Цель: дать понятие о самоценности человеческого "Я".
Задачи:
- продолжать развитие навыков самоанализа и самооценки;
- закрепить навыки групповой работы.
- помочь учащимся определиться с самооценкой.
Форма: Классный час - размышление.
Эпиграф:
- Уверенность в себе - основа для того, чтобы радоваться жизни и иметь силы действовать. (Ф.Шиллер)
Подготовительный этап. До классного часа необходимо разделить учащихся на группы. Предварительно выполнить предложенное задание, приготовить рисунки к законченным предложениям.
Материалы: тетради, альбомные листы бумаги, карандаши, ручки.
Ход классного часа
Вступительное слово учителя (общение с ребятами строится на беседе)
Ребята, скажите, пожалуйста, в общении нужно проявлять только какие качества?
- Положительные.
- Почему?
- Потому что конфликтов будет меньше.
Проверка творческого домашнего задания.
Дома необходимо было закончить предложения по методике "Незаконченное предложение". Ребята к каждому предложению готовят рисунок, тем самым, раскрывая свой внутренний мир.
- Я словно птица, когда:
- Я превращаюсь в тигра, когда:
- Я словно муравей, когда:
- Я словно рыба, когда:
- Я - прекрасный цветок, если:
Все работы представлены на доске, и ребята по желанию комментируют их.
Примерные ответы ребят:
- Я словно птица, когда о чем-то мечтаю.
- Я превращаюсь в тигра, когда меня обижают.
- Я словно муравей, когда мне страшно.
- Я словно рыба, когда никого не хочу видеть.
- Я - прекрасный цветок, если меня хвалят.
Слово учителя.
- Выступления ребят, к какому выводу нас приводят?
- В общении нужно уметь управлять своим поведением. Чувства не оправдывают плохое поведение.
Работа по теме "Самооценка" с притчей "Счастье"
Чтение учителем притчи "Счастье" (дано в приложении). (На доске дается толкование понятия притчи. Притча - краткий иносказательный поучительный рассказ).
Притча "Счастье"
- Ребята, как вы поняли смысл притчи? Почему человек не услышал ответа от Бога, а лишь ощутил в руках кусочек глины?
Обратите внимание на тему занятия. Как вы понимаете значение слова самооценка?
Самооценка - оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих поступков.
Предлагается ребятам методика изучения самооценки (Т.В. Дембо - С.Я. Рубинштейн). Данная методика проста, она предусматривает быстрое заполнение опросного листа и обработку полученных результатов.
На специальном листе проводится несколько вертикальных линий (шкал), каждая из которых обозначает определенное состояние, свойство или черту личности, 7 шкал: счастье, здоровье, ум, авторитет в коллективе, характер, организаторские способности, исполнительские способности. Верхний полюс каждой шкалы соответствует наивысшему уровню развития того или иного показателя, нижний - самому низкому. Для отсчета верхнего и нижнего полюсов на листе проводятся горизонтальные линии.
Такой лист для опроса, изображенный на рисунке, получает каждый ученик. Значения шкал учитель записывает на доске и поясняет: "У каждого из вас есть самооценка своих возможностей, черт, состояний, способностей, Представьте, что шкалы с 1-й по 7-ю последовательно обозначают счастье, здоровье, ум, авторитет, характер и т.д. Верхняя горизонтальная линия символизирует наивысший уровень развития указанных показателей, нижняя - самый низкий.
На каком уровне развития, по вашему мнению, находится ваше здоровье, характер, ум, авторитет?.. Отметьте это точкой на каждой из шкал". Полученные результаты ребятами не оглашаются. Учащиеся сами для себя должны отметить, на каком уровне развития находится та или иная черта личности.
Работа в группах (3 мин.) В течение данного времени каждая группа готовит ответ на вопрос: "Что для вас самое важное и ценное в жизни?"
(представитель группы зачитывает, идет обсуждение.)
С помощью классного руководителя ребята делают вывод, что каждый человек неповторим и представляет собой ценность.
Учащимся предлагается закончить следующие предложения.
- Каждый человек должен:.
- Любить себя - значит:.
- Если самооценка у человека низкая, то:.
- Тот, кто не любит себя:..
После окончания работы ребята зачитывают свои варианты предложений. Далее им предлагается сравнить свои варианты с утверждениями психологов.
- Каждый человек должен любить себя и принимать таким, какой он есть.
- Любить себя - значит гордиться своими поступками и быть уверенным, что поступает правильно.
- Если самооценка у человека низкая, то он ощущает беспомощность, бессилие и одиночество.
- Тот, кто не любит себя, не может искренне любить других.
Ребята приходят к выводу, что человек с низкой самооценкой не может подарить людям счастье.
Далее выполняется упражнение "Мой портрет в лучах солнца": ребята рисуют в центре листа круг, в нем пишут слова "Я могу".
Вокруг изображаются лучи, вдоль которых нужно написать, что они могут для других. При этом надо постараться, чтобы лучей было как можно больше. По завершении желающие могут прочитать вслух, что они написали.
Чтение классным руководителем притчи "Все в твоих руках".
(Данная притча не комментируется ребятами, каждый остается со своими мыслями наедине).
Рефлексия. Учащиеся дают оценку занятию.
Классный руководитель задает следующие вопросы для обсуждения:
- Что нового вы узнали о себе?
- Как могут пригодиться полученные сегодня знания?
В заключение классного часа каждый ученик получает памятку, в которой прописаны правила повышения самооценки.
Памятка
- Каждый день узнавайте новое, делайте что-нибудь то, что никогда раньше не делали.
- Старайтесь чрезмерно не демонстрировать свою значимость. Внутренняя уверенность в себе не нуждается в "громких" внешних проявлениях.
- Если вам что-то непонятно, не бойтесь задать вопрос собеседнику. Лучше единожды показаться дураком, чем попадать впросак раз за разом.
- Вечное недовольство всем и вся любого превратит в унылого брюзгу. Больше оптимизма.
- Сравнивайте только себя с самим собой.
- Никогда не оправдывайтесь. Человек, сбивчиво бубнящий оправдания, производит жалкое впечатление.
- И главное - нужно действовать решительно, помня лишь о стоящей впереди цели.
Удачи вам, ребята!
Приложение
1. Притча "Счастье"
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
- Что еще слепить тебе? - спросил Бог.
- Слепи мне счастье, - попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
2. Притча "Все в твоих руках"
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: "А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа?" Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Все в твоих руках.