Разработка урока черчения по теме "Введение. Значение черчения. Материалы и инструменты"

Разделы: Технология


Цели и задачи:

  1. систематизировать знания учащихся о графических изображениях;
  2. воспитывать внимание и аккуратность при выполнении графических работ;
  3. развивать пространственное мышление и воображение.

Оборудование и наглядность:

  1. таблицы
  2. инструменты для работы на доске
  3. мультимедийное оборудование для презентации (Приложение №1)

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока, целей (слайд №1).
  3. Изучение новой темы:

Учитель:  Сегодня мы с вами начинаем изучение нового предмета. В школьном курсе черчения вы будете изучать теоретические основы построения различных графических изображений, правила их оформления, овладеете приемами работы чертежными и измерительными инструментами, научитесь выполнять изображения от руки, познакомитесь с различными условными изображениями и обозначениями. Все это поможет научиться понимать, или, как говорят, читать, чертежи. (слайд №2) Чтение и выполнение чертежей способствуют развитию пространственных представлений, имеющих большое значение в практической деятельности человека, приучают к аккуратности и точности в работе.  Курс черчения знакомит с некоторыми вопросами производственно-технического характера, применением чертежей в различных отраслях хозяйства, учит самостоятельно пользоваться справочными пособиями.
В школе вы уже ознакомились со многими графическими изображениями. Например, на уроках изобразительного искусства вы выполняли с натуры рисунки предметов. На уроках математики вы встречались с диаграммами и графиками. Планами и географическими картами вы пользовались на уроках природоведения, географии, истории. На уроках физики, а также на занятиях по техническому и обслуживающему труду применяли схемы. Они при помощи условных обозначений передают принцип работы изделий. Рисунок, диаграмма, карта, схема — все это примеры графических изображений (слайд №3).
Основным конструкторским документом, по которому изготовляется, контролируется, устанавливается и ремонтируется изделие, является чертеж — графическое изображение изделия или его части. Каждое изделие должно быть предварительно спроектировано конструктором. В процессе проектирования изделия выполняют рисунки, эскизы, схемы, чертежи (слайд №4).

«Историк»: Оформление и содержание чертежей изменялись с развитием общества. Изображения различных предметов — рисунки — появились как средство общения людей еще до создания письменности. Позднее при строительстве жилищ, крепостей и других сооружений появились первые чертежи, которые назывались «планами». Эти чертежи обычно выполнялись в натуральную величину непосредственно на земной поверхности, на месте будущего сооружения (слайд №5). Для построения таких чертежей были созданы первые чертежные инструменты — деревянный циркуль-измеритель и веревочный прямоугольный треугольник. В дальнейшем такие планы-чертежи стали выполнять на пергаменте, дереве и холсте в уменьшенном виде. На чертежах старались показать как форму, так и размеры предметов  (слайд №6). В древней Руси было очень много искусных мастеров по литью металлов и их сплавов, изготовлению оружия, строительству зданий. Эти мастера, как видно по оставшимся зданиям и сооружениям, очень хорошо представляли себе геометрические формы предметов и умели выбрать наилучшее решение технических задач. Так, например, в летописях ХIII—ХIV вв. найдены наглядно выполненные рисунки, по которым можно узнать способ изготовления предметов. Рассматривая можно определить, что ствол пушки изготовлен горновой или кузнечной сваркой и укреплен насадными кольцами-бандажами.  Часто на одном изображении совмещались план (вид сверху) и фасад (вид спереди) какого-либо сооружения, например моста. Неудобство такого совмещения заставило разъединить оба вида и применять при изображении предметов два, три и более видов. Во второй половине ХVI и начале ХVII в. в России на металлообрабатывающих заводах изделия изготовляли не по чертежам, а по образцам-моделям. В конце ХУII столетия вместо образцов стали применять чертежи. Эти чертежи выполняли без точного соблюдения масштаба, но размеры изделий на них уже наносили.
Когда стало быстро развиваться кораблестроение, потребовались более точные, вычерченные в строгом масштабе чертежи. Корабельные чертежи 1686-1751 гг., выполненные мастерами и их помощниками, уже более совершенны. Здесь применялись три изображения, с помощью которых на плоскости чертежа удавалось показать размеры трех измерений судна: длину, ширину и высоту. В 1798 г. французский инженер Гаспар Монж опубликовал свой труд «Начертательная геометрия», который лег в основу проекционного черчения.  Отдавая должное Гаспару Монжу, обобщившему метод прямоугольного проецирования предметов на две взаимно перпендикулярные плоскости проекций, мы не должны забывать, что задолго до появления начертательной геометрии в отдельных русских чертежах были поставлены и решались те же задачи, которые научно обобщил Монж.  В ХVIII в. чертежи выполнялись чрезвычайно тщательно, с обводкой цветной тушью. На этих чертежах делались условные разрезы изделий с раскраской места разреза разными цветами в зависимости от вида материалов изделий. Чертежи И. И. Ползунова и И. П. Кулибина наглядно показывают отличные познания русских изобретателей в области построения точного проекционного чертежа изделия. Основоположником начертательной геометрии в России был проф. Я. А. Севастьянов, издавший в 1821 г. свой курс «Основания начертательной геометрии». Выдающийся ученый конца ХIХ в. проф. В. И. Курдюмов написал ряд капитальных трудов по начертательной геометрии. Проф. Н. А. Рынину принадлежит ряд трудов по приложению начертательной геометрии в технике и учебник, которым пользуются и в настоящее время. Проф. Д. И. Картин написал работу «О точности графических построений». Большое значение имеют труды крупного ученого проф. А. И. Добрякова по начертательной геометрии. Видный ученый нашего времени проф. Н. Ф. Четверухин написал большое количество трудов в области теории изображений.
В настоящее время ученые проводят теоретические исследования в области начертательной геометрии и инженерной графики, работают над созданием приборов и аппаратов для механизации и автоматизации чертежно-конструкторских работ и размножения конструкторской документации, разрабатывают новые стандарты.

Выходит группа учащихся, наряженных в костюмы (слайд №7).

- Мы расскажем вам о том, что необходимо для работы на уроках черчения (наиболее полная историческая информация о материалах и инструментах в Приложении №2).

«Учебник»:  Я – учебник. Каждому из вас выдали в библиотеке такой же. Носите его на уроки. В нем вы найдете много интересного и полезного (слайд №8). Посмотрите, как  я менялся со временем. Сегодня вместе со мной к вам пришли мои друзья, познакомьтесь с ними и подружитесь (слайд №9).

«Карандаш»:  Чертежные работы выполняют в большинстве случаев карандашами (слайд №10).  При выполнении чертежа тонкими линиями рекомендуется применять карандаш марки Т. Обводить линии чертежа надо карандашом марки М; при обводке более мягкими карандашами чертеж загрязняется. Таким образом, учащийся должен иметь минимум три карандаша: М, ТМ и Т.  Подобрав карандаш нужной твердости, его затачивают.

«Бумага»: Чертежи, как правило, выполняют на плотной чертежной бумаге. Бумага выбирается такая, чтобы с нее хорошо стирались резинкой карандашные линии (слайд №11).

«Готовальня»: Готовальня — это комплект чертежных инструментов, уложенных в футляр (слайд №12). А какой инструмент вам нужен будет очень часто на уроках черчения, вы узнаете, разгадав загадку:

Он кружит на одной ноге,
Другая пишет по дуге,
Вертясь то в профиль, то анфас,
Все закругляет он для вас.
Проделав полный оборот,
Закончит там же, где начнет:
К исходной точке подойдет
И линию свою замкнет.

«Циркуль»:  Правильно, это циркуль – самый старший среди своих братьев инструментов (слайд №13).

Учитель: Кроме этих материалов и инструментов на уроках черчения вам будут необходимы линейка и треугольники (слайд №14).
Сегодня на практической работе вы будете учиться проводить вертикальные, горизонтальные, наклонные линии и окружности при помощи линейки, угольников и циркуля (слайд №15).
Прежде чем приступить к выполнению практической работы вы должны узнать следующее, от правильной подготовки рабочего места во многом зависит качество чертежа. Свет на чертеж должен падать слева сверху. В этом случае тени от инструментов и рук не будут мешать работе. Выполняя чертеж, следует сидеть прямо, не горбясь. Расстояние от глаз до чертежа должно быть примерно 300 мм. На столе оставляют только те инструменты, которые нужны для работы в данное время. При этом готовальня, угольники, карандаши и резинка должны лежать справа, а книга — слева. Не нужно сильно наклоняться над чертежом.

4. Практическая работа: «Выполнение вертикальных, горизонтальных, наклонных  линий и окружностей».

Учитель: Пользуясь чертежными инструментами, проведите в рабочей тетради вертикальные, горизонтальные, наклонные линии и окружности. Старайтесь проводить все линии одинаковой толщины, красиво расположите группы линий на листе тетради (слайд №16).

5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание (слайд №17) (Приложение №3).