Суждение как форма мышления

Разделы: Информатика


Это урок № 11 в теме «Человек и информация» (Всего на эту тему отводится 12 часов)

Тип урока. Урок изучения нового материала.

Исходный уровень знаний, умений и навыков учащихся. Учащиеся знакомы с понятиями информация и знания, знают о двух формах получения знаний о реальной действительности: чувственное и логическое познание. Знакомы с понятием как формой мышления. Умеют определять содержание и объем понятия, знают отношение между понятиями, умеют классифицировать понятия.

Цели урока:

  1. Образовательная: познакомить учащихся с основными понятиями этого раздела темы: определением суждения как формы мышления, классификацией и видами суждений. Научиться определять вид суждений. Привить первые навыки образования сложных суждений с помощью логических связок.
  2. Дидактическая: в результате учащиеся должны знать, что такое суждение, какие бывают суждения, чем они отличаются; пользоваться полученными знаниями в решении логических задач.
  3. Развивающая: развивать у учащихся стремление к активной познавательной деятельности, умение работать самостоятельно и пытаться самим разрешать возникшие проблемы.
  4. Воспитательная: формировать познавательные интересы учащихся, воспитывать трудолюбие, усидчивость, культуру умственного труда.

Возраст учащихся: 6 класс.

Оборудование:
технические средства: компьютер с операционной системой MS Windows, мультимедийный проектор, экран, школьная доска, раздаточный материал.
программные средства: Microsoft Word, Power Point.
раздаточные материалы: карточки для выполнения задания, памятки, алгоритм выполнения практической работы на компьютере.

Структура урока:

  1. Организационный момент (1 минута)
  2. Актуализация знаний (2 минуты)
  3. Разъяснение и первичное усвоение нового материала (15 минут)
  4. Домашнее задание (2 минуты)
  5. Физкультурная пауза (3 минуты)
  6. Выработка умений и навыков (5 минут)
  7. Закрепление и систематизация знаний, практическое применение (15 минут)
  8. Подведение итогов (2 минуты)

Основные методы:

  • Объяснительно-иллюстративный
  • Репродуктивный
  • Частично-поисковый (эвристический)
  • Исследовательский

Литература

  1. Босова Л.Л. «Информатика» Учебник для 6 класса, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний 2006.
  2. Босова Л.Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ, 2008
  3. Босова Л.Л. Информатика. Дискета. Практикум для 6 класса.
  4. Босова Л.Л. Уроки информатики в 5-6 классах. Методическое пособие. – М.: БИНОМ, 2004.

Ход урока:

I . Организационный момент (1 минута)
Учитель:
Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих. Сообщает учащимся тему урока, формулирует цели урока:
«Сегодня мы опять будем работать маленькими философами, познакомимся с еще одним философским понятием суждением как формой мышления, узнаем, какими бывают суждения, научимся определять тип сужений.
Цель нашего урока – в интересной форме получить новые знания по теме «Суждение как форма мышления» и выполняя практическую работу закрепить полученные знания».
Ученики:
Приветствуют учителя, садятся. Настраиваются на урок, воспринимают информацию. Записывают число и тему урока.

II.  Актуализация знаний (2 минуты)

Учитель:
«В мышлении понятия не выступают разрозненно, они определенным образом связаны между собой. Формой связи понятий друг с другом является суждение. На предыдущем уроке вы научились классифицировать понятия. Давайте рассмотрим, что же такое суждение, какие  суждения бывают, как их можно классифицировать. Приготовьте и подпишите карточки, лежащие на ваших столах». (Приложение№1)

Ученики:
Внимательно слушают учителя. Готовят к работе карточки.

III.  Разъяснение и первичное усвоение нового материала (15 минут)

Учитель:
«Давайте рассмотрим основные моменты этой темы с использованием презентации, подготовленной вашими товарищами в помощь учителю» (Приложение №2)
Демонстрирует слайды презентации и предлагает ученикам к каждому виду суждений придумать и записать свои примеры на заранее приготовленных карточках.

Ученики:
Слушают объяснение, записывают свои примеры и в конце работы сдают карточки учителю.

Учитель:
Помогает, подходя к тем, у кого задание вызывает затруднения.

IV.  Домашнее задание (2 минуты).
Учитель:
«Посмотрите на доске – домашнее задание. Запишите его, пожалуйста, в дневники»
§ 2.4, Рабочая тетрадь № 33, 34 стр. 66

Ученики:
Записывают домашнее задание

V.  Физкультурная пауза (3 минуты)

Учитель:
Предлагает ребятам отдохнуть, расслабиться, выполнить несложные упражнения .(Приложение №3). Дежурный по классу проводит зарядку.
Далее учитель просит провести гимнастику для глаз (офтальмотренаж).

Ученики:
Слушают ведущего и по его команде выполняют упражнения.
Самостоятельно выполняют зарядку для глаз.

VI.  Выработка умений и навыков (5 минут)
Учитель:
Просит учеников пересесть за компьютеры.
Ученики:
Пересаживаются за свои компьютеры.
Учитель:
«Теперь посмотрите, какое задание  вы должны будете выполнить на компьютере. На Рабочем столе  каждого компьютера есть ярлык с названием «Практическая работа»
Запустите программу (дважды кликнув на ярлыке ЛКМ). Отвечайте на вопросы и выполняйте несложные задания в текстовом редакторе».
Демонстрирует, как выполнить задание на первом примере.
Ученики:
Внимательно слушают, наблюдая на экранах своих компьютеров процесс выполнения задания.

VII.  Закрепление и систематизация знаний, практическое применение (15 минут).

Учитель:
«У вас на столах лежат листы с алгоритмом выполнения практической работы». (Приложение №4).
Учитель инструктирует учащихся о правилах техники безопасности, которые необходимо соблюдать при работе за компьютером.

Ученики:
Внимательно слушают, приступают к выполнению практической работы. (Приложение №5)

Из среды Power Point c помощью гиперссылок на соответствующие файлы (Приложение №6) (Приложение №7) (Приложение №8) осуществляются переходы на соответствующие слайды презентации и в среду Microsoft Word, в которых учащиеся выполняют работу.

VIII.  Подведение итогов (2 минуты).

Учитель:
«Понравился ли вам урок? Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
Давайте подведем итоги нашей работы».

Ученики:
Перебрасывая мяч друг другу, отвечают на поставленные вопросы. Анализируют свою работу.

Учитель  выставляет и комментирует оценки.