Интегрированный урок обучения грамоте

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить учащихся со звуками [ф], [ф,], буквой Фф, написанием строчной ф;
  • формировать навыки чтения;
  • развивать устную и письменную связную речь; 
  • учить работать с текстом;
  • воспитывать у детей чувство гордости за Родину, патриотизм.

Оборудование: 

  • касса букв;
  • предметные картинки;
  • игрушка Кот Матроскин;
  • на доске рисунок кораблика и волн;
  • карточки со словами;
  • палочки;
  • геометрические фигуры;
  • пластилин;
  • флажки;
  • портфель;
  • шарф;
  • фонарик;
  • магнитофон;
  • аудиозаписи.

Ход урока

Организационный момент. Звучит мелодия песни «Чему учат в школе», дети читают стихотворение В.Берестова «Читалочка».

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
– Прочти, пожалуйста, прочти!
Не надо умолять сестрицу:
– Ну, прочитай ещё страницу!
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И прочитать!

Учитель: Действительно, уметь читать и много знать – это замечательно. И сегодня мы продолжим учиться читать и писать. Познакомимся с новыми звуками и новой буквой. А сейчас представьте, что мы отправляемся в плавание на парусном кораблике. Посмотрите, кто хочет с нами путешествовать. Да, это Кот Матроскин. (Учитель показывает игрушку Кота Матроскина). Возьмём его с собой? Чтобы путешествие было удачным, необходимо соблюдать следующие условия: быть очень внимательными, правильно выполнять задания. 

Говорим волшебные слова и отправляемся в плавание: 

Плещет тёплая вода 
В берега, в берега. 
Кораблик очень смелый 
Бури не боится, 
В море-океане не хочет заблудиться.

Звучит аудиозапись «Плеск волн». 

– Все удобно устроились на кораблике. Послушаем шум волн и подышим свежим морским воздухом. 

Дыхательная гимнастика.

А вот и первый порт «Повторяйка».

Речевая разминка. Чистоговорки.

Са-са-са – по лесу бежит лиса.
Со-со-со – лиса катит колесо.
Сы-сы-сы – хвост красивый у лисы.
Ща-ща-ща – мы поймали леща.
Щу-щу-щу – я ежа в лесу ищу.
Щи-щи-щи – ты, мышонок, не пищи!

Скороговорка.

Щуку я тащу, тащу.
Щуку я не упущу.

Звучит аудиозапись «Плеск волн».

Плывём дальше. Любуемся морскими просторами.

Следующий порт «Проверяйка».

– Какой звук изучали на прошлом уроке? [щ,]

– Какая особенность этого звука? Прочитаем стихотворение с буквой щ в учебнике «Русская азбука». 

– Что делают щенки? 

– Как они это делают? 

– Чем недовольны щенки? 

– В каком настроении они ушли?

Звучит аудиозапись «Плеск волн». 

Наше путешествие продолжается. Мы подплываем к порту «Запоминайка»

Кот Матроскин принёс вам несколько предметов. Назовите их и определите: какой одинаковый звук в этих словах? (Портфель, шарф, флажок, фонарик.) 

– С какими же звуками мы будем знакомиться?

– Какие они: согласные или гласные? 

(Слого-звуковой анализ слова «шарф» по схеме)

– Как можно сказать о шарфе, если он маленький?

(Слого-звуковой анализ слова «шарфик» по схеме)

Вывод. Звук [ф] – согласный, твёрдый, глухой, [ ф,] – согласный, мягкий, глухой.

Игра «Назови слова со звуками [ф], [ф,]. (Предметные картинки на наборном полотне: шкаф, конфета, арбуз, фартук, колобок, василёк, флажок.)

Инсценирование потешки.

Федул, чего губы надул?
Кафтан прожёг.
А велика ли дыра?
Да один ворот остался.

– В каких словах вы услышали звуки [ф], [ф,]?

– Что вы узнали о звуках [ф], [ф,]?

Физкультпауза.

Мы к воде быстро спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно
Вместе – раз, это – брасс,
Одной, другой – это кроль.

– А теперь познакомимся с буквой «эф». (Карточка Фф). На что похожа буква Ф?

Филин в книжку залетев,
Притворился буквой Ф.
Федя ходит руки в боки,
Значит выучил уроки.

Конструирование буквы Ф из пластилина, геометрических фигур, счётных палочек, проволоки, ниток.

Сравнение печатной и письменной строчной букв «эф».

Анализ элементов строчной буквы ф.

Письмо буквы ф в «Прописи» после показа учителем на доске. (За правильное красивое письмо буквы на парту ученику ставится флажок)

Чтение слогов с буквой ф. (Слоговая таблица на доске).

Чтение слогов в «Прописи» и письмо этих слогов.

Загадка. 

Днём спит, ночью летает,
Прохожих пугает.

Письмо слова «филин» в «Прописи».

Физкультпауза. Звучит аудиозапись «Плеск волн».

Мы подплываем к порту «Удивляйка».

Рассмотреть иллюстрацию в «Азбуке». (с. 194-195).

На доске таблички со словами: флот, линкор, теплоход, ледокол, фрегат, лодка.

– Ребята, кто из вас знает название морских судов, изображённых на иллюстрации? 

Учитель называет и рассказывает о назначении каждого судна. О том, что город Воронеж является колыбелью русского флота. Пётр 1 – первый русский флотоводец. Много раз русский флот одерживал победы над врагами.

Звучит аудиозапись «Плеск волн».

Чтение в учебнике скороговорки и заучивание.

Флот плывёт к родной земле,
Флаг на каждом корабле.

Письмо предложения в «Прописи» по образцу. На каждом корабле есть флаг.

– Путешествие наше успешно закончилось. Благодаря дружной работе команды, мы снова на родной земле. На прощание Кот Матроскин хочет вас спросить: «С какими звуками вы сегодня познакомились? Как называется буква, которой обозначаются эти звуки? 

Учитель: Вам понравилось путешествие? Всем спасибо за работу на уроке.