Методическая разработка урока по профессиональной подготовке портных "Инструменты и приспособления для ручных работ"

Разделы: Технология


Тот, кто хочет лучше сделать свою
работу, должен сначала привести в порядок
свой инструмент.
Конфуций

Пояснительная записка

Тема “Инструменты и приспособления” одна из первых (после правил техники безопасности) в изучении технологии ручных работ. Благодаря данной теме, учащиеся знакомятся с инструментами и основными видами приспособлений в швейном производстве. Часть информации учащимся известна из курса технологии (обслуживающий труд) 5–9-х классов, из собственного жизненного опыта. Задача учителя – помочь учащимся найти способы приведения в систему этих познаний и дополнить их новым знанием с точки зрения профессиональной подготовки. Все это необходимо для формирования умений и навыков в последующих практических работах при пошиве изделий на протяжении всего курса обучения. От правильного выбора инструментов и приспособлений зависит в конечном итоге качество обработки, уровень производительности труда, эффективность работы в целом.

Опережающие задания предварительно даны четырем учащимся – подготовить краткие выступления (1–2 мин.) по истории известных инструментов и приспособлений.

Примерно в середине урока осуществляется процесс переключения внимания, снятия некоторого напряжения путем физического упражнения “Ножницы”.

Закрепление материала проводится в форме небольшой самостоятельной работы:

  • все учащиеся отвечают на вопросы теста (см. приложение 4),
  • все учащиеся выполняют практическое задание (см. приложение 5) по вариантам.

Учащиеся решают головоломки-словограммы “Инструменты и приспособления”: каждый ученик выбирает себе головоломку II или III уровня сложности (см. приложение 6). <Приложение 6>

Домашнее задание предлагается по выбору:

  • принести для музея швейной мастерской ненужные в доме швейные инструменты и приспособления (с согласия родителей);
  • придумать загадки об инструментах и приспособлениях;
  • составить список усовершенствований инструмента или приспособления (по своему выбору).

Рекомендуемая литература для дополнительного чтения учащихся:

  1. Иванов С.А. 1000 лет озарений. История вещей. – М.: Яуза; ЭКСМО-Пресс, 2001.
  2. Морок А., Разумовская К. Интимные приметы. – М.: СЛОВО, 2002.

Цели урока:

  1. Образовательная (предметно-информационная составляющая качества образования):
  • знать виды инструментов и приспособлений для ручных работ, их назначение, правила выбора;
  • иметь представление об истории инструментов для ручных работ.
  1. Воспитательная (деятельностно-коммуникативная составляющая качества образования):
  • уметь правильно выбирать для практических работ необходимый инструмент и приспособления;
  • владеть культурой сбора информации.
  1. Развивающая (ценностно-ориентационная составляющая качества образования):
  • понимание значения правильного подбора инструментов и приспособлений для качественной обработки изделий.

Тип урока:

  • по дидактической цели: изучение нового материала;
  • по способу организации познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый;
  • по источнику знаний: словесный, наглядно-демонстрационный, практический.

Средства обучения:

Коллекции наперстков, ножниц, булавок, игл, сантиметровых лент, резцов, лекал и других приспособлений; раскладушка с информацией из истории инструментов и приспособлений; плакат-эпиграф; образцы тканей; карточки с головоломками-словограммами “Инструменты и приспособления” (двух уровней); карточки-задания по выбору инструментов; таблицы с характеристиками игл, ножниц, наперстков.

Планируемый результат:

  • знание инструментов и приспособлений;
  • умение выбрать инструменты и приспособления для определенных видов работ и тканей;
  • осознание зависимости качества обработки от правильного выбора инструментов.

Межпредметные связи: история, литература, физкультура.

Ход урока

I. Организационная часть.

1.1. Проверка присутствия.
1.2. Проверка готовности к уроку.

II. Подготовка к изучению нового материала.

Формулирование темы и целей урока.

III. Объяснение нового материала.

3.1. Понятие “инструмента” и “приспособления”.
3.2. Виды инструментов и приспособлений.
3.3. Краткая история инструментов и основных видов приспособлений.
3.4. Физическая разминка: упражнение “Ножницы”.
3.5. Народная мудрость об инструментах и приспособлениях.

IV. Самостоятельная работа учащихся по закреплению знаний об инструментах и приспособлениях, умений их правильного выбора для определенных видов работ и тканей.

V. Заключительная часть.

5.1 Оценка самостоятельных работ учащихся.
5.2. Подведение итогов урока.
5.3 Домашнее задание.
5.4 Рекомендуемая литература для дополнительного чтения учащихся.

Краткий план-конспект урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 2
I. Организационная часть.
  • Проверяет присутствующих на уроке и готовность к уроку.
 
II. Подготовка к изучению нового материала.

2.1. Предлагает учащимся сформулировать тему урока, опираясь на эпиграф к уроку.
2.2. Предлагает учащимся совместно определить цели урока путем ответов на вопросы:

  • Зачем необходима эта тема для изучения?
  • Можно ли обойти ее вниманием при выполнении практических работ? Почему? Ответ обоснуйте.
 

Совместно с учителем формулируют тему урока, записывают в тетрадь.

Совместно с учителем формулируют цели урока, отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают свое мнение.

III. Объяснение нового материала.

3.1. Понятие “инструмента” и “приспособления”.

Задает вопросы учащимся:

  • Назовите известные Вам инструменты и приспособления для ручных работ.

Записывает на доске все называемые учащимися инструменты и приспособления.

  • Сравните, чем отличаются инструменты от приспособлений?

Подчеркивает на доске названия инструментов (игла, ножницы, наперсток, сантиметровая лента).

Формулирует понятия “инструмента” и “приспособления”.

3.2. Виды инструментов и приспособлений, их краткая история.

Предлагает учащимся последовательно ознакомиться с коллекциями инструментов и приспособлений, слушает выступления учащихся. Обращает внимание учащихся на особенности каждого инструмента. Задает вопросы учащимся по правилам техники безопасности при обращении с ручными инструментами и приспособлениями.

3.3. Предлагает выполнить физическое упражнение “Ножницы” (см. приложение 2). <Приложение 2>
3.4. Народная мудрость об инструментах и приспособлениях (см. приложение 3). <Приложение 3>

  • Какие Вы знаете загадки об инструментах?
  • На какие качества инструмента направлены загадки?
  • Знаете ли Вы какие-либо народные приметы, связанные с инструментами?
  • Почему так живучи приметы?
  • Можете ли Вы привести примеры из своего жизненного опыта?

Подводит итог высказываний.

 

 

Слушают, рассуждают, отвечают на вопросы, формулируют отличия.

 

Записывают в тетрадях.

 

 

 

Рассматривают коллекции, слушают сообщения четырех учащихся об истории инструментов и приспособлений, знакомятся с таблицами характеристик инструментов (см. приложение 1), слушают пояснения учителя.

<Приложение 1>

Слушают, вспоминают, отвечают.

 

Переключаются на другой вид деятельности: физическую разминку.

Вспоминают, отвечают, рассуждают, опираясь на свой жизненный опыт и опыт родителей.

IV. Самостоятельная работа учащихся по закреплению знаний темы урока.

Наблюдает, отвечает на возникшие вопросы.

Фронтальное выполнение теста (см. приложение 4) с самооцениванием результата всеми учащимися.

Выполнение практической работы (см. приложение 5) на два варианта с взаимооценкой.

Выполнение уровневых заданий дифференцированно:

одна часть учеников выбирает головоломку-словограмму второго уровня сложности, другая часть – третьего уровня (см. приложение 6).

<Приложение 4>
<
Приложение 5>
<
Приложение 6>

V. Заключительная часть.

5.1. Оценивает самостоятельные работы учащихся (за головоломки выставляются только “хорошие” и “отличные” оценки).
5.2. Подводит итог урока, возвращаясь к первоначально поставленным целям.
5.3. Домашнее задание дает, учитывая выбор учащихся.
5.4. Рекомендует дополнительную литературу по теме урока.
5.5. Благодарит всех за плодотворную работу.

 

Слушают правильные ответы, проверяют свои работы.

Записывают в дневниках, выбирают инструменты и приспособления для усовершенствования.

Слушают, записывают.