Осенний праздник. Путешествие-праздник "По стране Осени" для учащихся 1—5-х классов

Разделы: Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа


Цель: создание единого представления об осени.

Обучающая: умение выразить свое впечатление о музыкальном произведении, стихотворении в форме высказывания.

Развивающая: развитие коммуникативных свойств речи; умение посмотреть на предмет высказывания с разных точек зрения.

Воспитывающая: привитие уважения к природе, понимание единства человека и природы, их взаимосвязи.

Оборудование:

- репродукции картин на тему “Осень”;
-выставка овощей и фруктов “Дары осени”;
-медиапроектор; слайды с зарисовками об осени, портретами поэтов, художников, композиторов;
-караоке, магнитофон, фонограмма песни из репертуара группы “ДДТ” “Что такое осень”

Подготовительная работа:

- украшение зала, сцены;
-выставка овощей и фруктов;
-разучивание стихотворений, песен, запись фонограмм.

Реквизит: бутафорские грибы из картона (мухоморы и подберезовики), корзины, шишки, ложки, платки для завязывания глаз, игрушечные машинки. Текст песни “Что такое осень”

(Слайд №1 “Осенний альбом”)

Ведущая:

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень...

Эти строки замечательного русского поэта А.С.Пушкина стали эпиграфом нашей встречи Добрый день, дорогие друзья! Здравствуйте! Устраивайтесь поудобнее. Сегодня мы с вами совершим путешествие по Стране Осени, перелистаем страницы осеннего альбома. Согласны?

...Осень-самое романтичное и красивое время года. Но осень бывает разная. Одна-радостная, пышно убранная. Расписанная золотыми и багряными красками. “Золотая осень”. А другая-грустная, дождливая, увядающая. Поздняя осень. Многие поэты воспевали осень в своих произведениях, восхищались ею. Она осталась в нашей памяти и сердце благодаря стихам А.С.Пушкина, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева, И.С.Никитина, С.А.Есенина.

И первая страница нашего альбома называется “Осень в поэзии”.

(Слайд №2 “Осень в поэзии”)

Ведущая: Ребята подготовили для праздника стихи и сейчас они их нам прочтут. Давайте попросим! (Чтение стихотворений об осени. Приложение 1)

Ведущая: Ребята, какой показана осень в этих стихотворениях? Какое настроение они создают? Почему человеку особенно грустно именно осенью? (ответы детей).

Холодной осенней порой родился русский поэт, гордость нашего Отечества-Сергей Есенин. Стихи Есенина очень напевны и мелодичны, многие из них стали романсами

(звучит романс Сергея Есенина “Отговорила роща золотая” в исполнении солистки группы “Радуга”).

Ведущая: Ребята, а сейчас давайте вспомним приметы осени, которые люди знали с давних пор. (Ответы детей: бабье лето ненастно-осень сухая. Осенью тихая вода-хорошая зима, шумная-морозы, метели. Если журавли полетят на Покров,будет мороз. Комары в ноябре-быть теплой зиме).

Ведущая: Ребята, а что происходит с птицами и зверями поздней осенью? (Ответы детей: птицы улетают в теплые края, некоторые звери впадают в зимнюю спячку).

Следующая страничка нашего “Осеннего альбома” – “Звери осенью”.

(Слайд №3 “ Звери осенью”)

Ведущая:

Собрались и полетели
Утки в дальнюю дорогу,
Под корнями старой ели
Мастерит медведь берлогу.
Рыщут волки ночью темной
За добычей по лесам
Меж кустов к тетерке сонной
Пробирается лиса,
Прячет на зиму кедровка
В старый мох орехи ловка,
Хвою щиплют глухари,
Зимовать к нам прилетели
Северяне-снегири.

Осенью линяют зайцы, белки. Барсук чистит нору, натаскивает сухих веток и залегает на зимнюю спячку. Еж, наломав на иголки листья, тоже несет их к себе в нору, готовит мягкий матрац на зиму. Совсем не видно медведя. Что с ним? (Ответы детей: он залег спать до весны).

А сейчас давайте проведем игру, которая называется “Помоги белке собрать шишки”. (дети делятся на 2 команды. Задача: ложкой перенести шишки в корзинки. Чья команда быстрее?)

Ведущая: Вы, конечно, ловкачи! Белочке помогли. А сейчас “Осенняя викторина”. Ее участником может стать любой из вас. За каждый правильный ответ вы получите жетон. Сохраняйте жетоны до конца нашей программы.

Итак следующая страница альбома “Осенняя викторина”

(Слайд №4 “Осенняя викторина”)

Ведущая: Прекрасно справились с вопросами викторины. Очень хорошо знаете животных, их повадки. Давайте сейчас отправимся в осенний лес за грибами!

(Слайд №5 “За грибами в осенний лес)

Очень красиво осенью в лесу. Червонное золото листвы украшает стройные березки, горят багрянцем осинки, а еще осень щедра на грибы. Посмотрите сколько вокруг грибов! Настоящее грибное царство! А для грибника главная цель-набрать побольше грибов. Это-подберезовики, а это-мухоморы. Для сорок и лосей мухоморы-это лекарство. Сейчас мы проведем игру “По грибы”.

(Двое играющих берут по корзинке и с завязанными глазами собирают грибы)

Ведущая: Сколько же грибов вы набрали? Ребята, давайте, проверим, съедобные они или нет. Я показываю гриб, если он съедобный, то вы хлопаете в ладоши, а если несъедобный, топаете ногами. Игрок, набравший наибольшее количество съедобных грибов, получает жетон.

А теперь я хочу проверить какие вы сообразительные. Перелеснем страничку нашего альбома.

(Слайд №6 “Богатый урожай”)

Ведущая: (загадывает загадки, по мере их отгадывания на слайде открываются овощи-отгадки).

Загадки “Богатый урожай”:

  1. Какие овощи усатые? (горох, фасоль)
  2. У какого овоща есть глазки? (картофель)
  3. Какого Петрушку не кладут в щи? (игрушечного)
  4. Какой овощ мешал принцессе спать? (горох)
  5. У каких овощей красный нос? (редис, морковь, свекла)
  6. Круглая, как луна, листья, как ель, а хвостик, как у мышки? (репа)

Правильно-это репа. Раньше репу ели каждый день, пекли с нею пироги, варили кашу, ели нарезанную с медом. Народ не забыл репу и в своих сказках. Давайте сейчас проинсценируем эту сказку. (Дети надевают маски и инсценируют сказку “Репка”).

Ведущая: А давайте проверим какие вы внимательные. Это очень просто. На любой мой вопрос вы будете отвечать: картошка. Я могу задать вопрос всем, а иногда спросить кого-то одного.

- Что вы кушали на завтрак?
- Что бы вы хотели купить в магазине?
- Что у тебя на этом месте (на носу)?
- А кто это сидит на стуле?
- Что хотите подарить маме?
- О чем вы мечтаете ночью?
- Что у тебя в портфеле?
- Что осенью вы копаете на огороде?

А какие овощи вы еще убираете на огороде? (дети перечисляют). Посмотрите на нашу выставку, какой удивительный урожай овощей и фруктов вы собрали. Давайте определим победителя и вручим ему приз (набор овощей для винегрета).

А сейчас проведем эстафету “Уборка урожая”. (Дети делятся на несколько команд. Задание-за 1 минуту перевезти на игрушечных машинках овощи в гараж. Каждый участник берет по одному овощу и везет его в кузове до отметки, где мелом нарисован гараж, выгружает овощ и передает машинку следующему игроку. Чья команда перевезет больше овощей за 1 минуту, та и победит. Звучит веселая музыка).

Ведущая: Теперь немного передохнем и откроем следующую страницу нашего альбома “Музыка осени”. У каждого времени года своя музыка. Она сначала праздничная и величавая, но пролетают дни за днями и щедрый гимн урожая сменяют грустные напевы. Улетают птицы, облетает листва и задумчивой становится мелодия осени. Многие композиторы изображали осень в своих произведениях. Их музыка необыкновенно прекрасна, каждый звук ее проникает в глубину нашего сердца, нашей души.

(Слайд №7 “Музыка Осени”)

Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский очень любил осень. Он много времени проводил в прогулках, гулял даже в дождливую погоду, находя и в дожде свою красоту. Свои осенние впечатления Чайковский отразил в музыкальном альбоме “Времена года”. Послушаем его “Осеннюю песнь”(Звучит “Осенняя песнь. Октябрь.” П.И.Чайковского)

Ведущая: Ребята, какое настроение вызывает у вас эта музыка? (Ответы детей). Я открою вам тайну, цикл “Времена года” есть и у итальянского композитора Антонио Вивальди. Музыка Вивальди узнается почти мгновенно. Сейчас вы услышите как свои осенние впечатления выразил в своих произведениях Антонио Вивальди (Звучит “Осень” Антонио Вивальди)

Какое впечатление произвела на вас музыка, звуки, какое настроение она несет с собой?

Ребята, а какие современные песни об осени вы знаете? Я предлагаю спеть песню из репертуара группы ДДТ “Что такое осень”.

Следующая страница нашего альбома “Осенины-именины”

(Слайд №8 “Осенины-именины”)

Ведущая: Осенью отмечают свой день рождения многие люди. А знаете ли вы имена, которыми раньше нарекали людей, родившихся осенью? (Ребята называют имена и сообщают, что они обозначают. За правильные ответы им вручают жетоны.)

Вот некоторые имена: Маргарита – древнеримское слово, означает “жемчужина”. Мария – древнееврейское, означает “госпожа”. Максим – древнеримское, означает “самый крупный”. Михаил – древнееврейское слово, означает “подобный богу”. Николай – древнегреческое слово, означает “победитель народов”.

И сегодня в этом праздничном зале мы поздравляем всех тех, кто родился осенью. Примите в подарок наше пожелание:

Будьте здоровыми, будьте счастливыми,
Будьте, как солнышко, красивыми,
Будьте, как звонкие ручьи,
Будьте, как бабочки игривыми,
Будьте всегда трудолюбивыми,
Никогда не ссорьтесь с мамой, папой, бабушкой, друзьями и растите большими, большими! Вот такими!!!
Громче музыка, играй
Для друзей своих сегодня испечем мы каравай (проводится игра “Каравай”)

Ведущая: Вот и закрылась последняя страничка нашего “Осеннего альбома”. Давайте подведем итоги конкурсов (Подведение итогов, подсчет жетонов, вручение призов. Ведущая всех ребят угощает яблоками)... Осень: “очей очарованье”... И в этом ее прелесть и неповторимость. Мы прощаемся с ней до следующего года, и она будет обязательно новая, непредсказуемая, потому что и мы будем другие-на год взрослее и старше... Всем большое спасибо за путешествие в Страну Осени!