Интегрированный урок музыки. 2-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 2


ЦЕЛЬ: показать с помощью разных видов искусств красоту зимы.

ЗАДАЧИ:

Обучающие - продолжить прививать навыки слушания музыки, учить анализировать произведения, познакомить с исполнительскими приёмами.
-формировать навыки рисования в области декоративно-прикладного искусства.
-учить правилам составления простейших узорных композиций.
Развивающие:- способствовать развитию эмоциональной сферы, художественного вкуса, творческого воображения, изобразительных способностей.
Воспитательные:- подвести к пониманию красоты родной природы, создать условия для воспитания потребности в прекрасном.

Ход урока.

(Доска оформляется по ходу урока)

-Здравствуйте ребята.
_Сегодня у нас с вами необычный урок. Урок, где встретятся сразу несколько видов искусств: Музыка, живопись, литература.
-А вы хотите узнать ради чего все эти искусства собрались вместе? А то у нас и темы нет на доске.
-мы с вами на уроках музыки о чём говорим, что способна музыка с помощью 7 нот:
(РАССКАЗЫВАТЬ) – О ЧЁМ? ---------ВЫВЕСТИ НА ПРИРОДУ.
Значит, музыка может рисовать нам картины природы.
-А какое время года наступает? – Зима.
-А вам нравится зима, и мне нравится, но не только нам с вами, а многим композиторам, поэтам и художникам нравится зима, её необычная волшебная красота и они выразили своё отношение к этому времени года в своих произведениях, и урок у нас будет называться «Чародейкою Зимою…»

***
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит-
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой-
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой-
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

-Понравилось стихотворение? Его написал русский поэт Фёдор Тютчев.
-Как вы думаете, поэт относился к зиме, какие чувства в нём вызывала зима, раз он мог найти такие красивые слова? (нравилась, любил, наблюдал)
-Как он называет зиму? (Чародейкой)
-Кто такие чародеи? (волшебники)
-Значит, поэт сравнивает зиму с чародейкой, волшебницей.
-А что она волшебного сделала, в чём её волшебство?
-Зима очень красивое время года и стихотворение выразило отношение человека к этой красоте.

-А КОГДА К СЛОВАМ ДОБАВЛЯЮТ МУЗЫКУ, КАКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПОЛУЧАЕТСЯ? - ПЕСНЯ.
Мы с вами начали учить песню, где говорится так же о зиме, давайте, мы исполним её и постараемся выразить в ней своё отношение к зиме.
Исполнение песни «В царстве Деда Мороза»

В царстве Деда Мороза и лесной тишины,
Задремала берёза до тепла до весны.

Припев: Нарядила метель серебринками ель,
Тихо кружимся мы в снежном царстве зимы

Спят медведи в берлоге, зиму всю напролёт,
И по белой дороге, лишь позёмка метёт.

Припев:

Небосвод синий-синий, чуть дымиться снежок,
Звёзды звонкие иней на сугробах зажёг.

Припев:

- Мы спели песню, красиво, она как и стихотворение рассказала нам о красоте зимы, а скажите мне пожалуйста, вот мы уберём слова, останется одна мелодия, какая же она должна быть выразительна, какая же будет музыка рассказывающая о зиме,(состояний природы много и метель, ветер, но раз у нас чародейка зима, то давайте представим какая должна быть музыка - (плавная, красивая, волшебная, спокойная) о чём рассказывать будет волшебная зимняя музыка?(падает, кружится снег, деревья стоят белые)
Предлагаю послушать «Вальс снежных хлопьев» П.И.Чайковского, из балета «Щелкунчик». Слушание.
Композитор любил зиму целый сказочный балет сочинил, а почему мы с вами любим зиму ещё? Какой праздник бывает?- Новый год, приходит Дед Мороз, подвигаемся споём песню, показывая движения - «Бом, бом, бом стучат часы» (физкультминутка)

Бом, бом, бом стучат часы,
Подкрутил мороз усы,
Расчесал он бороду
И пошёл по городу.

Сто игрушек за спиной,
Всем детишкам по одной
По одной.

Скрип, скрип, скрип скрипит снежок,
До чего ж тяжёл мешок,
С бусами хлопушками,
С разными зверюшками.

Сто игрушек за спиной,
Всем детишкам по одной
По одной.

Молодцы, готовы встретить праздник зимний, а на каждом празднике обязательно загадывают?- загадки.
-Без рук рисует, без зубов кусает? (мороз).
Правильно МОРОЗ.
А где рисует мороз? (на окнах)
-Каким цветом рисует мороз? Белым.

Невидимкой осторожно
Он является ко мне.
И рисует осторожно он узоры на окне.
Это клён, а это ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво белой краскою одной.

Мы с вами будем рисовать одним цветом и что бы наш рисунок был красивым и без цветных красок, линии наши должны быть очень выразительными: какие подойдут? Прямые? - нет, зигзагообразные? - нет, плавные -ближе, закругленные, образующие веточки, круги -это всё можно назвать узором? Нет. - ПОЧЕМУ?

УЗОР- РИСУНОК, В КОТОРОМ ВСЕ ЭЛЕМЕНТЫ (ЛИНИИ, ФИГУРЫ) СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ!

-В зимнем узоре могут встретиться веточки, подсказывайте мне ещё что? Снежинки, а вы знаете, что в мире нет ни одной похожей снежинки, вот действительно зима волшебница-(ПОКАЗ СНЕЖИНОК) приложение№1, звёзды, цветы. И вологодские кружевницы учились у мороза придумывать узоры (демонстрация узоров).

Попробуем потренироваться и сделать предварительные наброски элементов, как они называются ? на доске найдите это слово - ЭСКИЗЫ.
Берём лист (лист синего цвета, гуашь - белая) и рисуем, придумываем, используя эти элементы, создаём свои узоры, не забываем, узор – рисунок, где все элементы связаны между собой. Центр композиции. Где можно разместить в уголках или по бокам?
Рисуем, а я вам поставлю музыку Итальянского композитора Антонио Вивальди, которая так и называется зима, я думаю, она вам поможет в создании зимнего узора.

Итог урока:

Узоры вывешиваются на доске, которая оформлена в виде окна с красивыми «ставнями».
Очень красивы ваши узоры, вы как маленькие волшебники научились у зимы.
Подошёл к концу наш с вами необычный урок.
О КАКОМ ВРЕМЕНИ ГОДА ШЛА РЕЧЬ НА УРОКЕ?
-О ЗИМЕ.
А что вам нравится в зиме? И своё отношение к ней вы выразили и в своём пении, и в своих рисунках.
Действительно зима оказывается чародейка, волшебница, раз вдохновляет людей на создание красивых стихов, музыки, да и нас с вами вдохновила не создание таких шедевров.
Вся зима ещё впереди. БУДТЕ К НЕЙ ВНИМАТЕЛЬНЫ, ЗАМЕЧАЙТЕ - ИНЕЙ НА ДЕРЕВЬЯХ, ИЗУЧАЙТЕ УЗОРЫ НА ОКНАХ, РАЗГЛЯДЫВАЙТЕ ПОЙМАННУЮ СНЕЖИНКУ НА ВАРЕЖКЕ, НЕ ПЕРЕСТАВАЙТЕ УДИВЛЯТЬСЯ.

Что бы познать мир, надо учиться наблюдать и видеть красоту!