивать память, мышление, воображение, речь, мелкую моторику рук;
  • Расширять кругозор.

Воспитывающие

  • Воспитывать взаимоотношения в коллективе (группе);
  • Воспитывать интерес к своим корням, к истории русского народа, его традициям;
  • Воспитывать патриотические чувства;
  • Прививать бережное отношение к наследию русского народа.

Оборудование:

  1. Музыкальное сопровождение.
  2. Компакт-диск / аудио кассета Здравица “Матушка Россия”.
  3. Магнитофон.
  4. Наглядность:
  • Печатная:

Изображения русских народных костюмов.
Название темы: “В каждом посаде в своём наряде”.
Таблички: “Посад”, “Наряд”, “северорусские”, “южнорусские”, “сарафан”, “рубаха”, “душегрея”, “завеска”, “кокошник”.
Карта России
Толковый словарь русского языка.
Тексты песни.

  • Натуральная: костюмы; элементы русского народного костюма; рушники (для оформления доски).
  • Раздаточный материал: конверты; заготовки-силуэты элементов костюма “медали-памятки” за отличную работу.

Ход занятия

I. Организационное начало занятия

Приветствие гостей.

II. Объявление темы занятия. Постановка учебной задачи

  1. Объявление темы занятия.
  2. Сегодня мы отправимся в небольшое путешествие. Оно будет недолгим, но очень далёким. Тема нашего занятия звучит так: “В каждом посаде в своём наряде”.

  3. Словарная работа.
  4. О чём же пойдёт речь на занятии? (…)

    Как понимаете значение этих слов?

    “Посад”

    “Наряд”

  5. Постановка учебной задачи.
  6. Как думаете, что будем сегодня изображать? (наряды различных городов)

    Можем уже приступать к работе? (нет)

    Почему? Что нужно знать, чтобы изобразить наряд (костюм)? (Какого народа наряд)

    Если я скажу, что костюм национальный, народа, который проживает на территории России, знаем, что именно нужно изобразить? (нет)

    Какие народы населяют территорию России? (удмурты, мордва, коряки,…)

    Значит что нужно знать ещё? (какого народа костюм).

    Сегодня на уроке будем изображать русский народный костюм, нарядный костюм.

  7. Героиня нашего урока Машенька <Рисунок 1>.

III. Работа по теме занятия

1. Подготовительная работа.

  • Работа с картой.

Посмотрите, как велика страна Россия. Часть её распространяется далеко на север, другая уходит далеко-далеко на юг.

Как вы думаете русский народный костюм северян (тех кто жил на севере России) и южан (тех кто жил на юге России) различаются? (Да)

Какие различия? Какие факторы влияли?

(Температура, следовательно на Севере, одежда более закрытая, тёплая, различные верования, следовательно орнамент, украшения, обереги различны).

  • Северорусский костюм <Рисунок 2>

В чём особенность северорусского наряда?

Из каких элементов он состоит?

Рубаха.
Сарафан.
Душегрея (коротёна).
Головной убор (лента, кокошник).

Словарная работа

Слова: “сарафан”,
“душегрея”,
“кокошник”.

  • Южнорусский костюм <Рисунок 3>

В чём особенность южнорусского наряда?

Из каких элементов он состоит?

Рубаха.
Понёва (юбка) – поясная одежда замужней женщины.
Запон, занавеска, завеска (передник)
Головной убор (лента, кокошник).

  • Сравнительная характеристика северорусского и южнорусского нарядов.

Мы только что рассмотрели.
На севере России и на юге наряды различались.
По структуре… (сарафан – юбка, душегрея – передник…)
Что вы можете сказать о расцветке нарядов:
а) северорусского и южнорусского;
б) в различных губерниях России.

Исполнение танца

2. Основная часть. Выполнение заданий.

Объяснение заданий. Инструктаж.
Сейчас будем работать в группах.

У каждой группы на столах конверты (в конвертах заранее вырезаны элементы южнорусского и северорусского костюма).

Что нужно будет сделать?

Выбрать из предложенных элементов именно те, которые подходят вашей группе; украсить орнаментом; подобрать цвет; сконструировать наряд.

Работа в группах.

3. Выставка работ. Конкурс “собери модель”.

4. Обсуждение полученного результата.

Удалось передать особенности русского народного костюма?

Определите, из какой части России к нам на занятие пришла Машенька? (с севера России). Докажи.

5. Выводы.

Объясните, как теперь вы понимаете фразу: “В каждом посаде в своём наряде”.

(Наряды жителей России очень разнообразны, в каждой губернии существовала своя мода, стиль и наряд отличался от остальных губерний).

В чём отличия:

Детали;
Расцветка;
Орнамент.

IV. Подведение итога занятия

Мы возвращаемся из далёкого прошлого снова в наше время.

Понравилось вам занятие?
Что было особенно сложным?
Довольны результатом своей работы?
Что помогало вам в работе? (дружба, взаимовыручка, помощь).

V. Организационный конец занятия

Исполнение песни.

Награждение, благодарность
Благодарность гостям. “Медальки” <Рисунок 4>.

Заполнение книги отзывов.