Задачи урока:
- Образовательные: познакомить учащихся с изменениями во внешнем и
внутреннем строение птиц связанными с полетом;
- Развивающие:
совершенствовать умения школьников проводить наблюдения за животными, узнавать изученных птиц в природе. Сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. Продолжить формирование умения работать с учебником, находить в тексте учебника и рисунках необходимые сведения для ответов на вопросы. Умения работать в группах.- Воспитательные:
привитие бережного отношения к пернатым как важного компонента среды обитания.
Оборудование: чучело птиц, таблица “Тип Хордовые. Класс Птиц”. Таблицы для графопроэктора карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
Вопросы:
- С каким классом живых организмов мы познакомились на прошлом уроке? (С классом пресмыкающихся.)
- Какую среду обитания занимают животные данного класса? (Наземно-воздушную в основном.)
Мы знаем что, любое животные приспосабливаются к своей среде обитания.
1) Рассказать какие появились приспособления во внешнем облике у Пресмыкающихся в связи с наземной средой обитания?
Обитают на суше в связи с этим у них кожа сухая покрыта роговыми чешуями. На кончиках пальцев роговые чешуи превращены в когти. Роговой покров препятствует росту, поэтому они линяют до 5 раз за лето. Голова впереди заострена, на конце морды пара ноздрей. Обоняние пресмыкающихся развито лучше, чем у земноводных. Глаза защищены 3-м веком, при помощи которого поверхность глаза увлажняется. Позади глаз находится барабанная перепонка, слух очень чуткий.
2) Рассказать какие появились приспособления во внутреннем строении у Пресмыкающихся в связи с наземной средой обитания?
- Скелет.
3) Какие произошли изменения в размножении в связи с выходом на сушу?
В отличие от земноводных ящерицы размножаются на суше, оплодотворение у них внутреннее. Пресмыкающиеся откладывают яйца, которые имеют желток- запас питательных веществ для зародыша, белок для построения будущего организма. Снаружи яйцо покрыто кожистой оболочкой для защиты развивающего зародыша.
4) Перечислите основные отряды класса Пресмыкающихся? Отряды: Чешуйчатые, Черепахи, Крокодилы.
5) Каких животных данного класса мы встречаем в нашей местности? Круглоголовка, прыткая ящерица, агама, песчаный удавчик, гадюка, щитомордник, стрелка, ужи, варан серый.
А каких еще вы знаете животных, которые занимают тоже наземно-воздушную среду обитания, но в отличие от пресмыкающихся они способны к полету. (Это Птицы.)
(Видео). Класс Птиц самый многочисленный класс наземных позвоночных. Он включает в себя высокоорганизованных животных, приспособленных к полету, их передние конечности превращены в крылья.
Известно, что птицы произошли от древних пресмыкающихся, которые жили на деревьях, могли перепрыгивать с ветки на ветку и планировать. Признаками, доказывающими, происхождение птиц от древних пресмыкающихся является: отсутствие кожных желез, наличие хорошо различимых чешуи на задних конечностях, ороговевший покров клюва, острые когти, а так же палеонтологические доказательства - археоптерикс, совмещавшая в себе признаки, как пресмыкающихся так и птиц. В связи с тем, что птицы передвигаются по земле на 2-х ногах и способны к полету, они обладают рядом прогрессивных признаков, отсутствующие у рептилий.
Задача урока “Определить приспособления во внешнем и внутреннем строении птиц в связи с полетом”.
Обратите внимание на чучело птицы. И так каковы внешние признаки птиц в связи с полетом?
- Обтекаемая форма тела. (Когда птица летит, она вытягивает голову вперед, а лапы назад или прижимают их к себе.)
- Перьевой покров, состоит из контурных, или кроющих, перьев и пуховых (коллекция перьев на столах у учащихся). Крупные контурные перья в крыльях называются маховыми. Обеспечивают полет птицы. Расположенные в хвосте, обеспечивают маневренность при полете и называются рулевыми. Кроме того пуховые, осуществляющие теплоизоляцию. Ежегодно происходит линька: часть перьев выпадает и заменяется новыми.
Не только внешний облик способствует к полету птиц, но происходят изменения внутренних систем органов.
Чтобы разобраться в этом вопросе, давайте разобьемся на группы. Каждая группа получает свое задание. (Работа выполняется учащимися в группах по учебнику М.А. Козлова Биология. Животные. 7–8 класс. М.: “Просвещение”)
I группа. Найти изменения в опорно-двигательной системе птиц в связи с полетом. (§54, стр.146-148, используют рисунок1)
II группа. Найти изменения в пищеварительной системе птиц в связи с полетом. (§55, стр.149-150, рисунок 2)
III группа. Найти изменения в дыхательной системе птиц в связи с полетом. (§ 55, стр.150, рисунок 3)
IV группа. Найти изменения в кровеносной системе птиц в связи с полетом. (§ 55, стр. 150, рисунок 4)
V группа. Найти изменения в выделительной системе птиц в связи с полетом. (§ 55, стр. 150, рисунок 5)
VI группа. Найти изменения в нервной системе птиц в связи с полетом. (§ 55, стр.151, рисунок 6)
VII группа. Найти изменения в половой системе птиц в связи с полетом. (§ 56, стр. 152–153, рисунок 5)
Учащиеся готовятся в течение 10 мин.в группах. При ответе один ученик рассказывает и показывает по схеме, выведенной через графопроэктор на доску (схемы на рисунках и на доске совпадают) (смотри фото) другой делает запись на доске.
№ п/п |
Системы органов |
Особенности приспособления |
1. |
Опоры и движения |
Скелет легкий, прочный. Челюсти беззубые. Шейный отдел позвоночника длинный, позвонки седловидной формы, поэтому голова поворачивается на 180º. Появление новой кости киль – разросшаяся грудина. Видоизменения передней конечности на крыло, редукция мелких костей в крыле. Срастание тазовых костей. В задней конечности различают бедро, голень, цевку (сросшиеся мелкие кости стопы) и пальцы. Развиты мышцы - большие парные грудные (опускание крыла), подключичные (поднятие крыла). Развиты мышцы ног. |
2. |
Пищеварительная система |
Отсутствие челюсти и зубов. Отдел пищевода – зоб (временное запасание пищи). Желудок из двух отделов железистого и мускульного ( где происходит перетирание пищи). Процесс переваривания быстрый. Тонкий кишечник длинный, толстый кишечник короткий, переходит в клоаку. |
3. |
Дыхательная система |
Легкие более ячеистые. Имеются воздухоносные мешки, которые участвуют в двойном дыхании птицы, от перегрева организма при полете, облегчают организм птицы. |
4. |
Кровеносная система |
1) Сердце 4-х камерное, 2 предсердия и 2 –желудочка ( стенки желудочков утолщены). 2) Учащенное сердцебиение - 550 ударов в минуту в полете, в покое – 156 ударов. |
5. |
Нервная система и органы чувств |
Развиты отделы мозга. Мозжечок больше так, как он – центр координации и согласованности движений. Большие полушария - сложное поведение. Развиты зрительные бугры среднего мозга – качество зрения при полете, особенно у хищных. |
6. |
Выделительная система |
Парные почки с помощью мочеточников выводят выделения в клоаку. Мочевого пузыря нет. |
7. |
Половая система |
Половые железы парные. У самцов – семенники, самочек – яичники. Правый яичник недоразвит. Оплодотворение внутреннее. Яйца откладываются через промежуток времени. |
И так мы с вами увидели изменения, происходящие в организме птиц в связи с полетом.
Закрепление.
- Что позволило птицам освоить полет как средство перемещения в пространстве?
- Какие особенности в строении птиц позволяет считать, что их предками являются древние пресмыкающие.
Домашнее задание. Подготовить вопросы § 27, до Пингвины. Оценки. Каждая группа учащихся составляет по исследованной теме опорный конспект с рисунком по системе органов. (В дальнейшем учитель эти опорные конспекты использует при объяснение темы эволюция систем органов.)