В современных условиях проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье ребёнка, определяется воздействием внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять этим воздействиям. Учащихся необходимо научить правильно и целесообразно выбирать средства и формы для формирования здорового организма.
Успешность этой деятельности, устранение вредных воздействий и повышение устойчивости к ним, определяет направления усилий по сохранению и укреплению здоровья.
Культурный же человек, как отмечал И.И. Брехман, "не должен допускать болезни, особенно хронические, так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни в течение довольно длительного времени".
Свою долю ответственности за здоровье учащихся несёт система образования.
Известно, что здоровый образ жизни, положительное отношение к занятиям спортом и физической культурой закладывается в школьные годы. Семья вместе с общеобразовательной школой играет в этом немаловажную роль.
Внеклассная физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа решает много важнейших задач. Успешность их решения зависит от правильного, чёткого планирования и организации методической работы в школе в которой принимают активное участие (директор ОУ, завуч-куратор, председатель методического объединения, классные руководители, медицинский работник школы, родители, совет старшеклассников, попечительский совет школы).
Только совместная работа всех звеньев управления школы даёт возможность грамотно и целесообразно организовать спортивно-массовую работу школы направленную на оздоровление школьников, приобщение их к ЗОЖ.
Одной из главных задач школы является укрепление здоровья и правильное физическое развитие учащихся. С этой целью используются различные формы: урок физической культуры, физкультминутки, спортивные секции, подвижные перемены, час здоровья, спортивные праздники, дни здоровья и спорта и тд. Ведётся совместная работа учителей физ. культуры и медицинского работника по отслеживанию состояния здоровья. Составляются графики и диаграммы состояния здоровья учащихся, их анализ, учитывается охват учащихся занимающихся спортом, проводится анкетирование учащихся.
Цель анкетирования выявить наиболее популярные виды спорта, а также интерес школьников в изучении предмета. С помощью анкетных данных выявляем группы риска учащихся с малоподвижным образом жизни.
В анкету входят вопросы:
- Занимаешься ли ты спортом? Каким?
- Занимаются ли родители с тобой физической культурой?
- Чтобы ты хотел(а) дополнить к уроку физической культуры?
Анкетные данные помогли выявить классы с наибольшим риском, где ребёнок предоставлен сам себе, его досуг не организован. Данную проблему обсуждаем на педагогических советах, с классными руководителями, даём рекомендации на общешкольных родительских собраниях, приглашаем медицинских работников, тренеров спортивной школы с целью ознакомления родителей и детей со здоровье сберегающими технологиями.
Задача учебного предмета физическая культура: формирование навыков ЗОЖ через систему физкультурно-оздоровительных мероприятий. Основной формой является урок физической культуры. Полностью и качественно решить 3 основные задачи школьного физического воспитания: образовательную, воспитательную, оздоровительную только за счёт 2 уроков физической культуры крайне сложно, а порой и невозможно. Поэтому мы используем резервы физкультурно-оздоровительных мероприятий, внеклассную, внешкольную и физкультурно-спортивную работу. Осуществляем это вместе с учреждениями дополнительного образования. Поддерживаем связь с ДЮСШ по таким видам спорта, как лыжи, волейбол, бокс, баскетбол, карате, а также со спортивным клубом "Беркут" и аэробики. Сотрудничаем с фок "Надежда", ребята с удовольствием посещают бассейн и тренажёрный зал.
Оздоровительная роль достигается:
- организацией учебного процесса с учётом состояния здоровья школьников;
- обеспечения гигиенических условий;
- предупреждением травматизма.
Внеклассные спортивно- массовые мероприятия включают в себя такие соревнования как:
- Декада физической культуры и ОБЖ, в которую входят президентские состязания, конкурс рисунков о спорте и ЗОЖ, конкурс меткий стрелок, санитарных дружин, кросс, футбол, волейбол, баскетбол, пионербол, весёлые старты;
- Месячник ГО;
- Дни спорта, дни здоровья;
- А ну-ка парни;
- Мужичёк с ноготок;
- Первенство по волейболу, баскетболу, пионерболу, футболу;
- Безопасное колесо и тд.
Спортивные праздники проводим совместно с ДОУ № 22,66, СОШ № 10,23,33, сотрудничаем с КТОСОМ № 4 и специалистами отдела физической культуры. Сборная школы успешно выступает в городских соревнованиях по волейболу, баскетболу, футболу, лёгкой атлетике, лыжных гонках и др. В школе работают спортивные секции по баскетболу, волейболу, пионерболу, лыжам, аэробике, карате, тэквондо. Школа является лауреатом городского конкурса "Лучший школьный двор". Праздники сопровождаются концертами школьного ансамбля.
В своей работе особое внимание уделяется основным направлениям развития учащихся средствами физического воспитания на основе индивидуального - дифференцированного подхода с учётом психолого-педагогических исследований. Уделяется внимание методики и технологии современного урока, обсуждаются новинки в методике проведения уроков, внеклассных мероприятий, здоровье сберегающих технологий учащихся. В центре внимания ставятся вопросы физического воспитания, здоровья детей и подростков, техники безопасности во время занятий физической культурой, проектной деятельности, подготовки к экзаменам. Большая роль отводится исследовательской работе, такой как графический анализ по технологии профессора педагогических наук Третьякова П.И 1 блок "Здоровый образ жизни и физическое совершенствование". Составлены: диаграмма состояния здоровья учащихся, графический анализ видов заболеваний учащихся, график учащихся, занимающихся физической культурой и спортом. Анкетирование учащихся с целью выяснения двигательную активность учащихся и их родителей с целью оздоровления и семейного воспитания, учёта пожеланий и выявления наиболее популярных видов спорта.
В целях совершенствования системы Олимпийского образования школьников, стимулирования изучения ими основных Олимпийских знаний, популяризации творческого труда выдающихся олимпийцев, их благородных поступков, являющихся эффективным методом воспитания подрастающего поколения, проводится конкурс лучший реферат, конкур рисунков на спортивную тему, тесты по знаниям олимпийского движения. Ежегодно ученики школы участвуют в городском конкурсе " Олимпийское образование России ". В своей работе использую научную концепцию и теории авторов: ведущего педагога профессора, доктора педагогических наук Ляха В.И, а так же профессора педагогических наук Третьякова П.И
Схема спортивно-массовой работы в ОУ.
Основные направления спортивно-массовой деятельности в ОУ |
|||
Организация спортивно-оздоровительной работы | Медико-психологическая работа | Работа с родителями | Работа педагогического коллектива |
1. Составление календарного плана спортивно-массовой работы на год | 1. Организация мед. осмотра, систематический контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима в школе, оформление листка здоровья в классных журналах, распределение уча-я по мед. группам. | 1. Родительские собрания по проблемам здоровья детей. | 1. Работа администрации ОУ выполнение и контроль санитарно-гигиенического режима школы, организация питания в школьной столовой, организация ОФП, секции, кружков. Организация спортивно-оздоровительной работы на всех 3 уровнях, а так же в пришкольном лагере. Обсуждение здоровье сберегающих технологий на пед. советах. методических объединениях. |
2. Внеклассная работа в ОУ во внеурочное время: соревнования, конкурсы, организация оздоровительной работы в пришкольном лагере, тур походы, профилактические мероприятия, занятость детей в каникулярное время и т.д. | 2. Систематический контроль за качеством питания в школе, введение в питание йодированной соли, специального рациона салатов, овощей, соков. Введение салатов из лука во время эпидемии гриппа | 2. Участие родителей в организации физкультурно-оздоровительной работы в школе. | 2. Работа учителей ОУ. Знакомство с новой методической, научной литературой по вопросам здоровья. Организация и проведение физ. минуток. Контроль за правильной осанкой, ношением очков. Проведение кл. часов по вопросам гигиены, охраны здоровья и ЗОЖ |
3. Подготовка учащихся для городских и областных конкурсов, соревнований, фестивалей, тур походов. Военно - спортивных конкурсов. | 3. Психологическая помощь учащимся консультации психолога для учащихся, родителей. | 3. Организация бесед, семинаров о ЗОЖ, режиме школьника и т.д. (приглашаем мед. работников закреплённого учреждения) | 3. Социальное партнёрство. Сотрудничество с СДЮСШОР, ДТДиМ, спортивными клубами, ДШИ, ПДН УВД города, бюро путешествий и экскурсий, центром "Семья", с учреждениями культуры и спорта, с другими ОУ, Управлением по делам молодёжи, ДК. Участие в социальных акциях и мероприятиях городского масштаба. Творческих вечерах и т.д. |
4. Мониторинг анкетирование, подведение итогов внеклассной работы по предмету. | 4. Отслеживание результатов физического развития, здоровья учащихся. | 4. Собрания управляющего совета и попечительского совета по итогам работы за год, решение проблем, составление планов. | 4. Активное участие всех сотрудников школы в подведении итогов. |
При организации данной деятельности ставим следующие задачи:
- соблюдение валеологических требований на занятиях;
- пропаганда ЗОЖ;
- формирование системы спортивно-оздоровительной работы;
- снижение уровня заболеваемости учащихся;
- создание системы взаимодействия и сотрудничества со всеми заинтересованными службами.