Цели и задачи игры:
- Пробуждение интереса к изучению истории с привлечением дополнительной литературы.
- Повторение и закрепление знаний учащихся по курсам истории Татарстана.
Оборудование:
- Вопросы для игры;
- Листы-задания для 2, 4 и 6-й ступеней;
- Магнитофон для музыкального оформления;
- Таблица подсчета итогов игры.
Правила игры: игра проводится по семи ступеням. В начале игры команды разыгрывают между собой право первого хода с помощью задания. По ходу игры команды перемещаются по ступеням и набирают баллы. Победители определяются не только в командном, но и в личном зачете.
Ход игры
1 ступень. Аукцион.
Задание: командам-участникам в течение 3–4 мин. на отдельных листах нужно записать как можно больше дат, исторических имен, событий, терминов, относящихся к теме “Золотая Орда”. 1 понятие – 1 балл.
(Например, 1243 – образование Золотой Орды; 1312–1342 – правление Узбек хана.; ярлык; диван и др.)
2 ступень. Конкурс поэтов.
Задание: назвать автора поэмы и рассказать о чем это произведение.
- “Хосров и Ширин (автор: Кутби Хосров – историческая личность, персидский шах Хосрой II . Эта поэма о любви Хосрова и Ширин, особенно безответной любви Фархада к Ширин).
- Поэма “Гульстан” (автор: Саиф ас – Сараи. Она является своего рода поэтической энциклопедией Золотой Орды. Здесь воспитываются такие человеческие качества, как справедливость, скромность).
- Поэма “Джумджума – султан” ( автор: Хисам Кятиб. Рассказывается о честной справедливой жизни людей, осуждается многие порочные явления на Земле).
- Поэма “Киса – и Рабгузи” (автор: Рабгузи. Описывается жизнь и деятельность пророков от Адама до Мухаммеда – основателя ислама).
3 ступень. “Кто больше”
В течение 3 мин каждая команда должна ответить на как можно большее число вопросов. Если ответ не известен команде, то один из участников говорит: “Дальше”. Жюри подчитывает количество набранных баллов. (1 ответ – 1 балл)
Вопросы для команд:
– В каком году образовалась Золотая Орда? (1243.)
– Как назывался государственный совет в Золотой Орде? (Диван.)
– Кто является основателем Золотой Орды? (Бату.)
– При правлении какого хана Орда достигла своего могущества и расцвета? (Узбек хан.)
– Как называется ханская грамота? (Ярлык.)
– Явилась ли феодальная междоусобица причиной распада Орды? (Да.)
– Как называлась столица Золотой Орды? (Сарай Бату.)
– Какие золотоордынские города вам известны?
– Что такое “улус”? (Государство, территориально-административное образование.)
– Что такое Падуанская пшеница? (Пшеница, тогда в Северной Италии.)
– Занимались ли татары рыбной ловлей? (Да.)
– Назовите основные виды хозяйства в Золотой Орде? (Скотоводство, земледелие.)
– Что такое пайцза? (Это золотая, серебряная, бронзовая, чугунная или просто деревянная дощечка, выдаваемая от имени хана в качестве своеобразного мандата.)
– Что означает титул “беклери-бек”? (Великий князь – кто сел на золотоордынский трон после смерти Бату хана. Его сын Сартак.)
– Какие два крупнейшие события произошли во время правления Берке хана? (Принятие ислама, выход из состава Монгольской империи.)
– Что означает слово “темник”? (Крупный феодал, державший такое количество кочевых хозяйств, которое могло выставить 10-тысячное войско.)
– Кто такие мамлюки? (Выходцы из Поволжья.)
– Мамай темник или хан? (Темник.)
– Когда распалась Золотая Орда? (1430–1440 гг.)
4 ступень. Криптограмма.
Командам раздаются листы с зашифрованным текстом – высказывание арабского географа и историка ал – Айни о Узбек хане. (Победа приносит 5 баллов.)
14 3 22 14 1 2 12 1 18 3 |
10 23 20 11 6 20 23 5. |
5 8 6 10 8 23 9, 22 8 6 16 14 16 18 15 |
8 18 20 2 4 2 14 17 3 23 9, 14 16, 20 21 10 2 20 |
Шифр криптограммы
- Как звали вождя монголов? (1.2.3.4.2.5.6.3.)
- Столица Золотой Орды. (7.6.8.6.9. 10.6.11.12)
- Основные виды хозяйства Золотой Орды. (7.13.14.11.14.16.14.15.7.11.16.14 * 17.18.19.20.18.15.18.20.2.18)
- Как называли выходцев из Поволжья? (19.6.19.20.21.13.2)
- Как называлась обрамленная часть стены или потолка, которая заполнялась каким – либо изображением или орнаментом? ( 22.6.3.3.14)
- Ханская грамота. (24.27.28.23.26)
Ответы: Чингисхан, Сарай Бату, скотоводство, земледелие, мамлюки, панно, ярлык.
“Он был храбрый, религиозный, почитал правоведов, любил ученых”.
5 ступень. “Верите ли вы, что…”
В течение 2 мин. ведущий задает командам вопросы. Задача участников – дать один из двух ответов: “да” или “нет”.
Оценка результатов: 1 ответ – 1 балл.
Вопрос начинается со слов “Верите ли вы, что…”
- …. Бату является сыном Чингисхана?
- …. государство Золотая Орда возникла в XV веке?
- …. Ногай был ханом Золотой Орды?
- …. своего могущества и расцвета Золотая Орда достигла при Узбек хане?
- …. Куликовская битва произошла между войсками Тохтамыша и Дмитрия Донского?
- ….. Идегей являлся могущественным темником Золотой Орды?
- …. Каракорум являлся столицей Золотой Орды?
- …. Чингисхан завоевал Волжскую Булгарию?
- ….Золотая Орда распалась на Большую и Малую Орду?
- …Последним ханом Золотой Орды был Джанибек?
6 ступень. Конкурс “Современники”
Командам предлагаются задания с выбором ответа. Нужно назвать современников следующих исторических деятелей. (1 ответ – 1 балл)
ЧИНГИЗХАН | БАТУ ХАН |
– Угэдэ – Сартак – Ногай |
– Ярослав Всеволодович – Всеволод Большое Гнездо – Мамай |
УЗБЕК ХАН – Иван III – Ильбасар – Улу Мухаммед |
ИДЕГЕЙ – Сююмбике – Махмутек – Тохтамыш |
7 ступень. Загадки истории
Команды заранее самостоятельно готовят по 3 вопроса для своих соперников. Жюри оценивает вопросы (в пределах 2 баллов) и ответ на него (1 ответ – 1 ответ)
Подведение итогов.
Подчитываются набранные командами баллы и объявляются победители.