Итоговое фронтальное занятие по математике в подготовительной к школе группе "В гостях у клоунов Васи и Гоши"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание

  • закрепить знания детей по временным представлениям (дни недели, количество месяцев в году, времена года);
  • учить детей видеть сходство и отличие между картинками, развивать наблюдательность;
  • учить различать аналогичные предметы по величине;
  • закрепить понятия "верхний", "средний", "нижний", "большой", "маленький";
  • закреплять умение детей соотносить количество предметов с цифрой;
  • упражнять детей в умении составлять целое из частей;
  • развивать наблюдательность и счет до десяти;
  • продолжать учить детей сопоставлять и сравнивать две группы геометрических фигур, находить отличительные признаки;
  • упражнять в умении детей сопоставлять группы фигур и сравнивать их;
  • продолжать формировать умение детей работать в малых группах.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, карточки с заданиями, кубики, билеты, матрёшки.

Персонажи: клоун Вася, клоун Гоша.

Ход занятия

Дети под музыку заходят в зал и садятся согласно билетам за столы.

Входит клоун Вася под мышкой держит сундук:

- Здравствуйте дети! Какой у меня не послушный сундук. Хочу его открыть, а он не открывается. Сундук открывайся по моему приказу! Кому говорю, открывайся.

Входит клоун Гоша:

- Здравствуйте дети! Вася ты чего это кричишь? И почему это ты такой не веселый?

Клоун Вася:

- А я не кричу, я сундук открываю.

Клоун Гоша:

- А как ты его открываешь?

Клоун Вася:

- Как? Как? Вот так! "Сундук открывайся быстро, кому говорю" (кулаком бьет по сундуку, ударяет руку):

- "Ой, ой, ой! Ах ты, деревяшка негодная"

Клоун Гоша:

- А откуда у тебя этот сундук?

Клоун Вася:

- Дедушка из деревни прислал. И заколдовал его, пока на вопросы не отвечу, сундук не откроется.

Клоун Гоша:

- Ну-ка покажи вопросы:. Да вопросы, конечно, сложные.

Клоун Вася:

- И я говорю, что сундук придется обратно отсылать.

Гоша думает, чешет затылок и говорит:

- А я, кажется, знаю, кто нам поможет открыть сундук.

Клоун Вася:

- Кто?

Клоун Гоша:

- Ребята! Ребята, а вы умеете на вопросы отвечать?

Дети:

- Да.

Клоун Вася:

- А если отвечать будут ребята, значит, и гостинцы придется им отдавать, да?

Клоун Гоша:

- Да, я думаю, придется, но не обратно же сундук отправлять?

Клоун Вася:

- Ладно, я согласен.

Клоун Гоша:

- Сколько здесь много ребят. Давайте устроим соревнование. А для этого разделимся на две команды (дети по желанию делятся на две команды). Каждая команда придумает своё название. Какая из команд внимательнее, смекалистее и быстрее будет отвечать на вопросы - та команда и выиграет.

Дети придумывают названия командам.

Клоун Гоша:

- Если названия придумали, выберите в своих командах капитанов.

Дети в своих подгруппах выбирают капитанов.

Клоун Гоша:

- Первые вопросы для капитанов. Если капитан одной команды неправильно дает ответ, тогда отвечает капитан второй команды.

Вопросы:

1.Сколько дней в неделе?

2.Назови третий день недели.

3.Назови самые теплые месяцы.

4.Сколько времен года вы знаете?

5.Сколько солнышек на небе?

6.Назови пятый день недели.

7.Сколько месяцев в году?

8.Назови осенние месяцы.

9.Как называется геометрическая фигура без углов?

10.У какой геометрической фигуры меньше всех углов?

Клоун Вася:

Мы вопросы прочитали,
Сундуку ответы дали,
Открывайся сундучок!

Под музыку открывается сундук.

Клоун Вася:

- А что же в сундуке? Гоша, а здесь письмо и что-то еще лежит.

Клоун Гоша:

- Давайте я его прочитаю.

Клоун Гоша читает письмо:

Ты немного попляши
И задания реши,
И ответы положи
В сундучок обратно.
И, сказав простое слово,
Только скажешь - все готово!
Если клоун, дорогой, в памяти пороется,
Это слово он припомнит,
И сундучок с подарками откроется.

Клоун Вася:

- А сейчас нам нужно решить задания. За каждый правильный ответ команда получает матрешку.

Задание 1. Д/игра "Найди отличия"

Клоун Гоша на мольберте показывает картинку:

Вот зайчишка у реки
Встал на задних лапах,
Перед ним снеговики
С метлами и в шапках.
Заяц смотрит, он притих,
Лишь морковку гложет.
Но, что разного у них
Он понять не может.

Получает матрешку команда, назвавшая больше отличий.

Дети выполняют задание.

Задание 2.Д/игра "Магазин игрушек".

Клоун Гоша показывает картинку с изображением игрушек расположенных на полках:

- На лесной опушке магазин открылся. Ребята, скажите мне, пожалуйста:

- какие игрушки стоят на верхней полке? (дети отвечают)

- какие игрушки стоят на средней полке? (дети отвечают)

- какие игрушки стоят на нижней полке? (дети отвечают)

Клоун Гоша меняет картинку:

- Один раз в магазин пришел кот и купил много игрушек для своих котят. Посмотрите внимательно на полки и назовите, какие игрушки купил кот? Какая из команд ответит правильно, та команда получит матрешку.

(Дети, обговаривая в командах, называют исчезнувшие с полок игрушки, называя при этом на какой полке они находились).

Клоун Гоша:

- В магазине каждый день выставлялись на полке одни и те же игрушки. На следующий день пришла в магазин мышка и купила игрушки для своих мышат.

Клоун Гоша показывает картинку.

- Какие игрушки купила мышка? Сколько по счету игрушек купила мышка? (ответы команд)

Клоун Гоша:

- Молодцы, получите матрешку.

Задание 3. Д/игра "Собери и назови правильно"

Клоун Вася раздает командам картинки с изображением овощей и фруктов:

- У нас в саду и огороде выросло много овощей и фруктов, около каждого овоща и фрукта стоит цифра. Одна команда собирает в корзинку слева цифры соответствующие овощам. Другая команда в корзинку справа собирает цифры соответствующие фруктам. Какая команда быстрее справится, возьмитесь за руки и поднимите их вверх.

Клоун Вася:

- Маша назови, в какую корзинку и какие цифры вы собрали?

Маша:

- Наша команда собрала фрукты в желтую корзинку под номерами 9, 1, 6, 12, 5, 3.

Клоун Вася:

- Миша назови, в какую корзинку и какие цифры собрали вы?

Миша:

- Наша команда собрала овощи в коричневую корзинку под номерами 2, 4, 10, 8, 11, 7.

(Команды получают матрешки).

Задание 4. Д/игра "Посчитай и подбери цифру"

Клоун Гоша показывает конверт:

- Дети вы умеете считать и подбирать цифры?

Дети:

- Да, умеем!

Клоун Гоша раздает командам конверты, в которых карточки с предметами:

- Сейчас мы это проверим. Какая из команд быстрее и правильно посчитает предметы и подберет соответствующую цифру, та и получит матрешку. (Дети в командах выполняют задание)

Клоун Вася:

- Ой, какие вы молодцы, ребята.

Клоун Вася (вспоминая первые слова из письма):

- А дедушка в письме написал:- "Сначала попляши". Нет, я плясать не умею.

Клоун Гоша:

- Дети, а вы умеете плясать? Спляшите, а то сундук не откроется.

Дети танцуют танец "Кремена" (болгарская народная мелодия)

Клоун Гоша:

- Как хорошо дети танцуют. Мы обязательно научимся танцевать. Правда, Вася?

Клоун Вася:

- Да, обязательно! Но какое там следующее задание?

Задание 5. "Реши задачу"

Клоун Гоша

- Дети, а вы задачи решать умеете? Я прочитаю вам задачу, вы её решаете в команде. Полученный ответ на кубиках найдите, кубик нам с Васей покажите. Какая из команд быстрее правильный ответ покажет, та команда и победила.

Ну-ка, сколько здесь ребят
На горке катается,
Трое в саночках сидят,
Двое дожидаются?

Четыре зайца шли из школы,
И вдруг на них напали пчелы.
Два зайчонка спаслись едва,
А сколько не успело?

Задание 6 Д/игра "Сложи целое из частей"

Клоун Вася показывает два конверта и читает в письме:

- "У нашего Андрюшки есть много игрушек, он их не бережет, бросает, вот они и рассыпались на части. Осколки я собрал и вам их отослал. Соберите осколки и вы узнаете, какие игрушки были у Андрюшки". Поможем дедушке собрать Андрюшкины игрушки? Какая команда быстрее соберет, та и получает матрешку. (Дети складывают части и получают целый предмет).

Клоун Вася:

- На сколько осколков разлетелась ваша игрушка?

Дети:

- На 8 частей.

Задание 7. "Назови соседей числа"

Клоун Гоша отдает командам картинки:

- Ребята, назовите "соседей" числа (5 и 9). За правильный ответ команда получает матрешку. (Дети в команде рассматривают и обговаривают пропущенные цифры).

Задание 8. Д/игра "Подбери геометрическую фигуру"

Клоун Вася показывает детям квадрат:

- Посмотрите на квадрат и скажите, какая геометрическая фигура и какого цвета пропущена в среднем и нижнем рядах? За правильный ответ команда получает матрешку.

 

Клоуны раздают командам квадраты с изображением геометрических фигур разного цвета. Дети, обговаривая в своих командах, подбирают геометрические фигуры.

Задание 9: Д/игра "Найди и назови парные картинки"

Клоун Гоша раздает командам картинки:

- Какие красивые картинки, нужно найти парные картинки и объяснить, почему вы считаете, что они парные. За правильный ответ команда получает матрешку.

Клоун Вася:

- Посчитайте сколько у вас матрешек?

(Каждая команда считает матрешки на своих столах, капитаны называют их количество).

Клоун Гоша:

- У какой команды больше матрешек?

Дети:

- Матрешек поровну.

Клоун Гоша:

- Раз матрешек оказалось поровну, значить победила дружба. Давайте споем песню про дружбу.

Песенка друзей. Музыка В. Герчик.

Клоун Вася радостно:

- Задания закончились, ура!

Смотрит на сундук и удивленно говорит: А сундучок с подарками не открывается. Почему?

Клоун Гоша:

- Нужно сказать какое-то слово, думаю, оно волшебное. Я не знаю волшебных слов. А ты знаешь, Вася, волшебные слова?

Клоун Вася:

- Нет, не знаю. Дети, а вы знаете, волшебное слово, которое может помочь открыть наш сундук?

Дети:

- Да.

Клоун Гоша:

- Назовите его.

Дети:

- Сундучок, пожалуйста, откройся!

Под музыку открывается сундучок с подарками.

Клоун Гоша:

- Ой, как здорово, спасибо вам ребята! А в сундучке вкусные конфеты! Теперь ребята, они ваши.

Клоуны угощают детей конфетами. Клоуны вместе:

Нас порадовать могли бы
Вы друзья на этот раз.
Если дружное спасибо,
Нам сказали вы сейчас.
До свидания, друзья!
До новых встреч!

Клоуны уходят.