Пояснительная записка
Региональный компонент в преподавании иностранных языков в школе имеет характер объективной необходимости. Целенаправленная работа по реализации регионального компонент во внеурочное время, способствует повышению интереса к предмету и создает положительную мотивацию при усвоении языковых средств и при приобретении культуроведческой информации с помощью и на основе этих средств. Постоянная работа по реализации страноведческого материала во внеурочное время позволяет систематизировать виды заданий и упражнений, с помощью которых учитель обучает учащихся самостоятельно извлекать из разных источников нужную информацию. Учитель становится их равноправным партнером и консультантом. Каждый школьник старается довести начатое им дело до конца, чтобы показать результаты своего труда, особенно переводческую деятельность. Данный подход обеспечивает, кроме того, устойчивый полезно планируемый результат в области практических навыков и умений на немецком языке.
Внеклассная работа на занятиях факультатива по немецкому языку для 9 класса дает возможность выйти за рамки урока, расширить и углубить тематику, заинтересовать ребят, соединить изучение немецкого языка с информацией о родном крае, районе, селе.
Краеведение - интегрированный курс, на основе страноведческих знаний кроме немецкого языка изучаются другие составляющие краеведения - экология, литература, история, география, культура. Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и услугами. Поэтому Интернет на занятиях факультатива, - это уникальная возможность, не воспользоваться которой было бы обидно. Интернет позволяет всегда пользоваться свежей информацией, пополнять свой словарный запас лексикой современного иностранного языка, знакомиться с культуроведческими знаниями.
Цель культуроведческого образования на занятиях данного факультатива: повышение интереса к предмету, создание положительной мотивации при усвоении языковых средств и при приобретении культуроведческой информации с помощью и на основе этих средств. Пополнение потенциального словарного запаса, расширение и углубление лингвострановедческой информации, получаемой школьниками на занятиях факультатива по немецкому языку.
Работа с учащимися строится на основе диагностики, учитывая их психологические и возрастные особенности.
Программа рассчитана на 35 часов для учащихся 14-15 лет.
Требования к подготовке обучающихся факультативного курса
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- описывать родное село, собирать необходимую информацию и оформлять проекты о знаменитых земляках;
- знать экологические проблемы села, причины их возникновения, находить пути решения этих проблем и уметь описывать их на немецком языке;
- вести дискуссию на заданную тему;
- знать и уметь называть по-немецки символику края, краевого центра - Ставрополя;
- называть и описывать праздники, характерные для родного села; праздники, которые традиционно проводятся в нашей школе;
- вести беседу об отраслях специализации хозяйств родного края;
- оформлять творческие работы на тему: "Народные умельцы нашего села", "Мое родное село", "Экологические проблемы страны и села Безопасного";
- совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения материалов сети;
- совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет;
- уметь пользоваться электронными справочниками.
Программа факультатива "Что мы называем нашей родиной?"
Тема 1. "Родное село" (12 часов)
Основное содержание:
Мое родное село. Исторические сведения о селе. Известные личности села. люди, прославившие село. Достопримечательности. Любимый уголок. Люди каких профессий живут в родном селе.
Основная цель - расширить знания учащихся о своем родном селе, прививать чувство гордости к родине, к окружающему миру.
Тема 2. "Ставрополье" (11 часов)
Основное содержание:
Географическое положение края, района. Достопримечательности края. История края, района. Символика края. Ставрополь - краевой центр. Национальный состав населения Ставрополья. Родина - Труновский район.
Основная цель - познакомить с историей собственной страны, своего региона, с его историей. Развивать лингвистические способности учащихся, желание общаться на немецком языке, получая при этом удовольствие, радость.
Тема 3. "Нравы. Обычаи. Праздники нашего народа" (6 часов)
Основное содержание:
Обычаи и праздники народов нашей страны, края, села. Местные умельцы. Традиционные праздники в школе.
Основная цель - познакомить учащихся с обычаями и нравами народов нашей страны и Ставрополья и научить описывать их на немецком языке, воспитывать уважение к быту и культуре совместно проживающих народов нашего села.
Тема 4. "Экскурсии" (5 часов)
Основное содержание:
На производстве. Достопримечательности родного села. Золотая осень. Школьный двор.
Основная цель - научить вести беседу по заданной теме и описывать любимый сердцу уголок, прививать чувство патриотизма и любви к родному селу, развивать творческие и коммуникативные способности детей, умение работать в коллективе.
Тематическое планирование
Основной целью учебно-тематического планирования занятий факультатива по немецкому языку является определение и отбор краеведческого материала в 9 классе, а также обеспечение системного обеспечения регионального компонента во внеурочное время.
Программа рассчитана на 35 часов.
№ | Содержание регионального компонента | Типы занятий | Планируемые результаты обучения | Домашние задания |
1 | "Мое родное село. История." (Mein Heimatdorf. Geschichtliches) | Проблемно-диалоговое занятие | Знать историю своего села | Творческие задания |
2 | Занятие по отработке полученных знаний в форме дискуссии | Знать расширенную лексику по теме | Словарный запас по теме | |
3 | "Люди моего села. Ветераны войны и труда" (Menschen meines Dorfes. Arbeits - und Kriegsveteranen) | Сообщения по опережающим заданиям | Знать имена земляков, которыми гордятся односельчане | Сообщения |
4 | Занятие по отработке устной речи | Умение строить сообщение по заданной теме | Составление тематического словаря | |
5 | "Люди моего села. Известные личности." (Menschen meines Dorfes. Bekannte Personlichkeiten) | Диспут | Знать имена людей прославивших родное село | Учебные мини-проекты |
6 | Зачет | Уметь строить монологическое высказывание по теме | Тестирование | |
7 | "Село в России и в Германии." (Das Dorf in Russland ubd in Deutschland) | Интегрированное занятие (с уроком информатики) | Обобщить страноведческие знания | Сообщения |
8 | Практическое занятие | Умение работать с электронными справочниками | Составление тематического словаря | |
9 | "Достопримечательности родного села"." (Sehenwerts) | Экскурсия | Уметь называть и описывать достопримечательности села Безопасного | Индивидуальные отчеты по экскурсии |
10 | Отработка орфографических навыков | Уметь в письменной форме описывать достопримечательности родного села | Тестирование | |
11 | "Мой любимый уголок." (Mein Lieblingsort) | Экскурсия | Уметь описывать любимый сердцу уголок | Мини-сочинение |
12 | Занятие по отработке полученных знаний в форме зачета | Уметь творчески оформлять зачетную работу | Сообщения | |
13 | "Экологические проблемы страны и родного села." (Okologische Probleme des Landes und des Dorfes) | Проблемно-диалоговое занятие | Знать и уметь называть экологические проблемы страны, села | Творческие задания |
14 | Работа с электронными носителями | Активизация словарного запаса по теме | Составление тематического словаря | |
15 | "Люди каких профессий живут и трудятся в родном селе." (Meisterbauern) | Комбинированное занятие | Уметь называть профессии тружеников села | Групповые сообщения |
16 | Семинарское занятие | Уметь строить монологическое высказывание по теме | Сообщения | |
17 | "С чего начинается Родина?" Womit beginnt die Heimet?) | Телемост | Уметь вести дискуссию по заданной теме | Индивидуальные отчеты |
18 | Урок отработки устной речи | Уметь высказывать свое мнение по заданной теме | Мини-проекты | |
19 | "Ставропольский край - моя малая Родина." (Stawropole Region. Was nennen wir unsere Heimet?) | Защита проекта | Уметь описывать достопримечательности родного края | Учебные проекты |
20 | Зачет | Уметь понимать иноязычную речь на слух | Творческие работы | |
21 | "Родина. Труновский район." (Heimet Trunowskers Gebiet) | Презентация проекта | Уметь вести диалог по теме | Творческие работы |
22 | Отработка навыков письменной речи | Уметь писать сочинения о Родине | Мини-сочинения | |
23 | "Город. Ставрополь." (Die Stadt. Stawropol) | Конкурсное занятие | Уметь строить монологическое сообщение по заданной теме | Подготовка рефератов |
24 | Отработка навыков монологической речи | Уметь описывать город Ставрополь | Сообщения | |
25 | "Население Северного Кавказа." (Bevolkerung) | Проблемно-диалоговое занятие | Уметь вести диалог по теме | Тестирование |
26 | Работа с электронными носителями | Пополнение словарного запаса лексикой современного иностранного языка | Составление тематического словаря | |
27 | "Ставропольский край. В Европе или Азии?" (Stawropole Region. In Europa oder in Asien?) | Интегрированное занятие (с уроком географии) | Обобщить страноведческие знания учащихся | Изготовление карты Ставропольского края |
28 | "Нравы. Обычаи. Праздники нашего народа." (Sitten. Brauche. Feste unseres Volkes) | Сообщения по опережающим заданиям | Ознакомить с культуроведческими знаниями, включая традиции страны изучаемого языка | Тестирование |
29 | Отработка навыков чтения | Уметь извлекать из источников нужную информацию | Составление тематического словаря | |
30 | "Традиционные праздники в школе и селе." (Feste in der Schule und im Dorf) | Комбинированное занятие | Учить описывать праздники, проводимые в школе | Сообщения |
31 | Занятие по отработке полученных знаний переводческой деятельности | Активизировать словарный запас. Повысить мотивацию обучения | Мини-сообщения | |
32 | "Местные умельцы." (Tausendkunstler) | Интегрированное занятие (с уроком технологии) | Совершенствовать произносительные навыки учащихся | Учебные проекты |
33 | Работа с электронными носителями | Уметь пользоваться услугами Интернет | Записи наизусть | |
34 | "На производстве." (Produktionsobjekte) | Экскурсия | Учить называть и знать отрасли специализации хозяйств края | Тестирование |
35 | Итоговое занятие | Семинарское занятие | Обобщить страноведческие знания. Подвести итог работы за год |
Источники информации.
- Венок славы. Их имена никогда не забудутся. Ставропольское книжное издательство, 1969
- Газета "Нива": Статья "Герои рядом", февраль
1985
- Статья "Источники мужества", март 1985
- Статья "Первый почетный житель села Безопасного, февраль 1987
- День моего города. Ставрополь. Издательство "Планета", Москва, 1976
- Дневник школьника Ставропольского края
- 2003-2004 учебный год, издательский дом Союза писателей России "Российский писатель", ООО "Орфей", 2003
- 2006-2007 учебный год, издательский дом "Российский писатель", культурный фонд "Южная провинция", 2006
- История Ставропольского края.
- Авторский коллектив под редакцией Судавцова Н.Д., Ставрополь, 1996
- Материалы спутникового канала на сайтах:
- www.bezschool3.narod.ru
- http://gubernator.stavkray.ru
- www.dumask.ru
- http://region.kmv.ru
- http://www.whoiswho.su/ufo
- Научно-методический журнал "Иностранные языки
в школе":
- № 4, 2003, статья "Обучение дошкольников иностранному языку с использованием компьютера", стр.52-56
- № 6, 2003, статья "Организация лингвострановедческого подхода на уроках немецкого языка", стр. 52-56
- № 6, 2002, статья "Проект на уроках немецкого языка", стр. 35-38
- Пятьдесят устных тем по немецкому языку И.М.Варламова, "Дрофа", 1997
- Реферат на тему "Герой Советского Союза - наш земляк" Нечаева Елена, Безопасное, 1998
- Ставропольеведение Н.С.Румынина, Ставрополь-сервис школа, 2001, 2003
- Ставропольский край: природа, население, хозяйство В.А.Ивановский, Ставрополь, 1997
- Ставропольский край. Визитная карточка региона Ставропольский краевой комитет по печати и информации, 2001
- Ставрополье Издательство "Кавказская здравница", 1985
- Хозяйство высокой культуры земледелия и животноводства: Ставропольский край, колхоз имени Ворошилова Ставрополь, ООО "Орфей", 2004
Школьный