Цели урока:
- познакомить учащихся со звуками [ф], [ф,], буквой Фф, написанием строчной ф;
- формировать навыки чтения;
- развивать устную и письменную связную речь;
- учить работать с текстом;
- воспитывать у детей чувство гордости за Родину, патриотизм.
Оборудование:
- касса букв;
- предметные картинки;
- игрушка Кот Матроскин;
- на доске рисунок кораблика и волн;
- карточки со словами;
- палочки;
- геометрические фигуры;
- пластилин;
- флажки;
- портфель;
- шарф;
- фонарик;
- магнитофон;
- аудиозаписи.
Ход урока
Организационный момент. Звучит мелодия песни «Чему учат в школе», дети читают стихотворение В.Берестова «Читалочка».
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
– Прочти, пожалуйста, прочти!
Не надо умолять сестрицу:
– Ну, прочитай ещё страницу!
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И прочитать!
Учитель: Действительно, уметь читать и много знать – это замечательно. И сегодня мы продолжим учиться читать и писать. Познакомимся с новыми звуками и новой буквой. А сейчас представьте, что мы отправляемся в плавание на парусном кораблике. Посмотрите, кто хочет с нами путешествовать. Да, это Кот Матроскин. (Учитель показывает игрушку Кота Матроскина). Возьмём его с собой? Чтобы путешествие было удачным, необходимо соблюдать следующие условия: быть очень внимательными, правильно выполнять задания.
Говорим волшебные слова и отправляемся в плавание:
Плещет тёплая вода
В берега, в берега.
Кораблик очень смелый
Бури не боится,
В море-океане не хочет заблудиться.
Звучит аудиозапись «Плеск волн».
– Все удобно устроились на кораблике. Послушаем шум волн и подышим свежим морским воздухом.
Дыхательная гимнастика.
А вот и первый порт «Повторяйка».
Речевая разминка. Чистоговорки.
Са-са-са – по лесу бежит лиса.
Со-со-со – лиса катит колесо.
Сы-сы-сы – хвост красивый у лисы.
Ща-ща-ща – мы поймали леща.
Щу-щу-щу – я ежа в лесу ищу.
Щи-щи-щи – ты, мышонок, не пищи!
Скороговорка.
Щуку я тащу, тащу.
Щуку я не упущу.
Звучит аудиозапись «Плеск волн».
Плывём дальше. Любуемся морскими просторами.
Следующий порт «Проверяйка».
– Какой звук изучали на прошлом уроке? [щ,]
– Какая особенность этого звука? Прочитаем стихотворение с буквой щ в учебнике «Русская азбука».
– Что делают щенки?
– Как они это делают?
– Чем недовольны щенки?
– В каком настроении они ушли?
Звучит аудиозапись «Плеск волн».
Наше путешествие продолжается. Мы подплываем к порту «Запоминайка».
Кот Матроскин принёс вам несколько предметов. Назовите их и определите: какой одинаковый звук в этих словах? (Портфель, шарф, флажок, фонарик.)
– С какими же звуками мы будем знакомиться?
– Какие они: согласные или гласные?
(Слого-звуковой анализ слова «шарф» по схеме)
– Как можно сказать о шарфе, если он маленький?
(Слого-звуковой анализ слова «шарфик» по схеме)
Вывод. Звук [ф] – согласный, твёрдый, глухой, [ ф,] – согласный, мягкий, глухой.
Игра «Назови слова со звуками [ф], [ф,]. (Предметные картинки на наборном полотне: шкаф, конфета, арбуз, фартук, колобок, василёк, флажок.)
Инсценирование потешки.
Федул, чего губы надул?
Кафтан прожёг.
А велика ли дыра?
Да один ворот остался.
– В каких словах вы услышали звуки [ф], [ф,]?
– Что вы узнали о звуках [ф], [ф,]?
Физкультпауза.
Мы к воде быстро спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно
Вместе – раз, это – брасс,
Одной, другой – это кроль.
– А теперь познакомимся с буквой «эф». (Карточка Фф). На что похожа буква Ф?
Филин в книжку залетев,
Притворился буквой Ф.
Федя ходит руки в боки,
Значит выучил уроки.
Конструирование буквы Ф из пластилина, геометрических фигур, счётных палочек, проволоки, ниток.
Сравнение печатной и письменной строчной букв «эф».
Анализ элементов строчной буквы ф.
Письмо буквы ф в «Прописи» после показа учителем на доске. (За правильное красивое письмо буквы на парту ученику ставится флажок)
Чтение слогов с буквой ф. (Слоговая таблица на доске).
Чтение слогов в «Прописи» и письмо этих слогов.
Загадка.
Днём спит, ночью летает,
Прохожих пугает.
Письмо слова «филин» в «Прописи».
Физкультпауза. Звучит аудиозапись «Плеск волн».
Мы подплываем к порту «Удивляйка».
Рассмотреть иллюстрацию в «Азбуке». (с. 194-195).
На доске таблички со словами: флот, линкор, теплоход, ледокол, фрегат, лодка.
– Ребята, кто из вас знает название морских судов, изображённых на иллюстрации?
Учитель называет и рассказывает о назначении каждого судна. О том, что город Воронеж является колыбелью русского флота. Пётр 1 – первый русский флотоводец. Много раз русский флот одерживал победы над врагами.
Звучит аудиозапись «Плеск волн».
Чтение в учебнике скороговорки и заучивание.
Флот плывёт к родной земле,
Флаг на каждом корабле.
Письмо предложения в «Прописи» по образцу. На каждом корабле есть флаг.
– Путешествие наше успешно закончилось. Благодаря дружной работе команды, мы снова на родной земле. На прощание Кот Матроскин хочет вас спросить: «С какими звуками вы сегодня познакомились? Как называется буква, которой обозначаются эти звуки?
Учитель: Вам понравилось путешествие? Всем спасибо за работу на уроке.