Тема урока "Лексика. Фразеология"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • познакомить учащихся со структурой теста ЕГЭ;
  • настроить учащихся на серьезную подготовку к экзамену;
  • проверить знания основных лексических понятий, владение лексическими нормами;
  • обобщить и систематизировать знания учащихся по лексике и фразеологии;
  • работать над развитием речи учащихся.

Методические приемы:

  • беседа по вопросам, сообщения учащихся,
  • конструирование словосочетаний и предложений,
  • словарная работа.

Оборудование:

  • ксерокопии демонстрационных вариантов тестов ЕГЭ (без ответов);
  • карточки с заданиями;
  • словари.

Ход урока

Дивишься драгоценности нашего языка:
что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно,
как сам жемчуг, и, право, иное название еще
драгоценнее самой вещи.
Н.В.Гоголь

I. Организационный момент

II. Основная часть

1. Вступительное слово учителя.

Единый государственный экзамен по русскому языку существенно отличается от традиционного выпускного экзамена как по содержанию, так и по форме проведения.

Вместо традиционных трех вопросов, учащийся должен выполнить 40 заданий по всем разделам науки о языке и написать сочинение-рассуждение в жанре рецензии, отзыва или эссе.

Главная особенность ЕГЭ состоит в полноте охвата курса русского языка: кроме проверки орфографической и пунктуационной грамотности, проверяются владение нормами литературного языка, теоретические знания и умения применять их на практике, способность анализировать текст и создавать собственный.

ЕГЭ включает вопросы, требующие ответов трех типов.

При выполнении заданий под литерой “А” необходимо из четырех предложенных вариантов ответов выбрать правильный и отметить крестиком в соответствующей клетке бланка.

Второй тип заданий, под литерой “В”, требует написания кратких ответов в виде слова, словосочетания, небольшого ряда слов или в виде цифры во второй части бланка. Задания А27 – А32 и В1 – В8 связаны с предложенным текстом, обычно публицистического содержания.

Третья часть текста “С” – это сочинение – рассуждение, которое создается на основе текста, ранее использованного для комплексного анализа, и представляет собой рецензию, отзыв или эссе. Сочинение позволяет проверить речевое развитие учащихся, способность понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать на этой основе собственное высказывание, умение выбирать для данного случая стиль и тип речи, отбирать языковые средства, соблюдать нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.

Объем сочинения должен быть не менее 150 слов, включая и служебные части речи. Данное задание выполняется на отдельном бланке. Если ученик не претендует на “4” или “5”, то он вправе не выполнять задание “С”, но следует помнить, что при выполнении заданий под литерами “А” и “В” могут быть допущены ошибки. Задание “С” дает возможность набрать недостающие для положительной оценки баллы.

На выполнение работы отводится 3 астрономических часа, т.е. 180 минут и надо так распределить время, чтобы успеть не только выполнить задания, но и вовремя перенести их с черновика на бланк ответов. Черновики не рассматриваются, поэтому очень важно правильно и точно заполнить все бланки ответов.

2. Чтение эпиграфа к уроку.

Учитель. Определите основную мысль эпиграфа к сегодняшнему уроку. Как он помогает определить тему урока. О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Ученик. Речь на уроке пойдет о богатстве лексики русского языка и за счет чего это достигается.

3. Объявление темы и цели урока. Запись темы в тетрадь.

Учитель. Сегодня на уроке мы рассмотрим задания, которые входят в первую часть, а конкретно к заданиям по лексике и фразеологии (А3, А31).

В задании А3 предлагается указать толкование, соответствующее данному слову, или из четырех предложенных в задании слов выбрать именно то, лексическое значение которого дано в формулировке.

Задание 1. Какое лексическое значение слова “косный”?

  1. Не имеющий прямого отношения к чему-либо.
  2. Невоспитанный, грубый.
  3. Тяготеющий к привычному, невосприимчивый к новому, прогрессивному.
  4. Избегающий радикальных методов, решительных действий.

(Ответ – 3)

Задание 2. Какое из перечисленных слов имеет значение “полная неудача, провал”?

  1. Фиаско.
  2. Аврал.
  3. Депрессия.
  4. Профанация.

(Ответ – 1)

Задание А31 проверяет знание лексической системы языка и умение понимать слова и сочетания в соответствии с контекстом. Это задание имеет много разновидностей: в одних случаях требуется найти слова в переносном значении или индивидуально-авторские образования, неологизмы, устаревшие, диалектные слова и т.п., в других – синонимы или антонимы, омонимы, фразеологизмы и т.п., в-третьих – определить значение многозначного слова в тексте или эмоционально-оценочную окраску слова, определить вид переносного значения (метафора или метонимия) и т.д.

Точность словоупотребления, т.е. выбор слова, сочетаемость или несочетаемость лексических единиц – важнейшее условие нормативности речи. При построении предложения слова должны подбираться в соответствии с присущей им в литературном языке семантикой и стилистическими особенностями.

Вопросы для повторения.

– Что такое лексика?

– Что изучает лексикология?

– Какие лексические разряды слов вы знаете?

– На какие группы делятся устаревшие слова?

– Что изучает фразеология?

– Из-за чего меняется словарный состав языка?

– Каковы причины заимствования слов из других языков?

4. Разбор заданий по лексике и фразеологии.

Задание 1. Выпишите из предложенного стихотворения все непонятные слова в таблицу и объясните их значение (текст стихотворения у каждого ученика, можно пользоваться словарями).

Ученик 1.

“Где? Какая дрянь?
Ты вот на ступицу-то глянь!” –
Торгаш плечистый повторяет
И бойко колесом вертит.
А парень крендель доедает:
“Сложи полтину, – говорит, –
Возьму и дегтю, вот мазницы…”

Ученик 2.

“Нет. Врешь! Отдай за рукавицы!
Ты гаманок-то свой не прячь!” –
Кричит налево бородач.

Ученик 4.

“Ты вот что, умная молодка,
По сторонам-то не смотри,
Твой холст, к примеру, не находка…
Почем аршин-то? Говори”. –
“По гривне, я тебе сказала;
Вот и другие так берут”.

Ученик 5.

“Не купите ли , сударь, бричку?
Отличный сорт!”
“Нет, я на бричку не купец.
Не попадется ль жеребец?
Вот не найду никак, мучень!
А нужен к пристяжным под шерсть –
Караковый”. –
“Есть, сударь, есть!
Рысак! А бег – мое почтенье!”

СЛОВО ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА
СТУЖИЦА средняя часть колеса, в которой укрепляются спицы, с отверстием для оси
МАЗНИЦА деревянная или глиняная посуда для дегтя
ДЕГОТЬ темный маслянистый продукт для смазки
ГАМАНОК кошелек
АРШИН русская мера длины, равная 0,71 м
ПОЛТИНА монета в 50 копеек
ГРИВНА денежная единица в Древней Руси, гривенник
БРИЧКА легкая повозка, иногда крытая
ПРИСТЯЖНЫЕ лошади, идущие рядом с коренной, центральной лошадью
КАРАКОВЫЙ темно-гнедой с подпалинами (масть лошадей)

Учитель. В чем сходство всех выписанных слов?

Ученик. Это слова, которые не употребляются в повседневной речи. Такие слова называются устаревшими.

Учитель. На какие группы делятся устаревшие слова?

Ученик. Архаизмы – слова, имеющие синонимы в современном языке: перст – палец, чело – лоб. Историзмы – слова, не имеющие синонимов в современном языке, например: боярин, купец, аршин.

Задание 2. Выпишите номера только тех предложений, на вопросы которых следует ответить утвердительно.

– Можно ли в наши дни встретить толмача?

– Правда ли, что ланиты живут в лесу?

– Правда ли, что в наши дни уже не встречаются бонвиваны?

– Правда ли, что кивер – это парадное оружие в русской армии XVIII в.?

Ответ: 1.

Толмач – переводчик во время беседы, переговоров.

Ланиты – щеки.

Бонвиван – человек, любящий жить в свое удовольствие: богато, беспечно. Кутила, весельчак.

Кивер – высокий головной убор.

Учитель. Какие из устаревших слов в данных предложениях мы можем отнести к архаизмам, а какие к историзмам?

Толмач, ланиты, бонвиван – архаизмы.

Кивер – историзмы.

Учитель. В связи с различными изменениями в жизни общества лексический состав языка постоянно меняется. Например, в настоящее время вновь в употребление вошли слова губернатор, мэр, спикер, гимназия, кадет. За счет чего еще меняется состав языка?

Ученик. За счет слов, которые приходят из других языков. Такие слова называются заимствованными.

Задание 3. Пользуясь словарем иностранных слов определите, из каких языков заимствованы данные слова. Спишите слова, выделите в них основу, поставьте ударение. С выделенными словами составьте и запишите словосочетания или предложения.

Феномен (греч.), эпиграф (нем.), телепатия (нем.), дилер (англ.), экспансия (франц.), табу (франц.), шасси (франц.), тинэйджер (англ.), факсимиле (лат.), симметрия (нем.), синонимия (греч.), маркетинг (англ.), менеджер (англ.).

Учитель. Благодаря заимствованиям, русский язык становится богаче, угрозы для него они не представляют (заимствованных слов всего около 10 процентов). Интернациональная лексика облегчает научные, культурные и политические контакты. Давайте вспомним признаки заимствованных слов.

Ученик. Основными признаками заимствованных слов являются:

– двойные согласные в корне слова: касса, баллотироваться;

– стечение гласных звуков: оазис, мозаика;

– безударный звук [о] в конце слова: радио, какао;

– произношение твердого согласного перед буквой е, обозначающей звук [э]: пар[тэ];

– буква э в корне слова: поэт, элегия;

– сочетание букв ЙО и ЬО: майонез, бульон;

– неизменяемость имен существительных и прилагательных: пальто, кашне, кенгуру.

Задание 4. Тест.

Пользуясь Словарем иностранных слов по необходимости, определить значение иностранных слов, выбрать правильный ответ.

1. АНТАГОНИЗМ:
а) репутация, б) противоречие, в) равнодушие.

2. АНТОЛОГИЯ:
а) музыкальное произведение, б) биография, в) сборник избранных произведений.

3. АПАТИЯ:
а) направление в медицине, б) равнодушие, в) болезнь.

4. АПЕЛЛЯЦИЯ:
а) просьба о пересмотре чего-либо, б)музыкальное произведение, в) косметическая процедура.

5. БАЛЛАСТ:
а) груз, б) болезнь, в) механизм.

6. ДИФИРАМБ:
а) косметический дефект, б) неумеренная похвала, песня в чью-либо честь, в) механизм.

7. КВОРУМ:
а) установленное уставом или законом количество присутствующих, б) официальное собрание,

в) должностное лицо в ряде стран.

8. ПАНЕГИРИК:
а) тип темперамента, б) болезнь, в) хвалебная речь.

9. РАРИТЕТ:
 а) равенство, б) старинная вещь, в) предмет интерьера.

10. ФИАСКО:
а) предмет дамского туалета, б) поражение, в) вид спорта.

1-б,2-в, 3-б, 4-а, 5-а, 6-б, 7-а, 8– в, 9-б, 10-б.

Задание 5. Прочитайте и запишите, вставляя пропущенные орфограммы и расставляя знаки препинания высказывание К.Паустовского.

С рус..ким языком можно тв..рить ч..деса. Нет (н..)чего такого в жизни и в нашем сознании.. что нельзя было(бы) пер..дать рус..ким словом. Звуч..ние музыки блеск красок игру света шум и тень садов (не)ясность сна громыхание гр..зы де..ский ш..пот и ш..рох морского гравия. Нет таких звуков образов и мыслей – сложных и простых, – для которых (не) нашлось бы в нашем языке точного выр..жения.

Учитель. Определите основную мысль данного высказывания.

Ученик. К.Паустовский говорит о богатстве русского языка, о возможности подобрать для описания любого явления самые выразительные слова.

Учитель. За счет каких основных лексических единиц это возможно?

Ученик. Русский язык богат синонимами, антонимами, омонимами.

Ученик 1. Синонимы – это слова одной и той же части речи разные по написанию и звучанию, но одинаковые по лексическому значению. Выделяются контекстуальные синонимы – слова, сближающиеся по значению только в определенном контексте, вне его подобные слова синонимами не являются.

Ученик 2. Антонимы – это слова одной части речи, противоположные по лексическому значению. Также выделяются контекстуальные антонимы – слова, приобретающие противоположные значения в определенном контексте.

Ученик 3. Омонимы – слова одной и той же части речи, сходные по написанию и звучанию, но различные по лексическому значению. Например: ласка (нежность) – ласка (пушной зверек). Такие омонимы называют лексическими.

От лексических омонимов следует отличать:

  1. омофоны – слова, совпадающие в звучании, но различные в написании: компания – кампания; пруд – прут;
  2. омоформы – слова, совпадающие по звучанию и написанию только в отдельных грамматических формах: покрывало (сущ.) – покрывало (глаг. прош. вр., ед.ч., ср. р.);
  3. омографы – слова, совпадающие в написании, но различающиеся в произношении, т.е. отличающиеся местом ударения: стрелки часов – русские стрелки.

Ученик 4. Омонимы следует отличать от многозначных слов. Это смежные явления и иногда достаточно сложно провести между ними границу. Существует несколько способов разграничения омонимов и многозначных слов:

1. Лексический способ основан на выявлении синонимов: синонимы, подбираемые к значениям многозначного слова, входят в один синонимический ряд, омонимы же имеют разные синонимы. Например: кровавый бой – сражение, чернокожий бой – слуга. Между синонимами нет связи, значит это омонимы.

Морской бой – сражение, кулачный бой – борьба, бой быков – состязание. Синонимы входят в один синонимический ряд, следовательно, это значения многозначного слова.

2. Морфологический способ основан на сопоставлении производных слов и словоформ.

Такт (ритм) – тактовый, тактный.

Такт (чувство меры) – тактичный, тактичность.

Т.к. от этих слов образуются разные производные слова, значит это омонимы.

Задание 6. Определите слова по их описанию.

1. Синоним слова ЛЕС и омоним слова, обозначающего сверло.

ЛЕС – БОР (синонимы); БОР (лес) – БОР (сверло) – омонимы.

2. Антоним слова СТРОГОСТЬ и омоним слова, обозначающего пушного зверя.

СТРОГОСТЬ – ЛАСКА (антонимы); ЛАСКА (нежное отношение) – ЛАСКА

(пушной зверек) – омонимы.

3. Найдите пятое лишнее: бежать, лететь, ползти, мчаться, нестись.

4. В каком словосочетании прилагательное можно заменить антонимом

ЧЕРСТВЫЙ?

а) свежий костюм;
б) свежий журнал;
в) свежий воротничок;
г) свежий хлеб.

Задание 7. В каком предложении вместо слова ЭФФЕКТИВНОСТЬ нужно употребить слово ЭФФЕКТНОСТЬ?

  1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ российских методов подготовки космонавтов признана во всем мире.
  2. Жюри единогласно отметило ЭФФЕКТИВНОСТЬ выступления хореографического коллектива.
  3. Каждое изобретение молодого ученого удивляло своей простотой и ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ.
  4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ капитальных вложений в сельскохозяйственное производство стала видна очень скоро.

Ответ – 2.

Учитель. Выполнение заданий данного типа закрепляет умение различать паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении. Смешение паронимов – очень распространенная лексическая ошибка. Неправильное употребление слов и смешение их приводит к непониманию услышанного и прочитанного, к обеднению языка.

Задание 8. Выберите правильный вариант, в случае затруднения обращайтесь к Толковому словарю.

  1. Письмо дошло до (а) адресата, (б) адресанта.
  2. В короткий срок удалось (а) освоить, (б) усвоить многие методики исследования.
  3. Тем, кто спускался в глубь Северного моря, (а) одели, (б) надели теплое белье, а поверх его (в) искусно, (г) искусственно сделанные гидрокостюмы.
  4. Когда слово (а) представили, (б) предоставили известному поэту, зал (в) зааплодировал, (г) поаплодировал.
  5. Бухгалтерия должна (а) оплатить, (б) платить временному сотруднику зарплату.

Учитель. В различных стилях речи широко используются фразеологические обороты – устойчивые словосочетания, образующие смысловое единство. Функция их разнообразна: если в научной и официально-деловой речи они употребляются главным образом как номинативные единицы терминологического характера, то в художественной литературе, публицистике, в разговорной речи на первый план выдвигаются их выразительные возможности.

С точки зрения стилистической окраски выделяются следующие типы фразеологизмов: нейтральные, книжные, разговорные, просторечные.

Фразеологические обороты воспроизводятся, как правило, в том виде, в каком они закрепились в языке.

Задание 9. Запишите фразеологические обороты, выбрав правильный вариант. Устно подберите к ним синонимы, объясняющие их лексическое значение.

  1. (а) уморил, (б) заморил червячка;
  2. (а) положить, (б) отложить в долгий ящик;
  3. доводить до белого (а) колена, (б) каления;
  4. кануть в (а) лето, (б) Лету;
  5. (а) лавр`овый, л`авровый венок.

1-б, 2– б, 3-б, 4-б, 5-а

Задание 10. 1.Укажите предложение с фразеологизмом.

  1. Он понял, что попал из огня да в полымя.
  2. Вслед за дымом показался и огонь.
  3. Огонь вспыхнул, но тут же погас.
  4. В печи весело трещал огонь.

Ответ – 1.

2. Укажите предложение, в котором нет фразеологизма.

  1. Как прекрасны белые ночи!
  2. Короткую летнюю ночь с непрерывными грозами или зарницами называют воробьиной ночью.
  3. Пожар случился темной ночью.
  4. Все происходящее напоминало Варфоломеевскую ночь.

Ответ – 3.

5. Тест на закрепление знаний по лексике и фразеологии.

1. Какое из перечисленных слов имеет значение “человек, который вынужденно или добровольно переселился из своего отечества в другую страну по политическим, экономическим или иным причинам”?

  1. Иммигрант;
  2. эмигрант;
  3. ренегат;
  4. диссидент.

2. Какое из перечисленных слов имеет значение “человек, бескорыстно действующий на пользу другим, не считаясь со своими интересами”?

  1. Эгоцентрист;
  2. эгоист;
  3. пессимист;
  4. альтруист.

3. Укажите лишнее слово в синонимическом ряду.

  1. Бросать;
  2. метать;
  3. швырять;
  4. тыкать.

4. Укажите лишнее слово в синонимическом ряду.

  1. Растревожить;
  2. разволновать;
  3. разгневать;
  4. расстроить.

5. Укажите слово, которое имеет омоним.

  1. Жизнь;
  2. оазис;
  3. прогресс;
  4. кран.

6. Укажите слово, которое имеет омоним.

  1. Топор;
  2. планка;
  3. ток;
  4. папирус.

7. Какое слово является устаревшим?

  1. Боярин;
  2. президент;
  3. губернатор;
  4. менеджер.

8. Какое слово является устаревшим?

  1. Изба;
  2. дом;
  3. терем;
  4. коттедж;

9. Какое из приведенных слов является заимствованным?

  1. Окно;
  2. ананас;
  3. земля;
  4. смородина;

10. Какое из приведенных слов является заимствованным?

  1. Свеча;
  2. фонарь;
  3. лучина;
  4. светильник.

11. Какое из слов является старославянским по происхождению?

  1. Стража;
  2. сторона;
  3. борода;
  4. ворота.

12. Какое из слов является старославянским по происхождению?

  1. Ворона;
  2. ограда;
  3. изгородь;
  4. болото.

13. Какой из фразеологизмов имеет значение “очень быстро”?

  1. Черепашьим шагом;
  2. нога за ногу;
  3. еле-еле душа в теле;
  4. во весь опор.

14. Какое слово сочетается со словом “закадычный”?

  1. Враг;
  2. недруг;
  3. друг;
  4. стол.

15. Укажите предложение с фразеологизмом.

  1. По команде “Шагом марш!” движение следует начинать с левой ноги.
  2. У собаки была повреждена левая нога.
  3. Старик хромал на левую ногу.
  4. По-видимому, он встал сегодня с левой ноги.

III. Подведение итогов.

IV. Задание на дом.

В русском языке многие фразеологизмы включают названия частей тела человека. Попробуйте вставить пропущенные фразеологизмы со словом голова в следующий текст. (Напечатанный текст выдается каждому ученику для выполнения домашней работы.)

Слово ГОЛОВА в переносном смысле обозначает ум, рассудок, поэтому о глупом человеке скажут, что он ____________________, а про сообразительного – ____________________________.

Голова бывает какая-то – например, __________________ (у растяпы), _____________ (у того. кто все забывает, _________________ (если человеку на все наплевать, море ему по колено и сам черт не брат).

Голова может что-то делать – _________________ или ______________

(если дел так много, что не знаешь, за какое взяться), ___________________

(обычно это происходит с тем человеком, которого перехвалили, – в этом случае он теряет способность трезво мыслить и оценивать свои поступки).

Можно производить действия и над головой – чьей-то или своей собственной. Если кто-то голову __________________, значит, дела его плохи и он отчаялся вконец. _______________________ тоже обычно свою голову – над чем-нибудь сложным, неразрешимым, ______________________. Можно голову и вовсе _____________________, если лишиться способности соображать. В крайнем случае можно дать голову _____________________, если вам никак не хотят верить.

Чужую голову обычно ___________________ всяким вздором, или _______________(часто вместе с шеей, делая строгий выговор), или _________________( наказывая гораздо строже, чем в предыдущем случае). Если наказание предвидится заранее, то можно предупредить несчастного, сказав ему максимально строго: “Не ________________ тебе головы!”

Если у кого-то в голове не ________________________ или нет _________________( то есть попросту человек слегка глуповат), если голова и вовсе пуста и в ней гуляет ____________(так говорят про легкомысленного человека), то ему нужно срочно позаботиться о ее наполнении. Лучше всего для этого подойдут мысли. В голову мысли могут _____________________,

_____________________, ______________________ – в зависимости от их качества.

Голова – это место, которое чаще всего принимает на себя удары судьбы. Неожиданное известие падает как ______________________________. Если внезапно происходит что-то неприятное, то человек выглядит так, будто его ___________________. Бывают и совсем безвыходные ситуации, когда хоть головой ________________________!

Ну как, вы еще не ________________________ за голову от обилия фразеологизмов?

Литература

  1. Русский язык: Сценарии уроков. Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2004. – 248 с.: ил. (Я иду на урок).
  2. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ВАКО, 2005.
  3. Единый Государственный экзамен. Русский язык: Учебное пособие / Под ред. Проф. Н.Г.Гольцовой. – М.: ООО “ТИД “Русское слово – РС”, 2006. – 256 с.
  4. Пособие для подготовки к ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ И ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМУ ТЕСТИРОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: лексика, грамматика, стилистика, культура речи. 8-е изд. – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2004. – 256 с.
  5. Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. Русский язык. Методическая газета для учителей– словесников. № 18, 2007.