Использование нестандартных приёмов в преподавании английского языка

Разделы: Иностранные языки


Все ученики, приступая к изучению иностранного языка, не могут пожаловаться на отсутствие интереса к нему. Увлекательность нового предмета, первые успехи не оставляют детей равнодушными. Но к 6-му классу у многих детей пропадает рвение к его овладению. Нестандартные приемы и формы работы повышают интерес учащихся к изучению иностранного языка и способствуют лучшему запоминанию и усвоению языкового материала. Практически в любой вид деятельности на уроке иностранного языка можно внести элемент игры или творчества. Это активизирует внимание, развивает память, мышление, способствует более быстрому выходу на речь.

Приведу несколько примеров.

В 6 классе в качестве обобщения или даже зачетной работы по грамматической теме "there is / there are" было предложено следующее. Класс разбивается на равные группы (в каждой группе обязательно присутствуют как сильные так и более слабые ученики). Каждой группе дается лист бумаги и цветные карандаши (их можно попросить принести на урок заранее). Ребятам предлагается изобразить комнату, выбранную по жребию - гостиную, спальню, кухню (количество комнат зависит от числа групп) и составить устное высказывание о своей комнате с использованием структур there is / there are и предлогов места. В данном виде работы принимают участие фактически все учащиеся: более сильные ребята из группы могут озвучить результаты работы группы, однако, все члены группы так же не остаются без дела, помогая рисовать и участвуя, пусть даже пассивно, в составлении устной презентации. По окончании работы на доске появляется целый дом ("Dream House"), сделанный руками самих ребят.

Для лучшего усвоения этой же грамматической структуры и предлогов можно так же провести диктант-картинку. Учащимся предлагается нарисовать несложный рисунок (дома, деревья, солнце, автомобиль и т.д.). Далее ребята могут работать в парах. Один описывает то, что нарисовано на его картинке, а другой старается это изобразить. Затем они меняются ролями. Либо учитель может сам "диктовать" со своей картинки, а ребята зарисовывать в тетради. Лучшими признаются работы максимально приближенные к оригиналу.

В 9 классе при изучении темы "Погода" на стадии закрепления материала я предложила сыграть роль ведущего прогноза погоды на телеканале. К доске была прикреплена карта Великобритании. На стикерах схематично изображаются символы, используемые для обозначения погоды (ясно, облачно, переменная облачность, дождь, гроза и т.д.). Легко меняя их положение на карте, многим учащимся была предоставлена возможность "предсказать" погоду на следующий день. Причем в данном виде работы опять таки принимает участие весь класс, так как выступающего товарища с большим интересом слушали и дополняли все остальные.

С 8 классом учились писать краткую записку другу. Ребятам сразу понравился своеобразный язык этих записок. В течение довольно продолжительного времени урока учащимся была предоставлена возможность писать и перекидывать записки друг другу (ребята были в восторге от этого занятия: они занималась тем, что обычно учитель старается пресечь). В такой непринужденной атмосфере ученики послабее, получая записки от более сильных могли самостоятельно исправить возможно допущенные ранее ошибки.

В качестве обобщающего урока по теме можно провести конкурс под названием "Звездный час". Конкурсные задания дают возможность детям повторить весь пройденный материал. Условия соревнования активизируют деятельность учащихся, а работа в группах дает возможность каждому ученику принять участие в работе. Содержание конкурса зависит лишь от фантазии учителя. Заранее подготовьте карточки с заданиями, таблички с номерами раундов и тому подобное, что создает атмосферу игры. Разбиваем конкурс на несколько раундов: "Страноведение", "Grammar" и т.д. Их количество зависит от разнообразия тем, пройденных в разделе. Каждый из раундов может содержать несколько заданий. И, наконец, в качестве финального задания можно предложить составить как можно больше слов из данного. Команда-победитель получает приз, что повышает мотивацию к изучению иностранного языка.

Для тренировки употребления настоящих времен проведите интервью со знаменитостью. Попросите ребят подготовить вопросы, предложив им несколько идей: как он/она чувствует себя, когда его/ее узнают на улице; чем занимается в настоящее время; как изменилась жизнь с тех пор как стал/стала звездой. Другими словами, такие вопросы, при ответе на которые требуется употребление всех настоящих времен.

Дети любят слушать разные истории, рассказы, сказки. При этом создаются идеальные условия для введения языкового материала в контексте, для ненавязчивой тренировки ребят в употреблении лексических единиц, грамматических структур, для развития умений в аудировании. Истории, рассказы, сказки развивают воображение у детей, служат мостиком между фантазией и реальным миром. Перед тем, как начать рассказ, вводятся ключевые слова. Существуют разные виды заданий. Например, можно прервать рассказ и попросить учащихся высказать свои предположения о том, что произойдет с героями дальше, или спросить их, как бы они чувствовали себя на месте персонажей в той или иной ситуации. Или же используется такой прием: раздаю учащимся отдельные предложения или отрывки целого текста и прошу ребят выстроить их в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.

Еще одним из приемов вовлечения учащихся в активный процесс обучения является выполнение творческих заданий - литературного перевода, сочинения рассказов стихов. Такая деятельность ведет к приобретению навыков и умений конструирования своих собственных знаний.

Ну и конечно же в наше время не обойтись без компьютера. Велика роль мультимедийных средств в интенсификации урока. Использование обучающих программ, которые можно использовать как для развития различных речевых навыков так и для контроля их использования, делает процесс обучения живым и намного более интересным. Возможно проведение уроков либо выполнение домашних заданий в виде компьютерных презентаций с использованием программы Microsoft Power Point. Использование информационных технологий является одним из приемов, развивающих познавательный интерес к изучению предмета и формирующих устойчивую положительную мотивацию к изучению ИЯ.

Эффективность изучения иностранного языка непосредственно зависит от заинтересованности детей к его овладению. Поэтому, чтобы интерес к практическому овладению не пропадал и у старшеклассников необходимо стремиться делать уроки как можно более увлекательными. Я решаю эту задачу способами, описанными выше, тем более, что на сегодняшний день знание иностранного языка необходимо.