Современный взгляд на профессиональную успешность заключается в том, что она формируется в трудовой деятельности, а не дана человеку от рождения. Для овладения профессиональным мастерством необходимы соответствующие способности, на основе которых формируются навыки, а также положительная профессиональная мотивация, то есть интерес к работе.
К сожалению, многие выпускники школ вступают в жизнь, не имея достаточного представления о профессиях, затрудняясь мотивировать свой выбор, и не располагают возможностью прогноза соответствия собственных индивидуальных особенностей требованиям выбранной профессиональной деятельности. Этот выбор в подростковом возрасте может быть осуществлен под влиянием родителей, под действием случайно возникшего интереса или внешних обстоятельств.
В связи с этим мы направляем образовательную деятельность школы на формирование независимой личности, способной неординарно мыслить, активно действовать, принимать решения и нести за них ответственность, анализировать и прогнозировать ситуации. Все это и определяет необходимость введения системы профильного обучения в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучения, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Профильное обучение содействует процессу самоопределения старшеклассников в плане построения долгосрочных жизненных планов, помогает им в их взрослении, в выборе и освоении основ знаний по профессии. Откликаясь на потребности и склонности наших учащихся, мы корректируем направленность их интересов, ориентируем молодых людей на максимальное познание своих способностей, возможностей, ресурсов, а также потенциалов и ограничений их развития и применения.
Серьезной трудностью на этапе введения профильного обучения в школе является распределение старшеклассников по профилям, различающихся по определенным психофизиологическим и личностным свойствам. Мы видим свою задачу в том, чтобы помочь учащемуся осуществить свой выбор профиля и сформировать его собственную аргументацию по этому вопросу.
В связи с этим в работе выделяем следующие направления психолого-педагогической диагностики:
1. Изучение психических свойств личности.
2. Анализ успеваемости учащихся по предметам трех основных циклов: естественнонаучному, гуманитарному и технологическому.
3. Психолого-педагогический анализ готовности учащихся к профессиональному самоопределению (когнитивный и аффективный компоненты).
4. Работа с родителями (анкетирование и беседы). Она позволяет выявить заинтересованность родителей в определенной образовательной траектории и прояснить их собственную оценку способностей и возможностей детей.
5. Анализ здоровья учащихся.
Особо следует отметить актуальность мониторинга, который включает в себя оценку личностного продвижения школьника при реализации образовательного маршрута. При формировании профильных классов мы обязательно учитываем индивидуальность каждого ученика. В педагогической науке индивидуализация определяется как "организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровня развития их способностей к учению".
Мы исходим из того, что у каждого человека свои возможности нервной системы (сила, подвижность), темперамент, ведущая модальность.
Рассмотрим эти показатели:
Показателями силы возбудительных процессов может служить сохранение высокой работоспособности при длительной умственной работе, быстрое ее восстановление, высокая помеха устойчивость, настойчивость и упорство в достижении цели, быстрая мобилизация в случае неудачи. Сила процессов торможения выражается в способности к сохранению самообладания в условиях опасности, спорах и конфликтах, в умении на длительное время задерживать и подавлять неадекватные реакции.
Дети с сильной нервной системой нечувствительны к признакам усталости и надвигающегося утомления. У них завышенные требования к себе.
Дети со слабой нервной системой отличаются невысокой работоспособностью, быстро возникающим утомлением, неустойчивостью по отношению к раздражителям, высокой сенсорной чувствительностью, впечатлительностью, уязвимостью. Это спокойные, тихие, осторожные, послушные дети, склонные к аккуратности.
Подвижность нервной системы характеризует скорость смены процессов возбуждения и торможения и наоборот. На поведенческом уровне показателями подвижности нервных процессов могут служить способность быстро реагировать на изменения окружающей среды, умение быстро переходить от деятельности в состояние покоя и обратно, быстрота речевых и двигательных навыков.
Особенности темперамента.
Сангвиник - оптимально - возбудимый, уравновешенный, быстрый тип. Безусловные рефлексы хорошо регулируются корой больших полушарий, условные рефлексы образуются легко и быстро, устойчивы. Высокая работоспособность. Речь хорошо модулирована, с большим запасом слов. Общительны, инициативны.
Флегматик - оптимально-возбудимый, уравновешенный, медленный тип. Уравновешенность процессов между корой и подкоркой, условные рефлексы прочны, но образуются очень медленно. Речь несколько замедленная, но правильная, с достаточным запасом слов. Спокойны, достаточно настойчивы в преодолении трудностей.
Холерик - сильный, повышенно-возбудимый, безудержный, неуравновешенный тип. При большой возбудимости подкорковых структур отмечается недостаточная регулирующая роль коры головного мозга. Условные рефлексы образуются быстро. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, могут наблюдаться неадекватные эмоциональные реакции, неустойчивое настроение, особенно в затруднительных положениях, преобладает эмоциональная возбудимость вплоть до агрессивных состояний. Речь быстрая, сбивчивая, эмоциональная.
Меланхолик - слабый, понижено-возбудимый тип. Характерна пониженная возбудимость коры головного мозга и подкорковых центров, медленное образование условных рефлексов. Быстрое утомление. Процессы условного торможения ослаблены. Речь маловыразительная, нечеткая, словарный запас беден.
Ведущая модальность.
Ведущая модальность, взаимосвязана с типом межполушарной асимметрии. Правополушарные учащиеся по типу восприятия являются визуалами или кинестетиками, левополушарные учащиеся - аудиалами.
Силу нервных процессов мы определяем при помощи теппинг-теста. Он помогает адекватно дозировать умственные и физические нагрузки, предотвратив развитие утомления и переутомления.
Существует метод для определения ведущей системы восприятия информации -В.А.Родионов, М.А. Ступницкая. [5].
Методики изучения темперамента позволяют нам изучить характерные признаки поведения, в значительной мере обусловленного особенностями психофизиологической конституции.
Широко распространенной методикой исследования темперамента является "Опросник для определения структуры темперамента" В.М. Русалова. Цель данного опросника: диагностика свойств нервной системы, особенностей поведения и деятельности для эффективной организации учебного процесса и прогноза успешности в той или иной профессиональной сфере [16].
Кроме методики В.М. Русалова мы применяем "Опросник темперамента" Я. Стреляу. Данный опросник является одним из наиболее часто применяемых в психодиагностической практике инструментов для исследования характеристик типа нервной деятельности. Автор опросника Я. Стреляу основывается на дифференциально-психофизиологической концепции Павлова-Теплова. Необходимость такого рода диагностики обусловлена значимостью особенностей типов нервной деятельности в процессе формирования индивидуального стиля деятельности, особенностей поведения школьника в различных жизненных ситуациях. Стиль учебной деятельности, особенности реагирования на те или иные способы учебных действий, психические, психофизиологические реакции школьника на различные виды нагрузок - все это можно понять и более точно спрогнозировать, если знать особенности его типа нервной деятельности.
Используем "Личностный опросник Айзенка". Данный опросник измеряет экстраверсию и нейротизм у детей. Опросник теоретически исходит из концепции личности Айзенка, которая построена на двух основных факторах личности: нейротизме (эмоциональная лабильность и экстраверсия). Опросник не требует много времени, легок в обработке, описывает характерологические проявления и пути коррекции.
Методики изучения мотивов выбора профессии включают в себя: "Анкету старшеклассника" Б.А. Федоршина. "Мотивы выбора профессии" С.С. Гриншпун - этой методикой исследуем причины выбора профессии школьниками, структуру их мотивационной сферы. Полученные с помощью методики С.С. Гриншпун результаты сопоставляем с данными анкеты старшеклассника. И составляем сводную таблицу результатов исследования гендерных аспектов мотивов выбора профессии старшеклассниками.
№ | Перечень мотивов | % |
1 | Мотив заработка | 89 |
2 | Мотив стабильности | 77 |
3 | Мотив общения | 56 |
4 | Мотив карьеры, признания, уважения | 91 |
5 | Мотив самореализации через профессиональную деятельность | 81 |
Особенно полезной работа по выявлению гендерных аспектов мотивации выбора профессии и профиля обучения бывает в классах с однородным или смешанным составом. Кроме индивидуально-психологических особенностей при формировании профильных классов мы учитываем профессиональные предпочтения старшеклассников их учебных интересов.
Естественно-научный профиль - 85%, гуманитарный -48%, технологический профиль - 39%.
Профессиональные предпочтения старших школьников связаны с направленностью их познавательной сферы. Профессиональные предпочтения выражаются в избирательном положительном отношении личности к будущей сфере трудовой деятельности. Избирательность такого отношения проявляется в интересе к определенным учебным предметам в количестве затраченного на их изучение времени.
Существенный важный фактор развития способностей человека - устойчивые специальные интересы. Специальный интерес - это интерес к содержанию определенной области человеческой деятельности, который перерастает в склонность профессионально заниматься этим родом деятельности. Познавательный интерес здесь стимулирует действенное овладение приемами и способами деятельности.
Возникновение интереса к той или иной трудовой или учебной деятельности тесно связано с пробуждением способности к ней и служит отправной точкой для их развития. Упрочившиеся интересы ребенка - это "лакмусовая бумажка" его способностей, сигнал, который должен заставить педагога задуматься - не дают ли себя знать зарождающиеся способности. На этапе выбора профиля обучения мы используем следующие методики:
Анкеты, составленные педагогом - психологом, классным руководителем, в том числе стандартизированные, они составляют первую группу диагностических методик.
"Анкета старшеклассника" Б.А. Федоршина. Целью данной анкеты является изучение осознанности выбора профиля обучения и сформированность профессиональных интересов [21].
"Карта интересов" А.Е. Голомштока. Цель: определение выраженности интересов учащихся к учебным предметам (сферам знаний) их склонностей [14].
"Ориентировачно-диагностическую анкету" С.Я. Карпиловской.
Анкетирование, кроме предварительных статистических и демографических сведений о старшекласснике, позволяет нам получить информацию об осознанности его выбора и сформированности профессиональных предпочтений.
Опросники составили вторую группу методик. Она включает в себя:
разработанный Е.А.Климовым "Дифференциально диагностический опросник " и его модифицированный вариант - "Профессионально - диагностический опросник ". Целью применения опросников являются ранее выявление интересов и склонностей учащихся, распределение их предпочтений по основным типам профессий, классифицируемых по предмету труда: "человек - природа" (5%), "человек - техника" (35%), "человек - человек" (23%), "человек - знак" (27%), "человек - художественный образ" (10%).
Опросники Е.А. Климова мы дополняем методикой определения типа личностной направленности Дж. Холланда. Этот опросник изучает преобладающий тип личностной направленности в профессиональной деятельности [24].
"Опросник профессиональной готовности" (ОПГ) Л.Н. Кабардова [6]. В основу данного опросника положен принцип самооценки учащимися одновременно своих возможностей в реализации задаваемых опросником умений. Своего реального, пережитого и сформированного в личном опыте эмоционального отношения, возникающего всякий раз при выполнении описанных в опроснике видов деятельности и своего предпочтения или нежелания иметь оцениваемые виды деятельности в своей будущей профессии. (Знак - 27%, техника -35%, природа -8%, образ -8%, человек -12%, бизнес - 4%)
Тесты составили третью группу диагностических процедур, более сложных в проведении, обработке данных и интерпретации. Сложность состоит в количестве утверждений для выбора или вопросов, на которые следует дать осмысленный ответ. Например, в "Структуре интересов" В. Хенинга в модификации О.П. Елисеева их 136. Они отражают профили интересов испытуемых в 17 областях. "Тест интересов и склонностей" С.И. Вершинина требует много времени на обработку и интерпретацию результатов. Данный тест определяет степень выраженности интересов в каждой из сфер профессиональной деятельности: "человек - природа", "человек - техника", "человек - человек", "человек - знак", "человек - художественный образ"; выявляет численные характеристики профессиональных интересов и сравнивает их с требованиями различных профессий.
Очень трудоемким по обработке является "Тест определения профпригодности подростков" [15], однако полученные после его применения результаты стоят того. Индивидуальные профили испытуемых можно соотнести с более чем 150 современными профессиями. К этой же группе методик следует отнести предложенные Е.А. Климовым и Н.С. Пряжниковым исследовательские задания "Моды" - проверка выбранных профессий на перспективность, "Восьмиугольник выбора профессии", "Схема анализа профессий"- проведение сравнительного анализа трех или более предпочитаемых профессий для более полного понимания содержания труда, определения преимуществ и недостатков каждой из них. В строгом смысле они диагностическими методиками не являются. Однако полученные с их помощью результаты служат более глубокому познанию интересов, склонностей, предпочтений старшеклассников.
Итак, профессиональные предпочтения старших школьников часто меняются, поэтому выявление их - это кропотливая и повторяющаяся работа, требующая много времени и использования разных методик. Но, выявив профессиональные предпочтения, дают нам возможность правильно выбрать профиль обучения.
Заполняем таблицу 1. Таблицу составляем в конце 9 класса. По ней мы отслеживаем каждого учащегося, и видим, какой профиль ему больше подходит.
Таблица 1.
Ф.И.О. | Учебный предмет с высоким баллом | ШТУР | Свойство нервной системы | Темперамент | Ведущая модальность | Ценностные ориентации | Мотив выбора | Профессиональные предпочтения | Результат | |||
Анкета старшеклассника | Карта интересов | ДДО | ОПГ | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
Подводя итог, нужно отметить, что при формирование профильных классов нужно учитывать индивидуально-типологические особенности старшего школьника, его склонности, интересы, учебно-познавательные и функциональные возможности, профессиональные предпочтения, мотивы выбора профессии, ценностные ориентации, а также самооценку. Тогда есть шанс, что старшеклассник правильно выберет профиль и тогда обучение в таком классе для него будет успешным.
Литература
- Болотова Е. Л. Профильное обучение в старшей школе [Текст] : учебное пособие повышения квалификации работников образования / Бродская, И. М. Головина, И. В. и др. под. ред. Г. А. Бордовского, И. Б. Ротской, А. А. Жокрина. - М.: УРАО, 2005. - 252 с.
- Броневщук С. Г. Профильное обучение в школе. Вопросы организации и содержания [Текст] / С. Г. Броневщук. - М.: Творческий центр, 2004. -238 с.
- Данилова, Н. Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний [Текст] / Н. Н. Данилова. - М.: Изд-во МГУ, 1992. - 192 с.
- Елисеев О. П. Конструктивная психология и психодиагностика личности [Текст] / О. П. Елисеев. - Псков.: 1994. - 321 с.
- Здровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса. Часть 2. Физиологические и психологические аспекты здоровьесберегающего урока [Текст] : учебно - методич. пособие / Авт. Состав.: Т. Н. Семенкова, Н. А. Заруба, О. А. Никифорова, А. И. Федоров; под научной редакцией Э. М. Казина. - Кемерово: КРИПк и ПРО, 2005. - 193 с.
- Зуева С. П. Рабочая книга школьного психолога [Текст] / Михайлова, В. П., Касаткина, Е. Л., Полякова, Н. М., Александрова, Л. А. под ред. Н. Э.Касаткиной, С. П. Зуевой. - Кемерово, 1995. - С. 218.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст]. - М.: 2002.