Классный час - мамина гостиная "Расскажу о маме"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Работа с родителями


Участники: 

  • ученики 4 класса;
  • их мамы;
  • классный руководитель.

Цели:

  1. Познакомить детей с новым праздником.
  2. Способствовать воспитанию у учащихся чувства любви и уважения к родным и близким людям.
  3. Содействовать формированию у ребёнка способности сравнивать себя с другими людьми, осознавать схожесть и отличие своей личности.
  4. Продолжить «строить» дружеские «мосты» между детским и родительским сообществами.

Подготовительная работа.

  1. Проведение опроса среди учащихся «Чем я хочу быть похожим (ей) на свою маму?
  2. Написание мини-сочинения «Расскажу о маме».
  3. Оформление фотостенда «Наши мамы»
  4. Сбор материалов (произведений художественной литературы, публикаций в газетах и журналах, репродукций картин, аудиокассеты) по теме классного часа.
  5. Составление с активом класса сценарного плана классного часа.
  6. Изготовление на уроках технологии подарков для мам.
  7. Приглашение мам на классный час.

Оформление, оборудование и инвентарь:

  • фотостенд «Наши мамы»;
  • на классной доске – название классного часа «Расскажу о маме» и следующая фраза: «Для меня мама…»
  • на стенах высказывания, пословицы о семье, маме;
  • сердечко (связанное или сшитое).

Ход проведения

I. Вступительное слово классного руководителя.

– Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые родители! Как хорошо, что все мы собрались в нашей гостиной. Рассаживайтесь поудобнее, постарайтесь отдохнуть. Я надеюсь, что мы с удовольствием проведём время нашей встречи. А разговор сегодня поведём о самых дорогих, любимых и единственных – наших мамах. Всех женщин, девочек, бабушек, мам поздравляют обычно весной - 8 Марта. Но недавно в России появился новый праздник – День матери.

Мама – такое маленькое, но очень ёмкое слово; как много оно вмещает в себя.
Хвала матери, хвала матери – матери хвала!
Глаза её прекрасные чисты,
Пусть в сердце нежные всегда живут слова,
Достойные великой красоты.
(О.Соловьёва «Хвала матери»)

(Дети читают по очереди стихотворения. Приложение 1)

– Ребята, а с каким другим словом сочетается у вас слово «мама»? Какой образ возникает у вас при упоминании слова «мама»?

Я возьму сейчас сердечко, которое будет помогать нам сегодня, и попробую первой продолжить следующую фразу: «Для меня мама – это…»

II. Вслед за учителем учащиеся по очереди продолжают данную фразу, а один из родителей кратко записывает мнение каждого ребёнка на доске.

III. Классный руководитель:

– Уважаемые мамы! Готовясь к нашей встрече, мы выяснили, что одни ребята хотят быть похожими на вас по внешнему виду, другие – по характеру, а третьи – по способностям и умениям. Я думаю, вам будет интересно узнать, чем хотят быть похожими на вас ваши дети.

Начнём мы разговор с тех, кто хочет быть похожим на свою маму по внешнему виду. Это…(называются имена и фамилии соответствующих детей)

Первой начну я. Мою маму зовут…

IV. Дети поочерёдно рассказывают о своих мамах, показывают их фотографии на фотостенде.

V. – Теперь я предлагаю вам поиграть. 

В игре участвуют 2 команды – команда учащихся и команда их мам.

Участники игры в течение 1 минуты пишут на листочках ласковые слова, которыми дети называют своих мам, а мамы – детей. Затем оглашается подготовленный перечень слов.

– Я благодарю участников игры. Я думаю, мамам было приятно услышать ласковые слова в свой адрес, а детям – их произносить.

VI. – В нашем классе есть учащиеся, которые хотят быть похожими на своих мам по характеру. 

К ним относятся…( называются имена и фамилии соответствующих детей. Каждый из них рассказывает о своей маме и о той черте характера, которую больше всего ценят.)

VII. Конкурс загадок о мамах и профессиях мам (проводят 2 ученицы).

А. Приложение 2.

Б. Приложение 3.

VIII. Классный руководитель:

– Русская женщина – это женщина-мать. Она сильная, волевая, добрая, нежная. В большинстве российских семей 1-2 ребёнка. Гораздо меньше в России семей, в которых живут и воспитываются 3, 4 и более детей. Такие семьи называют многодетными. В нашей школе учатся дети из 5 многодетных семей. И в нашем классе учится…(называется имя девочки), родители которой воспитывают 4 детей. Сегодня у нас в гостях мама - …

– Как зовут ваших детей?

– Четверо – это трудно?

– Что больше всего вам нравится в вашей дочери?

После ответов мамы на вопросы её дочь рассказывает о том, почему она хочет быть похожей на свою маму.

IX. Классный руководитель предлагает детям ответить на вопрос, почему они выбрали способности и умения своих мам в качестве главных черт для подражания. 

По очереди эти учащиеся высказывают свои мнения.

– Я благодарю вас, ребята, за свои ответы, а мам – за то, что ими можно гордиться и восхищаться.

X. Учащиеся проводят с мамами конкурс «Поварёнок».

Морковь, вермишель, соль, торт, лук, варенье, горчица, сметана, сушки, огурцы соленые, капуста, арбуз, огурец свежий, грибы, перловка, свекла, кукуруза, мясо, яйца, рыба, помидоры, молоко, масло сливочное, картофель, бананы, мед, мука, уксус, зелень, хлеб, пшено, рис, сок, яблоки, кефир, дрожжи, масло растительное.

Выберите названия только тех продуктов, которые понадобятся для приготовления:

- борща
- грибного супа
- рассольника
- пирога
- котлет

XI. – Во все века любовь к матерям вдохновляла поэтов, художников, композиторов на создание величайших произведений. 

(Демонстрируются репродукции картин, книги по теме классного часа.)

– Нет женщины, которая была бы равнодушна к цветам. Одним нравятся розы, другим – тюльпаны, третьим – колокольчики. Кто-то предпочитает благородные, дорогие букеты, а другие отдают предпочтение скромным полевым цветам.

Загадки о цветах для вас приготовила …(ученица проводит конкурс – Приложение 4)

XII. Проводится конкурс «Цветочница».

Мимоза, ландыш, сирень, роза, пион, нарцисс, одуванчик, незабудка, герань, ромашка, астра, колокольчик, клевер, полынь, фиалка, гвоздика, кувшинка, тюльпан, василек, кактус, настурция, петуния, гладиолус, подснежник, лилия, орхидея.

1-й букет (существительные 1 склонения) –
2-й букет (существительные 2 склонения) –
3-й букет (существительные 3 склонения) –

XIII. Разыгрывается сценка «Сюрприз».

Вечер. Квартира семьи Петровых. Дома отец, Сергей Иванович, сын Дмитрий, дочь Оля, подруга дочери Аня. Отец и сын играют в шахматы, девочки играют в куклы.

Оля (подруге): Как есть хочется! Скорей бы мама пришла, хоть бы ужин приготовила.

Аня: А разве вы не можете приготовить ужин сами к маминому приходу?

Оля: Не знаю. Мы так никогда не делали.

Аня: А давай попробуем.

Оля: Давай!

Девочки идут на кухню.

Аня: Где у вас картошка?

Оля: Вот. А у нас ещё огурец есть.

Девочки начинают чистить картошку. Оля роняет кастрюлю. На шум приходят папа и сын.

Отец: Что это у вас тут за шум?

Оля: Готовим маме сюрприз.

Сын: Какой?

Оля: Ужин.

Сын: Ура! Я тоже хочу приготовить сюрприз, только я картошку чистить не умею.

Аня: Да уже и не надо. Ты лучше мусор вынеси.

Отец: Выходит, один я без сюрприза. Придётся браться за веник.

Все работают. Раздается звонок. Входит мама, удивлённо глядит вокруг себя, роняет сумку, хватается за сердце. Все суетятся.

Сын: Ну вот, сюрприз! И зачем мы всё это затеяли? Как было раньше хорошо: мама придёт, всех накормит, всё уберёт. А теперь что?

Отец: А к сюрпризам-то надо готовиться постепенно.

Сын: Мамочка, успокойся, мы больше так не будем!

Оля: Нет, неправильно! Мы будем это делать каждый день, и ты привыкнешь, мамочка.

Все: Ведь мы тебя очень любим!

Мама: Спасибо, родные! Мне очень приятно, что вы решили мне помочь.

XIV. Ученик проводит юмористическую викторину (Приложение 5).

XV. – На улице холодно. А мы с ребятами хотим, чтобы в вашей душе и вашем доме, дорогие мамы, было всегда тепло, спокойно и комфортно.

(Дети читают стихи и дарят мамам подарки.)

1. Люблю тебя, мама,
За что, я не знаю.
Наверно за то, что
Дышу и мечтаю.
И радуюсь солнцу,
И светлому дню –
За это тебя я,
Родная, люблю.
За небо, за ветер,
За воздух вокруг.
Люблю, тебя, мама,
Ты – лучший мой друг.
2. Ни устали не зная,
Ни покоя, каждый час,
День и ночь родная мама
Всё тревожится о нас.
Нас баюкала, кормила,
У кроватки пела нам.
Первой нас она учила
Добрым, радостным словам.
Сколько ночек не спалось ей,
Если вдруг болели мы,
Сколько плакать довелось ей,
В комнатушке среди тьмы.
Учащиеся произносят хором: «Мы вас любим!»

XVI. – Наша встреча в гостиной подошла к концу. Я думаю, мы интересно провели время и много нового узнали о своих мамах.

Пусть этот новый праздник «День матери» станет для всех нас дорогим и желанным. А дарить подарки, улыбки и радость своим мамам можно и нужно ежедневно.

Не обижайте матерей
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Перед разлукой у дверей
Нежнее с ними попрощайтесь.
И уходя за поворот
Вы не спешите, не спешите,
И ей стоящей у ворот,
Как можно дольше помашите.
Вздыхают матери в тиши,
В тиши ночей, в тиши тревожной.
Для них мы вечно малыши,
И с этим спорить невозможно.
Так будьте чуточку добрей,
Опёкой их не раздражайтесь,
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Они страдают от разлук,
И нам в дороге беспредельной
Без материнских добрых рук –
Как малышам без колыбельной.
Пишите письма им скорей
И слов высоких не стесняйтесь,
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь. 
(Виктор Гин)

Литература:

  1. Журналы «Воспитание школьника» за 2002 год.
  2. Газета «Начальная школа»,1998.
  3. Классному руководителю о классном часе./под ред. Е. С. Степанова, М. А. Александровой – М.: Творческий центр «Сфера», 2002.