Цели урока:
- Образовательные:
- изучить свойства умножения и деления степеней с одинаковым основанием,
- научить применять их в вычислениях,
- сформировать умение применять их в преобразовании выражений.
- Развивающие:
- развить у учащихся умение анализировать,
- развить умение обобщать и делать выводы,
- развитие навыков работы с учебником, справочными материалами.
- Воспитательные: воспитывать внимательность, самостоятельность в работе, настойчивость.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
На доске с обратной стороны приготовлено решение №551(а, б), №556. Учащиеся сравнивают своё решение с решением на доске, если есть вопросы, то задание комментируем.
3. Устный счет.
Вычислите: 33; -25; 52; (-10)4; 112; (-4)2.
Найдите ошибки:
5 · 5 · 5 · 5=45
(-3)2= - 3 · 3 = - 9
6 · 6 ∙ 6 = 63
-2 ∙ (-2) ∙ (-2) ∙ (-2) = (-2)4
71 = 1
07 = 0
4. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы будем изучать свойства степени с натуральными показателями, а именно умножение и деление степеней. (Учащиеся записывают тему урока).
- Какую цель мы можем поставить перед собой на уроке? (Учащиеся обсуждают цель урока в парах, затем озвучивают).
Работу организую в парах. Перед учащимися ставиться проблема, как найти произведение степеней? Каждая пара получает задание на карточке.
32 · 34 =
24 · 23 =
4 · 45 =
Если некоторые пары учащихся затрудняются с решением, то они получают подсказку (воспользоваться определением степени). В результате ученики получают следующие выражения.
32 · 34 = 3 · 3 · 3 · 3 · 3 · 3 = 36
24 · 23 = 2 · 2 · 2 ·2 · 2 · 2 · 2 = 27
4 · 45 = 4 · 4 · 4 · 4 · 4 · 4 = 46
– Какие результаты вы получили? Подчеркните начало выражения и его конечный результат.
– Что интересного вы заметили?
Анализируя результаты наблюдений, учащиеся формулируют свойство умножения степеней. Пары предлагают свои варианты формулировки свойства. После совместного обсуждения выбирается наилучший вариант. К доске вызываю по желанию ученика доказать это свойство для любого числа а и натуральных степеней m и n.
5. Работа с книгой.
- Откройте учебник на странице 80 и прочитайте теорему 1. Сравните полученную формулировку с предложенной в учебнике. Итак первое открытие у вас состоялось. Вы смогли доказать свойство умножения степеней. На странице 81 прочитайте и обсудите в паре доказательство теоремы 2. свойство деления степеней с натуральными показателями.
6. Закрепление.
Упражнения: №559 (устно),№573 (устно). Опрос фронтально.
№559.
а) x2 · х3 = х5
б) у6 · у4 = у10
в) z5 · z12 = z17
г) t10 · t24 = t34
№573.
а) х7 ׃ х4 = х3
б) у16 ׃ у12 = у4
в) z18 ׃ z = z17
г) m28 ׃ m27 = m
№568 решают у доски два ученика (первый решает (а; б), а второй (в; г)).
а) 25 ∙ 24 = 29 = 512
б) 33 · 32 = 35 = 243
в) 72 · 7 = 73 = 343
г) 9 · 92 = 93 = 729
№576 решение с места комментируют учащиеся по «цепочке»
а) 1013 ׃ 108 = 105 =100000
б) 1217 ׃ 1216 = 12
в) (- 324)3 ׃ (- 324)2 = - 324
г) (0,751)27 ׃ (0,751)26 = 0,751
7. Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой. Каждый получает сдвоенную карточку с копировкой. Один листочек сдаётся на проверку (для выявления того, как ученики усвоили тему на первом этапе), а другой остаётся для самопроверки и самооценки (учащиеся проверяя свою работу учатся следить за своим вниманием и учатся оценивать свой результат труда). Правильное решение и ответы показываются с закрытой части доски или с помощью проектора.
1 вариант |
2 вариант |
u15· u23 ·u ∙ u7= u15+23+1+7 = u46 |
v2 ∙v9 ∙ v4 ∙ v = v2+9+4+1= v16 |
r4 ·r12 · r51 = r4+12+51 =r67 |
q13 ·q8 ∙q7 ·q21 = q13+8+7+21= q49 |
a12 ׃ a10 ׃ a = a12-10-1 = a1 =a |
c3 ׃ c ׃ c = c3-1-1 = c1 = c |
b45 ׃ b15 ׃ b29 = b45-15-29 = b1 = b |
d43 ׃ d14 ׃ d5 = d43-14-5 = d24 |
(a - b)3 · (a - b)2 = (a - b)3+2= (a - b)5 |
(c + d)7 ׃ (c + d)4 = (c + d)7-4 = (c + d)3 |
8. Задание на дом.
По учебнику Мордковича (часть 1) учим формулировки теоремы 1 и теоремы 2, 17;по задачнику (часть 2) решаем №563 (а, б), №575 (а, б).
9. Итог урока.
- Какие свойства мы изучили на уроке?
- Как следует выполнять умножение степеней?
- Как следует выполнять деление степеней?
10.Средства обучения: А. Г. Мордкович учебник (две части); дидактические материалы.