Цель:
- активизировать деятельность педагогов;
- способствовать приобретению ими опыта коллективной работы;
- совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности;
- закрепить умение убирать нужную информацию из разных источников;
- помочь самореалезоваться на педагогическом поприще.
Предварительная работа:
- Формирование двух команд педагогов.
- Изготовление каждой командой 2-х пособий для презентации, которое можно использовать для работы по развитию речи с детьми дошкольного возраста (плоскостные или объемные модели, дидактические игры, игрушки; одно для детей старшего дошкольного возраста; второе для старшего).
- Составление рекламного клипа для данного пособия.
- Распределение ролей: жюри, ведущий, капитаны команд, демонстраторы.
Ход игры
Ведущий предлагает выбрать жюри и объявляет открытой "деловую игру"
Представление команд, капитанов, девизов команд.
I часть (теоретическая).
Теоретический конкурс - "Эрудит"
Задание 1.
Карточка № 1 Назвать основную цель развития речи |
Карточка № 2 Назвать задачи развития речи детей дошкольного возраста |
Задание 2.
Карточка № 1 Каковы задачи словарной работы? Каковы задачи по развитию звуковой культуры речи? |
Карточка № 2 Каковы задачи по формированию грамматического строя речи? Каковы задачи по развитию связной речи? |
Задание 3. Конкурсы:
"Загадки-близнецы"
У русского народа есть много загадок об одних и тех же вещах, явлениях, предметах.
Попробуйте по описанию найти похожие загадки в левом и правом столбиках и дать правильный ответ.
Карточка № 1 | |
1.
2.
3.
4.
5.
6.
|
1.
2.
3.
4.
5. Кто молча учит и говорит? 6.
|
Карточка № 2 | |
1.
2.
3.
4.
5.
6.
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
|
"Загадки со всего света"
У каждого народа свои загадки. Но все они о том, что нас окружает. Попробуйте для каждой иностранной загадки отыскать русскую и дайте ответ.
Карточка № 1 | |
Иностранные загадки | Русские загадки |
1.
2. Что может подарить любому прохожему даже нищий. 3. Днем стекло разбито, а за день вставлено. 4. У какого когтистого зверя следы без когтей. 5.
6.
|
1.
2. Когда звезды могут светить в озере. 3. В шубе летом, а зимой раздеты. 4.
5.
6.
|
Карточка № 2 | |
Иностранные загадки | Русские загадки |
1.
2.
3.
4.
5.
6.
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
|
Задание 4.
Карточка № 1 Дать определения: Что такое: Развитие речи? Диалог? Подобрать тексту соответствующее определение: - это специальный текст, который зачинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий. |
Карточка № 2 Дать определения: Что такое: Монолог? Рассуждение? Подобрать тексту соответствующее определение: - это сюжет, развертывающийся во времени и в логической последовательности. Основное назначение - передать развитие действия или состояния предмета, которое включает следующие друг за другом события, сценки, картины. |
Разминка.
- "Найдите лишнюю пословицу".
- "Найдите пару"
Каждая команда получает карточку с заданием.
Карточка №1 "Найдите лишнюю пословицу"
|
Карточка№2 "Найдите пары пословиц"
|
Конкурс капитанов.
Ведущий предлагает поиграть в умную игру для взрослых. В нее еще двести лет назад играли в литературных салонах, и с тех пор принцип решения этих задач не изменился. Правила: надо, анализируя описанную ситуацию, задавать ведущему вопросы, на которые он будет отвечать лишь "ДА" и "НЕТ".
(Задавая вопросы и получая на них ответы, надо отбрасывать ненужную информацию и выстраивать логическую цепочку, основываясь на правильных ответах.)
Капитаны команд получают карточки с заданиями
и ответами. Друг другу они
задают задания.
Карточка № 1
1. Авария в лифте. Застряли четыре человека. Трое расстроены, а один доволен.
Ответ: Доволен двоечник: не попадет в школу.
(возможны варианты)
2. Он ходил, но обувь не снашивал. Я решил ему помочь, но сделал только хуже: теперь он даже с моей помощью не может ходить.
Ответ: Будильник.
3. Чем сильнее его бьют по нужному местe, тем он лучше выполняет свою функцию.
Ответ: Гвоздь.
4. Висит груша - нельзя скушать. Не лампочка.
Ответ: Елочная игрушка.
(возможны варианты)
5. Каждый день человек поднимается на пятый этаж пешком. Почему?
Ответ:
а) очень толстый - не входит в лифт;
б) нет лифта;
в) лифт не работает;
г) не хочет и т.д.
Карточка № 2
1. Стоит "это". Идет мимо "этого" старуха и говорит: "Баба Яга".
Идет солдат, посмотрел на "это", и говорит: "Наполеон".
Идет девушка, посмотрела и говорит: "Василиса Прекрасная". Что это?
Ответ: Зеркало.
2. Сильные удары, крики, мелодичный звон и : тишина. Что случилось?
Ответ: Встреча Нового года.
3. Интервью с близкими:
- Вы братья?
- Да.
- Родились в один день?
- Да.
- Вы двойняшки?
- Нет,
- Почему?
Ответ: Это тройняшки.
4. Девочка, которая допрыгалась. Кто это?
Ответ: Снегурочка.
5. Кто заболел, а лечили его мороженым?
Ответ: Дед Мороз из мультфильма
"Дед Мороз и лето"
II часть (практическая)
"Презентация" пособий, игр, игрушек по развитию речи.
Каждая команда представляет изготовленное пособие, кратко рассказывая о том, где и как оно может быть использовано.
III часть (практическая) Игра "Лжезагадки"
"Лжезагадка" - это такая загадка, которая так или иначе уже содержит в себе ответ. В ней речь идет не о том, чтобы, собственно, "отгадывать", а о том, чтобы сосредоточить внимание на стишке, чутко уловить каждый составляющий его звук.
1. На край Курска пойдешь, что найдешь?
2. Как написать "сухая трава" четырьмя буквами?
3. Без чего хлеб не испечешь?
4. В небе есть, в земле нет. В бабе две, в мужике ни одной нет.
5. Когда у человека бывает столько глаз, сколько дней в году?
6. Что остается в коробке, если спички вынешь?
7. Чем до неба докинешь?
8. У человека одно, у ворона два, у медведя нет ни одного.
9. Два мальчика и девочка шли домой под одним зонтом, но ни кто из них не промок. Почему?
10. Что сушит, когда мокнет?
11. Когда 2 и 2 бывают больше четырех?
12. Кто быстрее плавает: утенок или цыпленок?
Ответы:
1. Буква "А". 2. Сено. 3. Без корки. 4. Буква "Б". 5. 2 января. 6. Дно. 7. Взгляд. 8. Буква "О". 9. Потому что не было дождя. 10. Полотенце. 11. Когда из них составлено 22. 12. Цыпленок не умеет плавать.
I V часть. Жюри подводит итоги.
Список использованной литературы.
1. Д. Родари "Грамматика фантазии", М., Прогресс, 1990.
2. Синицина Е.И. Умные загадки. Серия "Через игру - к совершенству: М.: "Лист",1999.
3. 500 скороговорок, пословиц, поговорок / сост. И.А. Мазин. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
4. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Академия, 1998.