Программное содержание
- закрепить знания детей по временным представлениям (дни недели, количество месяцев в году, времена года);
- учить детей видеть сходство и отличие между картинками, развивать наблюдательность;
- учить различать аналогичные предметы по величине;
- закрепить понятия "верхний", "средний", "нижний", "большой", "маленький";
- закреплять умение детей соотносить количество предметов с цифрой;
- упражнять детей в умении составлять целое из частей;
- развивать наблюдательность и счет до десяти;
- продолжать учить детей сопоставлять и сравнивать две группы геометрических фигур, находить отличительные признаки;
- упражнять в умении детей сопоставлять группы фигур и сравнивать их;
- продолжать формировать умение детей работать в малых группах.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, карточки с заданиями, кубики, билеты, матрёшки.
Персонажи: клоун Вася, клоун Гоша.
Ход занятия
Дети под музыку заходят в зал и садятся согласно билетам за столы.
Входит клоун Вася под мышкой держит сундук:
- Здравствуйте дети! Какой у меня не послушный сундук. Хочу его открыть, а он не открывается. Сундук открывайся по моему приказу! Кому говорю, открывайся.
Входит клоун Гоша:
- Здравствуйте дети! Вася ты чего это кричишь? И почему это ты такой не веселый?
Клоун Вася:
- А я не кричу, я сундук открываю.
Клоун Гоша:
- А как ты его открываешь?
Клоун Вася:
- Как? Как? Вот так! "Сундук открывайся быстро, кому говорю" (кулаком бьет по сундуку, ударяет руку):
- "Ой, ой, ой! Ах ты, деревяшка негодная"
Клоун Гоша:
- А откуда у тебя этот сундук?
Клоун Вася:
- Дедушка из деревни прислал. И заколдовал его, пока на вопросы не отвечу, сундук не откроется.
Клоун Гоша:
- Ну-ка покажи вопросы:. Да вопросы, конечно, сложные.
Клоун Вася:
- И я говорю, что сундук придется обратно отсылать.
Гоша думает, чешет затылок и говорит:
- А я, кажется, знаю, кто нам поможет открыть сундук.
Клоун Вася:
- Кто?
Клоун Гоша:
- Ребята! Ребята, а вы умеете на вопросы отвечать?
Дети:
- Да.
Клоун Вася:
- А если отвечать будут ребята, значит, и гостинцы придется им отдавать, да?
Клоун Гоша:
- Да, я думаю, придется, но не обратно же сундук отправлять?
Клоун Вася:
- Ладно, я согласен.
Клоун Гоша:
- Сколько здесь много ребят. Давайте устроим соревнование. А для этого разделимся на две команды (дети по желанию делятся на две команды). Каждая команда придумает своё название. Какая из команд внимательнее, смекалистее и быстрее будет отвечать на вопросы - та команда и выиграет.
Дети придумывают названия командам.
Клоун Гоша:
- Если названия придумали, выберите в своих командах капитанов.
Дети в своих подгруппах выбирают капитанов.
Клоун Гоша:
- Первые вопросы для капитанов. Если капитан одной команды неправильно дает ответ, тогда отвечает капитан второй команды.
Вопросы:
1.Сколько дней в неделе?
2.Назови третий день недели.
3.Назови самые теплые месяцы.
4.Сколько времен года вы знаете?
5.Сколько солнышек на небе?
6.Назови пятый день недели.
7.Сколько месяцев в году?
8.Назови осенние месяцы.
9.Как называется геометрическая фигура без углов?
10.У какой геометрической фигуры меньше всех углов?
Клоун Вася:
Мы вопросы прочитали,
Сундуку ответы дали,
Открывайся сундучок!
Под музыку открывается сундук.
Клоун Вася:
- А что же в сундуке? Гоша, а здесь письмо и что-то еще лежит.
Клоун Гоша:
- Давайте я его прочитаю.
Клоун Гоша читает письмо:
Ты немного попляши
И задания реши,
И ответы положи
В сундучок обратно.
И, сказав простое слово,
Только скажешь - все готово!
Если клоун, дорогой, в памяти пороется,
Это слово он припомнит,
И сундучок с подарками откроется.
Клоун Вася:
- А сейчас нам нужно решить задания. За каждый правильный ответ команда получает матрешку.
Задание 1. Д/игра "Найди отличия"
Клоун Гоша на мольберте показывает картинку:
Вот зайчишка у реки
Встал на задних лапах,
Перед ним снеговики
С метлами и в шапках.
Заяц смотрит, он притих,
Лишь морковку гложет.
Но, что разного у них
Он понять не может.
Получает матрешку команда, назвавшая больше отличий.
Дети выполняют задание.
Задание 2.Д/игра "Магазин игрушек".
Клоун Гоша показывает картинку с изображением игрушек расположенных на полках:
- На лесной опушке магазин открылся. Ребята, скажите мне, пожалуйста:
- какие игрушки стоят на верхней полке? (дети отвечают)
- какие игрушки стоят на средней полке? (дети отвечают)
- какие игрушки стоят на нижней полке? (дети отвечают)
Клоун Гоша меняет картинку:
- Один раз в магазин пришел кот и купил много игрушек для своих котят. Посмотрите внимательно на полки и назовите, какие игрушки купил кот? Какая из команд ответит правильно, та команда получит матрешку.
(Дети, обговаривая в командах, называют исчезнувшие с полок игрушки, называя при этом на какой полке они находились).
Клоун Гоша:
- В магазине каждый день выставлялись на полке одни и те же игрушки. На следующий день пришла в магазин мышка и купила игрушки для своих мышат.
Клоун Гоша показывает картинку.
- Какие игрушки купила мышка? Сколько по счету игрушек купила мышка? (ответы команд)
Клоун Гоша:
- Молодцы, получите матрешку.
Задание 3. Д/игра "Собери и назови правильно"
Клоун Вася раздает командам картинки с изображением овощей и фруктов:
- У нас в саду и огороде выросло много овощей и фруктов, около каждого овоща и фрукта стоит цифра. Одна команда собирает в корзинку слева цифры соответствующие овощам. Другая команда в корзинку справа собирает цифры соответствующие фруктам. Какая команда быстрее справится, возьмитесь за руки и поднимите их вверх.
Клоун Вася:
- Маша назови, в какую корзинку и какие цифры вы собрали?
Маша:
- Наша команда собрала фрукты в желтую корзинку под номерами 9, 1, 6, 12, 5, 3.
Клоун Вася:
- Миша назови, в какую корзинку и какие цифры собрали вы?
Миша:
- Наша команда собрала овощи в коричневую корзинку под номерами 2, 4, 10, 8, 11, 7.
(Команды получают матрешки).
Задание 4. Д/игра "Посчитай и подбери цифру"
Клоун Гоша показывает конверт:
- Дети вы умеете считать и подбирать цифры?
Дети:
- Да, умеем!
Клоун Гоша раздает командам конверты, в которых карточки с предметами:
- Сейчас мы это проверим. Какая из команд быстрее и правильно посчитает предметы и подберет соответствующую цифру, та и получит матрешку. (Дети в командах выполняют задание)
Клоун Вася:
- Ой, какие вы молодцы, ребята.
Клоун Вася (вспоминая первые слова из письма):
- А дедушка в письме написал:- "Сначала попляши". Нет, я плясать не умею.
Клоун Гоша:
- Дети, а вы умеете плясать? Спляшите, а то сундук не откроется.
Дети танцуют танец "Кремена" (болгарская народная мелодия)
Клоун Гоша:
- Как хорошо дети танцуют. Мы обязательно научимся танцевать. Правда, Вася?
Клоун Вася:
- Да, обязательно! Но какое там следующее задание?
Задание 5. "Реши задачу"
Клоун Гоша
- Дети, а вы задачи решать умеете? Я прочитаю вам задачу, вы её решаете в команде. Полученный ответ на кубиках найдите, кубик нам с Васей покажите. Какая из команд быстрее правильный ответ покажет, та команда и победила.
Ну-ка, сколько здесь ребят
На горке катается,
Трое в саночках сидят,
Двое дожидаются?Четыре зайца шли из школы,
И вдруг на них напали пчелы.
Два зайчонка спаслись едва,
А сколько не успело?
Задание 6 Д/игра "Сложи целое из частей"
Клоун Вася показывает два конверта и читает в письме:
- "У нашего Андрюшки есть много игрушек, он их не бережет, бросает, вот они и рассыпались на части. Осколки я собрал и вам их отослал. Соберите осколки и вы узнаете, какие игрушки были у Андрюшки". Поможем дедушке собрать Андрюшкины игрушки? Какая команда быстрее соберет, та и получает матрешку. (Дети складывают части и получают целый предмет).
Клоун Вася:
- На сколько осколков разлетелась ваша игрушка?
Дети:
- На 8 частей.
Задание 7. "Назови соседей числа"
Клоун Гоша отдает командам картинки:
- Ребята, назовите "соседей" числа (5 и 9). За правильный ответ команда получает матрешку. (Дети в команде рассматривают и обговаривают пропущенные цифры).
Задание 8. Д/игра "Подбери геометрическую фигуру"
Клоун Вася показывает детям квадрат:
- Посмотрите на квадрат и скажите, какая геометрическая фигура и какого цвета пропущена в среднем и нижнем рядах? За правильный ответ команда получает матрешку.
Клоуны раздают командам квадраты с изображением геометрических фигур разного цвета. Дети, обговаривая в своих командах, подбирают геометрические фигуры.
Задание 9: Д/игра "Найди и назови парные картинки"
Клоун Гоша раздает командам картинки:
- Какие красивые картинки, нужно найти парные картинки и объяснить, почему вы считаете, что они парные. За правильный ответ команда получает матрешку.
Клоун Вася:
- Посчитайте сколько у вас матрешек?
(Каждая команда считает матрешки на своих столах, капитаны называют их количество).
Клоун Гоша:
- У какой команды больше матрешек?
Дети:
- Матрешек поровну.
Клоун Гоша:
- Раз матрешек оказалось поровну, значить победила дружба. Давайте споем песню про дружбу.
Песенка друзей. Музыка В. Герчик.
Клоун Вася радостно:
- Задания закончились, ура!
Смотрит на сундук и удивленно говорит: А сундучок с подарками не открывается. Почему?
Клоун Гоша:
- Нужно сказать какое-то слово, думаю, оно волшебное. Я не знаю волшебных слов. А ты знаешь, Вася, волшебные слова?
Клоун Вася:
- Нет, не знаю. Дети, а вы знаете, волшебное слово, которое может помочь открыть наш сундук?
Дети:
- Да.
Клоун Гоша:
- Назовите его.
Дети:
- Сундучок, пожалуйста, откройся!
Под музыку открывается сундучок с подарками.
Клоун Гоша:
- Ой, как здорово, спасибо вам ребята! А в сундучке вкусные конфеты! Теперь ребята, они ваши.
Клоуны угощают детей конфетами. Клоуны вместе:
Нас порадовать могли бы
Вы друзья на этот раз.
Если дружное спасибо,
Нам сказали вы сейчас.
До свидания, друзья!
До новых встреч!
Клоуны уходят.