Методический материал для проведения уроков литературы по принципу "вертушки"

Разделы: Литература


В журнале “Русская словесность”, № 4 за 2000 год меня заинтересовала статья З.А.Павловой “Урок проверки знания текста художественного произведения”. Автором поднимается извечная проблема школьных учителей-филологов: как сделать так, чтобы все читали изучаемые в школе произведения, мало того, чтобы это чтение было осознанным. Педагог предлагает несколько форм уроков-зачетов по тексту изучаемого материала. Это и кроссворды, и письменные работы с элементами опережающего анализа, письменные задания, основанные на интересе к художественной детали, уроки-путешествия, а также зачеты по принципу “вертушки”. Более подробно З.А.Павлова остановилась на последней форме урока – “вертушке”. На примере урока в 6-м классе по тексту романа А.С.Пушкина “Дубровский” автор статьи объясняет методику проведения “вертушки”: класс делится на 5 групп, выбирается 5 консультантов, которые располагаются за отдельными столами. Каждая группа должна следовать своему маршрутному листу и побывать в свою очередь у каждого из консультантов. У членов группы индивидуальные карточки (см. Приложение 1), на которых записаны номера тех вопросов, на которые они будут отвечать у консультантов. Учитель помогает осуществлять переходы групп от “стола” к “столу”. <Приложение>

Данная форма проверки знания художественного текста показалась мне довольно необычной, однако материала для проведения таких уроков в статье предложено не было, поэтому было принято решение подготовить материал для подобных уроков. Мы предлагаем дидактический материал для уроков контроля в форме “вертушки” для 5-9 классов.

Цель данного материала – обеспечение практической части в проведении уроков по типу “вертушки”.

Задачи данного вида уроков:

  • Показать учащимся необходимость вдумчивого, осознанного чтения;
  • Сделать проведение контроля за чтением литературных программных произведений увлекательным, но и объективным;
  • Осуществить контроль за чтением произведений у всех учащихся данного класса, а не у отдельной его части.

Первый опыт проведения таких уроков показал, что ученикам “вертушки” пришлись по душе, ведь вместо традиционного учительского “Ты не прочитал?! Садись! “2”!” им предлагается в увлекательной форме не только проверить знание текста произведения, но и заинтересоваться им, прочитать этого автора, а может быть и перечитать. “Двойки” не ставятся, у ребенка нет страха перед неудовлетворительной оценкой. Если “вертушка” не пройдена, то на следующем уроке школьник может всему классу или своему консультанту пересдать, ему выдается другой маршрутный лист.

К каждой последующей “вертушке” дети готовились все тщательнее, а значит, чтение стало более внимательным и осознанным. Конечно, были и такие, кто так и не прочитал текст, однако, слушая ответы одноклассников, смог в итоге сдать зачет, а ведь для проверки предлагаются ключевые моменты, значит, основа для понимания материала на последующих уроках есть.

Предполагаемый результат таких уроков – внимательное, своевременное прочтение произведений школьной программы большинством учащихся.

Может быть, кто-то возразит против таких уроков, не желая “отрывать” время от основного изучения произведения. На наш взгляд, ничего дороже чтения произведения нет.

В дальнейшем материал будет дорабатываться, пополняться новым материалом, а в перспективе – пытаться научить самих школьников составлять подобный материал для таких уроков.

Для 5-го класса: "Вертушка" по проверке знания повести И.С. Тургенева "Муму".

Стол “А”: Вопросы по сюжету произведения.

  1. В какой город привезли Герасима из деревни? (В Москву. )
  2. Какой от рождения у Герасима был недостаток? (Он был глухонемым.)
  3. За кого вышла замуж Татьяна? (За башмачника Капитона Климова.)
  4. Почему собаку назвали Муму? (Герасим мог только мычать.)
  5. Что подарил Герасим Татьяне на прощание? (Красный бумажный платок.)

Стол “Б”: Чьи это портреты?

  1. “мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения”.
  2. “…маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке…когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила… ”.
  3. “…он носил сапоги с мягкими подошвами, умел деликатно браться за пульс, спал четырнадцать часов в сутки, а остальное время все вздыхал да беспрестанно потчевал барыню лавровишневыми каплями…”.
  4. “…человек, которому, судя по его желтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом…”.
  5. “…окруженная многочисленной дворней…, она выезжала редко и уединенно доживала последние годы скупой и скучающей старости…”.

Ответы: 1) Герасим; 2) Татьяна; 3) Лекарь Харитон;4) Дворецкий Гаврила; 5) Барыня.

Стол “В”: Какие слова должны стоять на месте пропусков?

  1. “…неоднократно было замечено, что Герасим терпеть не мог (…)”.
  2. “…И живет до сих пор Герасим (…) в своей одинокой избе; здоров и могуч по-прежнему”.
  3. “…Видел перед собой белеющую дорогу – дорогу домой…, видел в небе несчетные звезды…, и, как (…), выступал сильно и бодро…”.
  4. “…за ней стоял Герасим. Глупо смеясь и ласково мыча, протягивал он ей пряничного (…), с сусальным золотом на хвосте и крыльях…”.
  5. “…соорудил в ней (…) из дубовых досок на четырех чурбаках, - истинно богатырскую …”.

Ответы: 1) Пьяных; 2) Бобылем; 3) Лев; 4) Петушка; 5) Кровать.

Стол “Г”: О ком идет речь?

  1. “…работала за двоих, а ласки никогда не видела, родни у ней все равно что не было… нрава она была весьма смиренного…”.
  2. “…она иногда любила прикинуться загнанной и сиротливой страдалицей…”.
  3. “…он никак не мог вылезти из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом…”.
  4. “…тогда…улучив удобное мгновение, внезапно бросился на нее, как коршун на цыпленка, придавил ее грудью к земле, сгреб в охапку и, не надев даже картуза, выбежал с нею на двор, сел на первого попавшегося извозчика и поскакал в Охотный ряд…”.
  5. “…пьяница горький…почитал себя существом общительным и неоцененным по достоинству, человеком образованным и столичным, которому не в Москве бы жить…”

Ответы: 1) О Татьяне; 2) О барыне; 3) О щенке; 4) О Степане; 5) О Капитоне.

Стол “Д”: Чьи это слова?

  1. “Безответная ты душа! Ну, хорошо, мы еще поговорим с тобой, а теперь ступай, Танюша; я вижу, ты точно смиренница…”.
  2. “Ох, ох, умираю! Опять, опять эта собака! … Ох, пошлите за доктором. Они меня убить хотят… Ох!...”.
  3. “…женитьба дело хорошее для человека…, и я, со своей стороны, с очень моим приятным удовольствием…”.
  4. “Слушаю-с … А кого они мне в женихи назначают?”
  5. “Впрочем, его же счастье, что ему не надобеть бабья; а собака – на что ему собака? К нему на двор вора оселом не затащишь…”

Ответы: 1) Гаврилы; 2) Барыни; 3) Капитона; 4) Татьяны; 5) Деревенских мужиков.

8-й класс: Вопросы для “Вертушки” по поэме Лермонтова “Мцыри”.

Стол “А”: Вопросы по биографии М.Ю. Лермонтова.

  1. Какое произведение и какого автора больше всего любил Лермонтов?
  2. Кто воспитывал Михаила Юрьевича?
  3. В каких войсках служил Лермонтов?
  4. Как погиб Лермонтов? Где? Когда?
  5. Какие увлечения были у Михаила Юрьевича кроме поэзии?

Ответы:

  1. “Руслан и Людмила” А.С. Пушкина.
  2. Бабушка Е.А.Арсентьева.
  3. Кавалерия, затем пехота.
  4. Во время дуэли с Мартыновым на Кавказе 15 июля 1841 года.
  5. Живопись, музыка.

Стол “Б”: Работа со словарем поэмы “Мцыри”.

  1. Что обозначает слово “мцыри”?
  2. Объясните слово “обет”.
  3. Объясните слово “чадра”
  4. Что значат слова “келья”, “терновник”?
  5. Откуда Лермонтов берет эпиграф к поэме?

Ответы:

  1. Мцыри – на грузинском языке значит “неслужащий монах”.
  2. Обещание, клятва монаха.
  3. Легкое покрывало, закрывающее голову и лицо женщины у мусульман.
  4. Отдельная комната монаха – келья; колючий кустарник – терновник.
  5. Это слова из Библии (1-я книга Царств, гл. 14)

Стол “В”: Вопросы по содержанию поэмы “Мцыри”.

  1. Где разворачиваются события поэмы?
  2. Как Мцыри оказался в монастыре?
  3. Кого встречает Мцыри, когда убегает из монастыря?
  4. Почему Мцыри вновь оказался в монастыре после побега?
  5. Чем заканчивается поэма?

Ответы:

  1. На Кавказе.
  2. Его взял в плен русский генерал, но оставил в монастыре, так как Мцыри заболел и не смог бы продолжать путь.
  3. Грузинку, барса.
  4. После боя с барсом Мцыри был ранен, а затем подобран монахом.

Стол “Г”: Какие слова должны стоять на месте пропусков?

1) “Но после к плену он привык,
Стал понимать чужой язык,
Был окрещен святым отцом
И, с шумным светом незнаком
Уже готов во цвете лет
Изречь монашеский (…) ”.

2) “Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ – (…)”.

3) “Когда я стану умирать,
И, верь тебе не долго ждать,
Ты перенесть меня вели
В наш ( …) , в то место, где цвели
Акаций белых два куста”.

4) “О, я как брат
Обняться с (… ) был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнии ловил”.
“Ты хочешь знать, что делал я
На воле? – (…)”.

Ответы:

  1. Обет.
  2. Могил.
  3. Сад.
  4. Бурей.
  5. Жил.

Стол “Д”: О ком идет речь?

1) “Держа кувшин над головой,
( … ) узкою тропой
Сходила к берегу. Порой
Она скользила меж камней…”.

2) “Какой-то зверь одним прыжком
Из чащи выскочил и лег,
Играя, навзничь на песок.
То был пустыни вечный гость
Могучий (…) ”.

3) “Однажды русский (…)
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребенка пленного он вез”.

4) “…ты слаб, ты сед,
И от желаний ты отвык.
Что за нужда? Ты жил, (…)!
Тебе есть в мире что забыть,
Ты жил, – я также мог бы жить!”

5) “И помню я одну из них:
Она приветливей других
Ко мне ласкалась….
… Она вилась
Над головой моей не раз,
И взор ее зеленых глаз
Был грустно нежен и глубок”.

Ответы:

  1. Грузинка.
  2. Барс.
  3. Генерал.
  4. Старик.
  5. Рыбка.

8-й класс: Вопросы для проверки знания повести А.С. Пушкина “Капитанска дочка”.

Стол “А”: Кто и кому писал эти письма?

  1. “Любезный …, пожалуйста, пришли мне с моим мальчиком 100 рублей, которые ты мне вчера проиграл. Мне крайняя нужда в деньгах”.
  2. “Милостивый государь, …, надеюсь на ваше превосходительство…. К вам моего повесу… держать его в ежовых рукавицах и не давать ему воли”.
  3. “… ты доказал, что шпагу носить еще не достоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуэлей…. Что из тебя будет?”
  4. “Я тебя, … пса! Пошлю свиней пасти за утайку правды… С получением сего приказываю тебе немедленно отписать ко мне”.
  5. “Прибегаю к вам, зная, что вы всегда желали мне добра и что всякому человеку готовы помочь… Я живу в нашем доме под караулом…. Он обходится со мною очень жестоко”.

Ответы:

  1. Зурин – Гриневу.
  2. А.П.Гринев (отец Петра) – генералу в Оренбург.
  3. А.П.Гринев (отец Петра) – своему сыну Петру.
  4. А.П.Гринев (отец Петра) - Савельичу.
  5. Маша Миронова – Петру.

Стол “Б”: Чьи это портреты?

  1. “Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые и большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок…”.
  2. “Молодой офицер невысокого роста. С лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым”.
  3. “Старик бодрый и высокого роста, в колпаке и китайчатом халате”.
  4. “… в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом… Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности”.
  5. “… в ночном чепце и в душегрейке… казалась лет сорока. Лицо…, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую”.

Ответы:

  1. Емельян Пугачев.
  2. Швабрин.
  3. Капитан Миронов.
  4. М-е Бопре.
  5. Императрица.

Стол “В”: Какие слова должны стоять вместо точек?

  1. “Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь, слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу …”.
  2. “Хорошо, если не хочешь дать полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья. Он одет слишком легко. Дай ему мой …”.
  3. “Швабрин описал мне Машу, капитанскую дочь, совершенною …”.
  4. “Так и быть, - сказал он, ударяя меня по плечу. – Казнить так казнить, …. Ступай себе на все четыре стороны и делай, что хочешь”.
  5. “Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей …”.

Ответы:

  1. Береги платье снову, а честь – смолоду.
  2. Заячий тулуп.
  3. Дурочкой.
  4. Миловать так миловать.
  5. Пару серег.

Стол “Г”: Вопросы по сюжету произведения.

  1. Что снилось Гриневу по пути в Оренбург?
  2. Почему Швабрин был отправлен служить в Белогорскую крепость?
  3. Как погибли отец и мать Маши Мироновой?
  4. Какую калмыкскую сказку рассказал Пугачев Гриневу?
  5. Зачем Маша Миронова поехала к императрице?

Ответы:

  1. Сон. Во время бурана Петр находит свой родной дом. Мать говорит Петру о том, что отец при смерти. Но вместо отца Петр видит мужика с черной бородой. “Это твой посаженый отец, поцелуй у него ручку, пусть он тебя благословит”, - просит мать. Петр не соглашается. Мужик с топором встает и начинает всех убивать, но не трогает Петра.
  2. За поединок (дуэли были запрещены).
  3. Отца повесили, а мать зарубили саблей.
  4. Орел спросил у ворона: “Отчего я живу 33 года, а ты 300 лет?” Ворон ответил: “Ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной”. Орел решил тоже питаться падалью. Орел клюнул раз, другой палую лошадь и сказал: “Чем 300 лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!”
  5. Она едет к императрице, чтобы просить за Петра (его приговорили к ссылке в Сибирь на вечное поселение), которого оклеветал Швабрин.

Стол “Д”: Чьи слова?

  1. “Пускай он послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон”.
  2. “Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!”
  3. “Спасибо, государь, спасибо, отец родной! Дай Бог тебе сто лет здравствовать за то, что меня призрил и успокоил… Век за тебя буду Бога молить, а о заячьем тулупе и упоминать уж не стану”.
  4. “… жизнью моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести… А мы, где бы ты ни был и что бы с тобой ни случилось, каждый день будем Бога молить о спасении грешной твоей души…”.
  5. “… знаю, что вы не богаты, … но я в долгу перед дочерью капитана Миронова. Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние”.

Ответы:

  1. А.П.Гринев (отец Петра).
  2. Капитан Миронов.
  3. Савельич.
  4. Петр Гринев.
  5. Императрица.

9-й класс : Вопросы для проверки знания комедии А.С. Грибоедова “Ревизор”.

Стол “А”: Вопросы по биографии А.С. Грибоедова.

  1. Был ли Грибоедов полиглотом? (Да.)
  2. Верно ли, что Грибоедов родился в купеческой семье? (Нет.)
  3. Верно ли, что Грибоедов никогда не поддерживал декабристов? (Нет.)
  4. Верно ли, что Грибоедов был близко знаком с Пушкиным? (Да.)
  5. С какой целью царь отправляет Грибоедова в Персию? (Для дипломатической миссии.)

Стол “Б”: Вставь пропущенное слово.

  1. “А впрочем, он дойдет до степеней известных,
  2. Ведь нынче любят ….”. (Бессловесных.)
  3. “Чужие языки страшнее ….”. (Пистолета.)
  4. “Дома новы, да предрассудки ….”. (Стары.)
  5. “И дым …. нам сладок и приятен”. (Отечества.)
  6. “Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
    Где оскорбленному есть чувству ….”. (Уголок.)

Стол “В”: Вопросы по содержанию комедии А.С. Грибоедова “Ревизор”

  1. Где разворачиваются события поэмы? (В Москве.)
  2. Сколько времени отсутствовал Чацкий? (Три года.)
  3. Сколько лет Софье? (Семнадцать.)
  4. Кем служит Молчалин у Фамусова? (Секретарь.)
  5. Чем заканчивается комедия? (Чацкий уезжает из Москвы.)

Стол “Г”: О ком идет речь?

1) “Смотри ты на меня: не хвастаю сложеньем;
Однако бодр и свеж, и дожил до седин,
Свободен, вдов, себе я господин…
Монашеским известен поведеньем!” (О Фамусове.)

2) “Остер, умен, красноречив,
В друзьях особенно счастлив.
Вот об себе задумал он высоко…
Охота странствовать напала на него…”. (О Чацком.)

3) “Услужлив, скромненький, в лице румянец есть.
Вот он на цыпочках, и не богат словами…”. (О Молчалине.)

4) “И золотой мешок, и метит в генералы…”. (О Скалозубе.)

5) “Всю ночь читает небылицы,
И вот плоды от этих книг!”(О Софье.)

Стол “Д”: Чьи слова?

1) “В мои лета не должно сметь свое суждение иметь”. (Молчалин.)

2) “…этот человек всегда
Причиной мне ужасного расстройства!
Унизить рад, кольнуть; завистлив, горд и зол!...
Он не в своем уме…”. (Софья.)

3) “Служить бы рад, прислуживаться тошно…”. (Чацкий.)

4) “А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой таков:
Подписано, так с плеч долой…”. (Фамусов.)

5) “Из шумного я заседанья.
Пожалосто молчи, я слово дал молчать. (Репетилов.)