Педагогический час. Деловая игра на тему "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • активизировать деятельность педагогов;
  • способствовать приобретению ими опыта коллективной работы;
  • совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности;
  • закрепить умение убирать нужную информацию из разных источников;
  • помочь самореалезоваться на педагогическом поприще.

Предварительная работа:

  • Формирование двух команд педагогов.
  • Изготовление каждой командой 2-х пособий для презентации, которое можно использовать для работы по развитию речи с детьми дошкольного возраста (плоскостные или объемные модели, дидактические игры, игрушки; одно для детей старшего дошкольного возраста; второе для старшего).
  • Составление рекламного клипа для данного пособия.
  • Распределение ролей: жюри, ведущий, капитаны команд, демонстраторы.

Ход игры

Ведущий предлагает выбрать жюри и объявляет открытой "деловую игру"

Представление команд, капитанов, девизов команд.

I часть (теоретическая).

Теоретический конкурс - "Эрудит"

Задание 1.

Карточка № 1

Назвать основную цель развития речи

Карточка № 2

Назвать задачи развития речи детей дошкольного возраста

Задание 2.

Карточка № 1

Каковы задачи словарной работы?

Каковы задачи по развитию звуковой культуры речи?

Карточка № 2

Каковы задачи по формированию грамматического строя речи?

Каковы задачи по развитию связной речи?

Задание 3. Конкурсы:

"Загадки-близнецы"

У русского народа есть много загадок об одних и тех же вещах, явлениях, предметах.

Попробуйте по описанию найти похожие загадки в левом и правом столбиках и дать правильный ответ.

Карточка № 1
1.

Ползун ползет,
Игры везет,
Всегда их при себе носит,
А шить не может.

2.

Золотой Демид
Весь день на солнышко глядит.

3.

Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает - слезы проливает.

4.

Не куст, а с листочками, не рубашка,
а сшита, не человек, а рассказывает.

5.

Маленький Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом ткнет,
Там черту проведет.

6.

Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будет.

1.

Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом ведет,
Там заметку кладет.

2.

Не портной, а всю жизнь
с иголками ходит.

3.

Сидит на заборе,
Пел да кричал,
А как все собрались,
Взял, да замолчал.

4.

Лежит дед на палатах
И весь в заплатах.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.

5. Кто молча учит и говорит?

6.

Золотое решето
Черных домиков полно.

 

Карточка № 2
1.

Сам не берет
И воробьям не дает.

2.

День прибывает,
А он убывает
Дни пройдут,
Все листы опадут.

3.

Красные лапки,
Длинная шея,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки.

4.

У нашей Анютки
Зверь в атласной шубке
Возле печи греется,
Без водички моется.

5.

Конь стальной овса не просит, а пашет и косит.

6.

Белая морковка
Зимой растет.

1.

На водопой не хожу овса не прошу,
Коли хочешь попашу,
Коли хочешь, помолчу.

2.

Растет вниз головой
Не летом, а зимой.

3.

В огороде Тит стоит,
Ни чего не говорит,
Сам с грядок не берёт
И воронам не дает.

4.

Годовой кусточек
Каждый день роняет листочек,
Год пройдёт - весь лист опадет.

5.

В воде купался,
Да сух остался.

6.

Ночью не спит
Мышей сторожит.

"Загадки со всего света"

У каждого народа свои загадки. Но все они о том, что нас окружает. Попробуйте для каждой иностранной загадки отыскать русскую и дайте ответ.

Карточка № 1
Иностранные загадки Русские загадки
1.

В молодости зеленое носит ,
А в старости - желтое.
Что это такое?

2. Что может подарить любому прохожему даже нищий.

3. Днем стекло разбито, а за день вставлено.

4. У какого когтистого зверя следы без когтей.

5.

Без воздуха я живу,
Без воздуха я не лечу.

6.

Очень рано я встаю
Утром спать не даю.
Вот мой красивый гребешок,
А зовусь я :

1.

Рот до ушей
Хоть завязочки пришей.

2. Когда звезды могут светить в озере.

3. В шубе летом, а зимой раздеты.

4.

Не царь, а в короне
Не всадник, а со шпорами.

5.

Ночью не спит,
Мышей сторожит.

6.

Я родственник мячу.
Куда хочу, туда лечу.

 

Карточка № 2
Иностранные загадки Русские загадки
1.

У меня цветные перья
Нос крючком,
Хохолок торчком.

2.

На хвосте у меня много глаз.
Необычен мой танец простой.
И на свете один я такой.

3.

Живу в лесу я темном
И ем охотно мед. Вот!

4.

У меня есть черный носик,
У меня есть красный рот,
Я люблю безумно кошек,
Но, увы наоборот.

5.

Моя мягкая кроватка
Опустеет ровно в полночь.
Только я совсем не мягкий.
"Шерсть" моя - мое спасенье
И кормилица моя.

6.

У меня есть два маленьких окошка.
И у тебя тоже.
Днем они открыты,
Вечером - закрыты.

1.

Дед в шубу одет
Наружу мех.

2.

Хоть хвостата - не хвастунья
В доме я живу - грызун я.

3.

Что за птица в моей клетке?
Угадай! Это просто говорливый:.

4.

Любуются мною
И каждый ждет,
Когда же прекрасный мой хвост расцветет.

5.

На ночь два оконца сами закрываются.
А с восходом солнца сами открываются.

6.

Колючий клубочек под елкой лежит.
Взять пожелаешь
Вмиг убежит.

Задание 4.

Карточка № 1

Дать определения:

Что такое: Развитие речи? Диалог?

Подобрать тексту соответствующее определение:

- это специальный текст, который зачинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий.

Карточка № 2

Дать определения:

Что такое: Монолог? Рассуждение?

Подобрать тексту соответствующее определение:

- это сюжет, развертывающийся во времени и в логической последовательности. Основное назначение - передать развитие действия или состояния предмета, которое включает следующие друг за другом события, сценки, картины.

Разминка.

  • "Найдите лишнюю пословицу".
  • "Найдите пару"

Каждая команда получает карточку с заданием.

Карточка №1

"Найдите лишнюю пословицу"

  • Хвастать - не косить, спина не болит.
  • Не спеши языком - торопись делом.
  • Язык до Киева доведет.
  • От слова до дела - сто перегонов.
Карточка№2

"Найдите пары пословиц"

  • Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
  • Руби дерево по себе.
  • Знания никому не в тягость.
  • Без корня и полынь не растет.
  • Родимая сторона - мать, чужая - мачеха.
  • По Сеньке и шапка.

Конкурс капитанов.

Ведущий предлагает поиграть в умную игру для взрослых. В нее еще двести лет назад играли в литературных салонах, и с тех пор принцип решения этих задач не изменился. Правила: надо, анализируя описанную ситуацию, задавать ведущему вопросы, на которые он будет отвечать лишь "ДА" и "НЕТ".

(Задавая вопросы и получая на них ответы, надо отбрасывать ненужную информацию и выстраивать логическую цепочку, основываясь на правильных ответах.)

Капитаны команд получают карточки с заданиями и ответами. Друг другу они
задают задания.

Карточка № 1

1. Авария в лифте. Застряли четыре человека. Трое расстроены, а один доволен.

Ответ: Доволен двоечник: не попадет в школу.

(возможны варианты)

2. Он ходил, но обувь не снашивал. Я решил ему помочь, но сделал только хуже: теперь он даже с моей помощью не может ходить.

Ответ: Будильник.

3. Чем сильнее его бьют по нужному местe, тем он лучше выполняет свою функцию.

Ответ: Гвоздь.

4. Висит груша - нельзя скушать. Не лампочка.

Ответ: Елочная игрушка.

(возможны варианты)

5. Каждый день человек поднимается на пятый этаж пешком. Почему?

Ответ:

а) очень толстый - не входит в лифт;

б) нет лифта;

в) лифт не работает;

г) не хочет и т.д.

Карточка № 2

1. Стоит "это". Идет мимо "этого" старуха и говорит: "Баба Яга".

Идет солдат, посмотрел на "это", и говорит: "Наполеон".

Идет девушка, посмотрела и говорит: "Василиса Прекрасная". Что это?

Ответ: Зеркало.

2. Сильные удары, крики, мелодичный звон и : тишина. Что случилось?

Ответ: Встреча Нового года.

3. Интервью с близкими:

- Вы братья?

- Да.

- Родились в один день?

- Да.

- Вы двойняшки?

- Нет,

- Почему?

Ответ: Это тройняшки.

4. Девочка, которая допрыгалась. Кто это?

Ответ: Снегурочка.

5. Кто заболел, а лечили его мороженым?

Ответ: Дед Мороз из мультфильма

"Дед Мороз и лето"

II часть (практическая)

"Презентация" пособий, игр, игрушек по развитию речи.

Каждая команда представляет изготовленное пособие, кратко рассказывая о том, где и как оно может быть использовано.

III часть (практическая) Игра "Лжезагадки"

"Лжезагадка" - это такая загадка, которая так или иначе уже содержит в себе ответ. В ней речь идет не о том, чтобы, собственно, "отгадывать", а о том, чтобы сосредоточить внимание на стишке, чутко уловить каждый составляющий его звук.

1. На край Курска пойдешь, что найдешь?

2. Как написать "сухая трава" четырьмя буквами?

3. Без чего хлеб не испечешь?

4. В небе есть, в земле нет. В бабе две, в мужике ни одной нет.

5. Когда у человека бывает столько глаз, сколько дней в году?

6. Что остается в коробке, если спички вынешь?

7. Чем до неба докинешь?

8. У человека одно, у ворона два, у медведя нет ни одного.

9. Два мальчика и девочка шли домой под одним зонтом, но ни кто из них не промок. Почему?

10. Что сушит, когда мокнет?

11. Когда 2 и 2 бывают больше четырех?

12. Кто быстрее плавает: утенок или цыпленок?

Ответы:

1. Буква "А". 2. Сено. 3. Без корки. 4. Буква "Б". 5. 2 января. 6. Дно. 7. Взгляд. 8. Буква "О". 9. Потому что не было дождя. 10. Полотенце. 11. Когда из них составлено 22. 12. Цыпленок не умеет плавать.

I V часть. Жюри подводит итоги.

Список использованной литературы.

1. Д. Родари "Грамматика фантазии", М., Прогресс, 1990.

2. Синицина Е.И. Умные загадки. Серия "Через игру - к совершенству: М.: "Лист",1999.

3. 500 скороговорок, пословиц, поговорок / сост. И.А. Мазин. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

4. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Академия, 1998.