Тип урока: обобщающий урок-путешествие.
Форма: нетрадиционная.
Класс: 5.
Цель урока: Повторение и обобщение изученного материала по теме “Лексика” в нетрадиционной форме.
Задачи:
- Образовательные:
формировать умение подбирать антонимы, синонимы, омонимы; находить прямое, переносное значение слов; различать однозначные и многозначные слова;
совершенствовать умение работы со словарями разных типов.
развивать творческое мышление, активность учащихся;
совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся.
привить любовь к слову, повысить интерес к русскому языку;
воспитывать бережное отношение к родному языку.
Оборудование:
- выставка “В мире словарей”
- карта островов в океане Лексики
- проектор, компьютер, экран
- “рыбки” за правильные, полные ответы
- компьютерная презентация
Ход урока
Перемена. 2 матроса в тельняшках убирают “палубу”. Звонок. Входит капитан.
Капитан: Матросы, доложите обстановку!
Матросы: Товарищ капитан, команда 5 класса к отплытию готова! Все чисто!
Капитан: Молодцы, матрос Швабрин, матрос Тряпкин! Отдать швартовы! Приготовиться к отплытию!
1. Вступительное слово учителя: Дорогие ребята! Сегодняшний урок и обычный, и особенный одновременно. Обычный, потому что мы будем говорить о вещах, вам хорошо знакомых. Особенный тем, что мы совершим путешествие по океану Лексика.
Целью нашего путешествия является обобщение знаний по теме “Лексика”. Ведь Лексика – это бескрайний океан знаний. Чтобы отправиться в такое путешествие, необходимо иметь лингвистическое здоровье. Компасом будут служить ваши знания.
Мы приветствуем на нашем корабле почетных пассажиров – ваших родителей.
Давайте сделаем первую запись в нашем “судовом журнале” – тетради: число. Классная работа.
– Для начала вспомним: Что такое Лексика?
– Что такое лексикон?
Если у человека большой лексикон, то с ним интересно общаться – ведь он знает много слов! Но часто бывает так, как в стихотворении А.Барто.
2 ученика читают стихотворение по ролям.
Заранее, заранее все было решено:
У школьников собрание, потом у них кино.
Домой придет мой старший брат,
Он мне расскажет все подряд,
Он объяснит мне, что к чему,
А я большая! Я пойму.
И вот он начал свой рассказ:
– Они ползут, а он им – раз!
А тут как раз она ползла.
А он как даст ему со зла!
Они ей – раз! Она им – раз!
Но тут как раз ее он спас,
Он был с ней заодно…
Ух, сильное кино!
Нет, видно, я еще мала:
Я ничего не поняла!
Вывод: Мы тоже ничего не поняли. У этого мальчика бедный словарный запас. Ведь чем богаче словарный запас человека, тем богаче его внутренний мир.
Итак, в путь по бескрайнему океану Лексики!
Слайд 1 (карта). Познакомимся с картой путешествия. <Приложение>
В пути вам нужна пища, поэтому за правильные, полные ответы я вам буду давать рыбки. Надеюсь, все будут активны и никто не останется “голодным”! (Ученики в ходе урока за каждый правильный, полный ответ получают “рыбку”).
Первый остров – Остров однозначных и многозначных слов.
– Расскажите о жителях этого острова!
– Где можно узнать о лексическом значении слова? Кто является нашими помощниками в этом? Правильно, словари. Итак, мы прибываем в бухту Словарей.
Слайд 2. Каждый словарь – почетный житель острова.
– Посмотрите внимательно, какие из энциклопедических словарей вам уже знакомы?
– С какими из лингвистических словарей вы знакомы? Какие сведения мы можем узнать из этимологического словаря? В нашей библиотеке много различных словарей – пусть они станут вашими верными помощниками!
Как сказал А.Франс, “словарь – это Вселенная в алфавитном порядке”.
Слайд 3.
Жители острова Однозначных и многозначных слов очень доброжелательны и хотят с вами познакомиться.
Давайте им докажем, что слово ЗЕМЛЯ – многозначное слово. Запишите в тетради под цифрами разные значения этого слова. Для справок: планета, территория, Родина, почва, суша.
- Выполнив задание, мы получили право путешествовать по земле острова Однозначных и Многозначных Слов (земля – территория)
- Шел, шел долговяз, в сыру землю увяз. (почва)
- Мать с младенцем спасена, землю чувствует она. (суша)
- Земля вращается вокруг Солнца. (планета)
- Береги землю родимую, как мать любимую. (Родина)
А теперь мы подходим к острову Прямого и переносного значения.
– Что такое прямое и переносное значение? (Ответы.)
Слайд 4. Выполним задание жителей этого острова. Прочитайте предложения. Выпишите из них словосочетания со словом ЗОЛОТОЙ, укажите, в прямом или переносном значении оно употреблено:
– скорлупки золотые (сделаны из золота), золотые нивы (поля), золотой работник (трудолюбивый), золотая пора (беззаботная, веселая), золотая бабушка (добрая). А среди почетных пассажиров есть бабушка? Как вы понимаете выражение “золотая бабушка”?
Продолжаем наше путешествие.
СЛАЙД 5. Впереди остров ОСА. Он передает сигнал СОС! Раньше он назывался остров Омонимов, Синонимов, Антонимов, но теперь его захватили пираты и переименовали. Пиратские корабли пришвартованы к берегу.
– Прочитайте их названия и скажите: это слова иноязычного происхождения или нет? (“Фортуна”, “Скелет”, “Айсберг”). По каким признакам вы догадались? (буква “Ф”, сочетание “ке”, начальная буква “А”). Правильно, это иностранные корабли. Мы должны спасти жителей острова.
– Первое требование пиратов.
Слайд 6. Подберите синонимы и антонимы. А что такое синонимы и антонимы? Запишите синонимы и антонимы (друг – приятель, товарищ, – враг, недруг; отважный – храбрый, трусливый; добрый – добродушный, сердечный, гуманный – злой). Молодцы. Мы спасли Синонимы и Антонимы.
Следующее требование пиратов: найти омонимы.
– Что такое омонимы?
1. Давайте найдем омонимы в сценке, укажем их значение.
Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:
– А у меня дома овсянка!
– Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.
– Люблю овсянку! – добавил Сашка
– И я люблю! – сказал Матвей.
– Она желтая, красивая такая!
– И вкусная. Особенно с молоком!
– Как это – вкусная! Как это – с молоком? – удивился Сашка.
– Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.
– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.
– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.
– Про какую овсянку?
– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
– Каша песни пела?! – изумился Матвей.
– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Айда ко мне – мою овсянку слушать.
– Айда! – согласился Матвей. – А потом ко мне – мою овсянку кушать!
И друзья побежали.
Итак, мы спасли и омонимы. Жители острова благодарят вас за помощь. Продолжаем путешествие.
На острове Фразеологизмов живут веселые человечки, которые очень любят шутить и рисовать.
– А что такое фразеологизмы?
Слайд 7. 1. Прочитайте выразительно стихотворения.
За столом сказала мать:
– Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
– А болтать ногами можно?За столом, Петрусь, –
Говорят, –
Прикуси язык, –
Говорят!
Он язык прикусил…
И сильней заголосил.
2. Выпишите из этих стихотворений фразеологизмы, объясните их значения (языком болтать, прикусить язык).
3. Почему герои стихотворения попали в комичную ситуацию? (фразеологизм мы используем в переносном значении, а герои стихотворений использовали в прямом значении).
Жители острова приглашают вас на выставку картин. Ваша задача – отгадать фразеологизмы.
Слайд 8. А мы подарим жителям этого острова ваши рисунки. <Приложение>
Последний остров нашего путешествия – Исторический.
Как вы думаете, кто жители этого острова? (Устаревшие слова).
– Что такое устаревшие слова?
– На какие 2 группы они делятся?
– Что такое архаизмы? Историзмы?
Слайд 9. 1. Выпишите из этих слов только устаревшие, обращайте внимание на правописание слов:
Кибитка – крытая дорожная повозка.
Ямщик – кучер на ямских лошадях.
Кокошник – женский головной убор в виде разукрашенного щитка надо лбом (на севере).
– Эти слова архаизмы или историзмы? Докажите.
2. Задание: показать на себе части тела с помощью архаизмов (чело, уста, ланиты, выя, десница, голени, очи).
Завершает нашу работу ТЕСТ.
1. Какое словосочетание употреблено в переносном значении?
А) Каменное сердце.
Б) Каменное здание.
В) Золотые серьги.
2. Найдите многозначное слово:
А) звезда;
Б) самолет;
В) композитор.
3. Найдите архаизм:
А) врач;
Б) доктор;
В) лекарь.
4. Найдите заимствованное слово:
А) территория;
Б) земля;
В) пространство.
5. Зачеркните лишнее слово, которое не является синонимом:
Бросать, кидать, ловить.
6. Найдите лишнее слово:
А) Водный.
Б) Водяной.
В) Водитель.
Г) Наводнение.
Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие по океану Лексики. Мы повторили и закрепили основные понятия темы “Лексика”. Вы молодцы, смогли не только поучаствовать в путешествии, но и показать хорошие знания.
Итог.
– Для чего нужно использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы? (Чтобы сделать нашу речь красивой, выразительной.)
Главное, не забывайте: мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом. Он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Счастливого вам пути!