Познавательная игра по истории "Семь ступеней в прошлое Золотой Орды"

Разделы: История и обществознание


Цели и задачи игры:

  1. Пробуждение интереса к изучению истории с привлечением дополнительной литературы.
  2. Повторение и закрепление знаний учащихся по курсам истории Татарстана.

Оборудование:

  1. Вопросы для игры;
  2. Листы-задания для 2, 4 и 6-й ступеней;
  3. Магнитофон для музыкального оформления;
  4. Таблица подсчета итогов игры.

Правила игры: игра проводится по семи ступеням. В начале игры команды разыгрывают между собой право первого хода с помощью задания. По ходу игры команды перемещаются по ступеням и набирают баллы. Победители определяются не только в командном, но и в личном зачете.

Ход игры

1 ступень. Аукцион.

Задание: командам-участникам в течение 3–4 мин. на отдельных листах нужно записать как можно больше дат, исторических имен, событий, терминов, относящихся к теме “Золотая Орда”. 1 понятие – 1 балл.

(Например, 1243 – образование Золотой Орды; 1312–1342 – правление Узбек хана.; ярлык; диван и др.)

2 ступень. Конкурс поэтов.

Задание: назвать автора поэмы и рассказать о чем это произведение.

  1. “Хосров и Ширин (автор: Кутби Хосров – историческая личность, персидский шах Хосрой II . Эта поэма о любви Хосрова и Ширин, особенно безответной любви Фархада к Ширин).
  2. Поэма “Гульстан” (автор: Саиф ас – Сараи. Она является своего рода поэтической энциклопедией Золотой Орды. Здесь воспитываются такие человеческие качества, как справедливость, скромность).
  3. Поэма “Джумджума – султан” ( автор: Хисам Кятиб. Рассказывается о честной справедливой жизни людей, осуждается многие порочные явления на Земле).
  4. Поэма “Киса – и Рабгузи” (автор: Рабгузи. Описывается жизнь и деятельность пророков от Адама до Мухаммеда – основателя ислама).

3 ступень. “Кто больше”

В течение 3 мин каждая команда должна ответить на как можно большее число вопросов. Если ответ не известен команде, то один из участников говорит: “Дальше”. Жюри подчитывает количество набранных баллов. (1 ответ – 1 балл)

Вопросы для команд:

– В каком году образовалась Золотая Орда? (1243.)

– Как назывался государственный совет в Золотой Орде? (Диван.)

– Кто является основателем Золотой Орды? (Бату.)

– При правлении какого хана Орда достигла своего могущества и расцвета? (Узбек хан.)

– Как называется ханская грамота? (Ярлык.)

– Явилась ли феодальная междоусобица причиной распада Орды? (Да.)

– Как называлась столица Золотой Орды? (Сарай Бату.)

– Какие золотоордынские города вам известны?

– Что такое “улус”? (Государство, территориально-административное образование.)

– Что такое Падуанская пшеница? (Пшеница, тогда в Северной Италии.)

– Занимались ли татары рыбной ловлей? (Да.)

– Назовите основные виды хозяйства в Золотой Орде? (Скотоводство, земледелие.)

– Что такое пайцза? (Это золотая, серебряная, бронзовая, чугунная или просто деревянная дощечка, выдаваемая от имени хана в качестве своеобразного мандата.)

– Что означает титул “беклери-бек”? (Великий князь – кто сел на золотоордынский трон после смерти Бату хана. Его сын Сартак.)

– Какие два крупнейшие события произошли во время правления Берке хана? (Принятие ислама, выход из состава Монгольской империи.)

– Что означает слово “темник”? (Крупный феодал, державший такое количество кочевых хозяйств, которое могло выставить 10-тысячное войско.)

– Кто такие мамлюки? (Выходцы из Поволжья.)

– Мамай темник или хан? (Темник.)

– Когда распалась Золотая Орда? (1430–1440 гг.)

4 ступень. Криптограмма.

Командам раздаются листы с зашифрованным текстом – высказывание арабского географа и историка ал – Айни о Узбек хане. (Победа приносит 5 баллов.)

14 3
22 14 1 2
12 1 18 3
10 23 20
11 6 20
23 5.
5 8 6 10 8 23 9,
22 8 6 16 14 16  18 15 
8 18  20 2 4 2 14 17 3 23 9,
 14 16,             20 21 10 2 20

    Шифр криптограммы

  1. Как звали вождя монголов? (1.2.3.4.2.5.6.3.)
  2. Столица Золотой Орды. (7.6.8.6.9. 10.6.11.12)
  3. Основные виды хозяйства Золотой Орды. (7.13.14.11.14.16.14.15.7.11.16.14 * 17.18.19.20.18.15.18.20.2.18)
  4. Как называли выходцев из Поволжья? (19.6.19.20.21.13.2)
  5. Как называлась обрамленная часть стены или потолка, которая заполнялась каким – либо изображением или орнаментом? ( 22.6.3.3.14)
  6. Ханская грамота. (24.27.28.23.26)

Ответы: Чингисхан, Сарай Бату, скотоводство, земледелие, мамлюки, панно, ярлык.

“Он был храбрый, религиозный, почитал правоведов, любил ученых”.

5 ступень. “Верите ли вы, что…”

В течение 2 мин. ведущий задает командам вопросы. Задача участников – дать один из двух ответов: “да” или “нет”.

Оценка результатов: 1 ответ – 1 балл.

Вопрос начинается со слов “Верите ли вы, что…”

  1. …. Бату является сыном Чингисхана?
  2. …. государство Золотая Орда возникла в XV веке?
  3. …. Ногай был ханом Золотой Орды?
  4. …. своего могущества и расцвета Золотая Орда достигла при Узбек хане?
  5. …. Куликовская битва произошла между войсками Тохтамыша и Дмитрия Донского?
  6. ….. Идегей являлся могущественным темником Золотой Орды?
  7. …. Каракорум являлся столицей Золотой Орды?
  8. …. Чингисхан завоевал Волжскую Булгарию?
  9. ….Золотая Орда распалась на Большую и Малую Орду?
  10. …Последним ханом Золотой Орды был Джанибек?

6 ступень. Конкурс “Современники”

Командам предлагаются задания с выбором ответа. Нужно назвать современников следующих исторических деятелей. (1 ответ – 1 балл)

ЧИНГИЗХАН  БАТУ ХАН
– Угэдэ
– Сартак
– Ногай
– Ярослав Всеволодович
– Всеволод Большое Гнездо
– Мамай
УЗБЕК ХАН
– Иван III
– Ильбасар
– Улу Мухаммед
ИДЕГЕЙ
 – Сююмбике
– Махмутек
– Тохтамыш

  7 ступень. Загадки истории

Команды заранее самостоятельно готовят по 3 вопроса для своих соперников. Жюри оценивает вопросы (в пределах 2 баллов) и ответ на него (1 ответ – 1 ответ)

Подведение итогов.

Подчитываются набранные командами баллы и объявляются победители.