Собрание для родителей первоклассников "Почему пропадает желание учиться"

Разделы: Классное руководство


Второе собрание для родителей первоклассников.

Цель: Помочь родителям осознать важность психологической поддержки первоклассника в период адаптации, выработать правильную позицию по отношению к успехам и неудачам ребёнка.

Подготовка к собранию:

1. Рисунок на тему: "Я в школе".

Беседа по рисунку:

  1. Что ты нарисовал?
  2. Любишь ли ты ходить в школу?
  3. Что тебе нравится в школе?
  4. Что в школе не нравится?

2. Методика для определения эмоционального состояния ребёнка.

"Рисование эмоций" (бланк методики в Приложении 1)

Инструкция ребёнку:

Ты испытывал когда-нибудь радость? Вспомни, когда тебя что-то очень обрадовало. Каким цветом ты изобразил бы радость? Раскрась квадратик. Сейчас посмотри на человечка на твоём листочке и подумай, где радость живёт в нём, раскрась это место цветом, который ты выбрал для радости.

Так же работают с каждым из чувств.

В результате получается контур человечка, раскрашенный разными цветами.

Ход собрания

Любой родитель, приходя в школу, вновь ощущает себя учеником. Какие картины встают перед глазами, когда вы вспоминаете свои школьные годы? (ответы родителей). Психологи утверждают, что впечатления детства могут влиять на всю нашу дальнейшую жизнь, мешать нам или наоборот, достигнуть значительных успехов.

Каким вы видите идеального первоклассника? (родители пишут на листочках, качества, которыми, по их мнению, должен обладать ребёнок) Затем учитель зачитывает вслух мнение родителей.

Мечта родителей - ребёнок, который с радостью ходит в школу, без напоминаний выполняет домашнее задание, активен на уроках, с интересом учится. Но, нередко дети, охотно пришедшие в школу, через некоторое время уже не хотят учиться? Почему пропадает интерес к учёбе, и что могут сделать родители, чтобы этого не случилось?

На этот вопрос мы постараемся ответить в процессе нашего собрания.

В чём состоит привлекательность школьной жизни для маленьких детей?

Анализ детских рисунков. Я предложила первоклассникам нарисовать рисунок на тему: "Я в школе" и ответить на вопрос: "Что тебе нравится и что не нравится в школе?" (Демонстрация рисунков и зачитывание ответов учеников, не называя авторов)

Это маленькое исследование показывает, что для первоклассников очень важно, испытывают ли они на уроке состояние успеха, удовлетворения от сделанной работы. Очень часто для ребёнка это выражается в одной мысли: хвалят ли меня учитель и мама с папой.

Мини-тест для родителей: Вспомните, пожалуйста, сколько раз за последнюю неделю вы похвалили своего ребёнка, и за что вы его хвалили? Хорошо, если сын или дочь слышат ваши ободряющие слова каждый день. А если вы чаще замечаете недостатки и промахи, а не победы и достижения в их работах и поступках? Ведь первоклассники только начинают осваивать трудную для них учебную деятельность. Им так нелегко на этом пути! И вот буквы, которые были написаны с таким трудом, названы "корявыми", а рисунок, в который вложены старания - "это мазня", да ещё в пример приводится соседская девочка, у которой всё получается сразу хорошо: Часто родители вспоминают свои успехи в школе и совершенно искренне не понимают, как можно не справляться с заданиями, получать какие-то другие оценки кроме "5". И у ребёнка опускаются руки, он перестаёт верить в собственные силы. Это происходит потому, что завышенные требования со стороны родителей обесценивают все его достижения. Родители в такой ситуации начинают ругать ученика за лень, нежелание даже попробовать справиться с трудной задачей и зачастую им даже в голову не приходит, что они сами виноваты.

Постарайтесь понять, что испытывает ваш малыш в начале школьного пути. Представьте, что осваиваете новую для вас профессию в незнакомом коллективе, когда не всё сразу получается, да ещё и начальник относится недоброжелательно. Такой стресс не каждый взрослый выдержит, что уж говорить о ребёнке? "Увидеть" эмоциональное состояние наших детей можно по такому рисунку.

Анализ рисунков "Рисование эмоций" , не называя авторов. Нередко дети раскрашивают свои фигурки в тёмные цвета, "говорящие" о преобладании в данный момент отрицательных эмоций, а ведь мы привыкли считать детство - счастливым беззаботным временем: Присмотритесь к своим детям, поговорите с ними, приласкайте их. Не жалейте для этого времени. Если ваш малыш доверяет вам, делится своими переживаниями, то у вас всегда будет возможность помочь ему в трудной ситуации.

Как же родители могут помочь ребёнку счастливо преодолеть период школьной адаптации, не утратить интерес к учёбе?

Советы заботливым родителям. (Желательно распечатать для каждого родителя)

  • ежедневно интересоваться школьными делами сына или дочери (не только оценками, но и отношениями с одноклассниками, классными мероприятиями);
  • радоваться даже небольшим успехам;
  • научиться хвалить за то, что у ребёнка получилось (пусть это одна красивая буква во всей работе - найдите и отметьте её вместе с ребёнком)
  • верьте, что у вашего школьника всё получится и передавайте эту убеждённость ему;
  • ни с кем не сравнивайте своего сына или дочь, дайте им возможность быть собой;
  • если ваш малыш не оправдал ваших ожиданий, например в математике, не говорите с ним об этом. Приглядитесь к своему ребёнку, помогите ему проявить себя в чём-то другом.
  • не стоит пугаться ошибок ребёнка, особенно на первых годах обучения. Ошибки обязательно будут, их надо учиться преодолевать, а страх в этом деле плохой помощник.

В психологии есть понятие "выученный неуспех". Так называют состояние, когда человек заранее считает, что у него ничего не получится. Его причины практически всегда кроются в детско-родительских отношениях. Как же вести себя с первоклассником? Прежде всего - не пугаться его неудач, а тем более не показывать своё недовольство и опасения ребёнку. Пусть он видит - к его неудачам относятся как к явлению временному и вполне преодолимому. Если он убедится, что дела обстоят не безнадёжно, у него непременно появится желание добиться успеха. Ободряя его и обращая внимание на успехи, пусть самые маленькие, мы постепенно увеличиваем требования и добиваемся большего. Не запугивая маленького школьника, а приучая его не бояться ошибок и промахов, мы учим его спокойно, терпеливо и настойчиво преодолевать трудности.

Очень важно: в своих ожиданиях надо исходить из реальных возможностей ребёнка. Не стоит требовать от него невозможного (например, если нарушен фонематический слух, первоклассник не сможет правильно, без ошибок писать слова). В таких случаях надо не ругать, а помогать ребёнку.

Кроме того, у каждого ученика есть индивидуальные особенности, которые оказывают влияние на результаты учёбы. Их обязательно надо учитывать, знать плюсы и минусы вашего первоклассника. Постарайтесь помочь своему ребёнку почувствовать успех в любом виде деятельности, тогда и в учёбе он будет чувствовать себя увереннее, спокойнее преодолевать возникающие трудности.

Итог собрания.

Помните, ничто так не способствует успеху, как уверенность в нём, и ничто так не предвещает неудачу, как заведомое её ожидание.

Закончить собрание мне бы хотелось такими словами: "В каждом ребёнке есть солнце, только не мешайте ему светить!".