Цели:
- Познакомить со способами решения изобретательских задач; познакомить с алгоритмом создания собственных творческих задач.
- Развивать эвристическое и творческое мышление, наблюдательность, воображение.
- Прививать интерес к интеллектуальным играм и задачам.
- Учить вести конструктивный диалог.
Методы и приёмы обучения: игровой, проблемно-поисковый.
Оборудование: изображения колобка, зайца, медведя, волка; раздаточный комплект к игре "Танграм", карточка "противоречие", демонстрационная таблица, медали "Лучшему изобретателю!"
Ход занятия
"Разминка" (Организационный момент.)
- Кто такой изобретатель? Кого из известных вам литературных героев можно назвать изобретателем? (Винтик и Шпунтик, Левша, Робинзон Крузо и т.д.)
- Сегодня вы тоже попробуете стать изобретателями. Вы будете изобретать свою собственную сказку. За каждый правильный ответ или оригинальное суждение вы ставите себе в тетради на полях 1 балл, и лучшие из вас в награду получат медаль "Лучшему изобретателю!". А поможет нам сегодня в этом Колобок и герои из его сказки.
(Психолог прикрепляет к доске изображение Колобка).
- Можно ли Колобка назвать изобретателем, ведь он не изобрёл ни одного устройства? Почему?
"Гимнастика для ума". (Повторение изученного материала.)
а) Геометрическая игра "Танграм".
Рисунок 1
- Составьте по образцу фигуру зайца - героя сказки "Колобок".
(Учащиеся получают индивидуальные конверты с набором фигур.)
Рисунок 2
Рисунок 3
- Составьте фигуру избушки, где жил Колобок, но только по контуру.
(Проходя по классу, психолог оценивает правильность выполненных работ поглаживанием головы учащихся.)
- Встаньте те, кого я погладила по голове. Поставьте себе по 1 баллу.
- Придумайте и составьте из этих же фигур свою, но её персонаж должен быть из сказки "Колобок".
(Психолог отмечает оригинальные работы.)
б) Комбинаторная задача.
- Колобок, заяц, волк и медведь сели на брёвнышко отдохнуть после прогулки. Сколько способов существует для этого?
(Учащиеся с высоким уровнем развития работают в тетрадях самостоятельно. Учащиеся с уровнем пониже выходят к доске и заполняют индивидуально только свой столбик.)
К З В М кзвм звмк вмкз мкзм квзм звкм вмзк мкзв квмз змкв вкзм мзвк кмзв змвк вкмз мзкв кмвз зквм взмк мвкз кзмв зкмв взмк мвзк
(Психолог подводит итог игре.)
"Хочу всё знать!" (Изучение нового материала.)
а) Знакомство с методом проб и ошибок.
- Чем закончилась сказка "Колобок"? А давайте изменим конец сказки.
- Как можно спасти Колобка от лисьего языка?
(Сначала обсуждение идёт в парах.. Потом пары озвучивают свои версии всему классу. Психолог фиксирует на доске ключевыми словами все идеи, причём пресекает критику любого высказывания.)
- Теперь отберём самые лучшие идеи. (Достаточно 5 оригинальных идей.)
- Все ли из вас пробовали выдвинуть свою идею при решении этой задачи? Есть среди мнений ошибочные, не верные? Как можно назвать этот метод решения изобретательской задачи?
Вывод: Изобретая новое решение, сначала выдвигаются разные идеи, а потом отметаются ошибочные.
б) Знакомство с противоречиями. Игра "хорошо - плохо".
- Назовите хорошие черты характера Колобка? (Находчивость, общительность и др.)
- Назовите плохие черты характера Колобка? (Хвастливость, болтливость и др.)
- Посмотрите, оказывается, в Колобке одновременно есть и хорошее и плохое. Как вы думаете, как называется хорошие и плохие качества в одном предмете?
(Учащиеся выдвигают свои версии понятия.)
- Хорошие и плохие качества в одном предмете называется противоречие.
- Давайте обсудим противоречия понятия "ПЕНЁК".
(Психолог у доски фиксирует идее по схеме)
ПЕНЁК
1. Хорошо 2. Плохо
- А теперь попробуйте найти противоречия к словам: ТЕСТО, ИЗБУШКА.
(Учащиеся работают сначала в парах. Потом все версии озвучиваются. Психолог
фиксирует на доске ключевыми словами оригинальные идеи.)
- А теперь предлагаю желающему придумать любое понятие к сказке "Колобок", а мы всем классом найдём к нему противоречия.
(Психолог отмечает оригинальные идеи.)
в) Метод активизации творческого процесса.
- Создайте свою избушку, в которой жили Колобок и старик со старухой.
Рисунок 4
(Психолог вывешивает демонстрационную таблицу. Учащиеся работают в тетрадях самостоятельно. Проходя по классу, психолог отмечает оригинальные идеи похвалой "Молодец!")
- Встаньте те, кому я сказала сейчас "Молодец!" Ваши работы очень оригинальны, вы заслужили ещё 1 балл.
"Поздравляем от души!" (Итог занятия.)
- Понравилась вам наша сказка? Какая из игр вам понравилась больше всего? Чему вы учились на занятии? Что такое "противоречие"? Как создаются оригинальные идеи?
- Подсчитайте количество заработанных вами баллов. У кого баллов больше всего?
(Психолог награждает учащихся медалями.)
- На следующем занятии мы продолжим с вами изобретать новые идеи.
- Для тех, кто не хочет ждать нового занятия, я задаю домашнее задание: придумать противоречия к слову "Жвачка".