Цель:
- воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру.
- развитие познавательной деятельности, образного, творческого мышления;
- приобщение к истокам народной культуры.
ПЛАН
работы факультатива
№ | Этап | Задачи | Тема | Содержание | Кол. час. |
1 | Подготовительный | – Вызывать эмоциональный отклик
на увиденное; – Прививать навыки внимательного рассматривания предлагаемого объекта; слушать и слышать взрослого; – Развивать у детей интерес к миру природы |
Голубая планета – Земля | Рассказ воспитателя “Планета Земля” | 1 |
Загадывание загадок: – По чему мы ходим? (По земле.) – Чем пахнет земля? Назовите эти запахи. – Как звучит земля? Изобразите эти звуки. – Какого цвета наша земля? Назовите. |
|||||
Рассматривание иллюстраций, фотографий
разных видом земли (Тверди), земного шара. Беседа
– обсуждение увиденного с использование слов: Твердь земная – земля, суша, толща, материк. Твердь небесная – весь видимый нами, безграничный простор вокруг земли; небо; небесный свод. |
|||||
Под музыку дети рисуют то, что им понравилось | |||||
“Сказка про лежач – камень, под который вода не течет” | Рассказ воспитателя “Камни в природе” | 1 | |||
Чтение “Сказки про лежач–камень, под который вода не течет”. Беседа о прочитанном. | |||||
Игра “Большой – маленький” | |||||
Рисование иллюстраций к сказке. Создание мини – книжки “Сказки про лежач –камень, под который вода не течет” | |||||
2 | Знакомимся с городским музеем | – Дать первоначальные
представления о музее, где хранятся интересные и
красивые вещи; – Помочь детям освоиться в музейном пространстве; – Прививать навыки поведения в музее; – Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик; – Дать общее представление о музее и коллекции; – Дать понятие о том, что хранится в музее. |
Первая встреча | Экскурсия. Внимание детей акцентируется на предметах, представленных на выставке. Используются слова: экскурсовод, выставка, коллекция, музей, история и т.д. Проводится фотосъемка. | 1 |
Педагог беседует с детьми об увиденном. В совместной деятельности воспитатель и дети оформляют фотовыставку “Экскурсия в музей”. | |||||
Домашнее задание для родителей: посетить музей и предложить детям рассказать то, что они узнали. | |||||
Вторая встреча | Экскурсия. Внимание детей
акцентируется на коллекции камней. Дети описывают их, высказывают свое эмоциональное отношение к камням, к музею. |
1 | |||
Педагог беседует с детьми об увиденном и предлагает создать в группе “Музей камней”. | |||||
Домашнее задание для родителей: подобрать и принести камни, картинки, иллюстрации, фотографии для музея. | |||||
3 |
Музей камней | – Формирование системных
представлений об окружающем мире (основы научных
и художественных знаний); – Развитие способности целенаправленно наблюдать, исследовать; – Формирование умения и навыков вести беседу, уважительно относиться к собеседнику; – Выработка навыков социальной культуры (поведение в обществе) |
Наш музей | Создание коллекции камней: подготовка (очистка, шлифовка, обработка); изготовление коробок (для хранения и выставки). | 2 |
Царство камней | Рассказ воспитателя “Путешествие вглубь Земли”. Использование слов: геологи, полезные ископаемые, природный газ, уголь, нефть, золото, серебро, мел, алмазы, мрамор, соль и т.д. | 4 | |||
Экспериментальная деятельность (свойства камня): “Почему говорят крепкий как камень?” | |||||
Домашнее задание для родителей: рассмотреть иллюстрации и обсудить информацию из детской энциклопедии на тему “Внутри Земли” | |||||
Загадывание загадок о полезных
ископаемых: – Неказист с виду клад, а народ ему рад, Из земли подымится – за все работы примется. (нефть, уголь, газ) – В воде родится, а воды боится. (Соль.) – Без чего обед не вкусный? (Без соли.) |
|||||
Игра “Мы геологи”. Найти по карте
спрятанные полезные ископаемые. Из найденных полезных ископаемых (во время игры) создается мини-коллекция. |
|||||
Профессии шахтер, газодобытчик | Рассказ воспитателя “Как добывают полезные ископаемые?”. Воспитатель делает акцент на профессиях: геолог, бурильщик, шахтер, газодобытчик. Использование слов: скважина, трубопровод, цистерна, буровые вышки и т.д. | 3 | |||
Рассказ папы (работающего на газовом промысле) о своей профессии. Просмотр фотографий, слайдов. Прослушивание песен о профессии газодобытчик. | |||||
Конструирование из строительного материала “Газопровод”. Обыгрывание постройки в сюжетно – ролевой игре “Мы добываем газ”. | |||||
Как появляются горы | Беседа “Как появляются горы?” | 3 | |||
Экспериментальная деятельность: – “Горный рельеф”. (Накрыть платком ладонь. Платок – это земная кора. Пошевелить пальцами, согнуть их – “земная кора” приходит в движение и т.д.) – “Извержение вулкана” (зготовление макета вулкана и проведение опыта). Обсуждение и зарисовка опытов. |
|||||
Домашнее задание для родителей: просмотр детской энциклопедической литературы по теме. Обсуждение | |||||
Царство минералов | Беседа “Кладовая Земли”. Дать представление о том, что минеральное царство является частью окружающего мира. | 3 | |||
Чтение “Сказки об угольке” (“Мир вокруг нас” с.69). Обсуждение. | |||||
Экспериментальная деятельность: Каким камнем лучше всего рисовать на асфальте (мел, уголь, графит)? | |||||
Фотовыставка “Рисунки на асфальте” | |||||
Сказки Бажова | Просмотр мультфильма “Хозяйка Медной горы”. Беседа о пользе и красоте минералов. | 5 | |||
Экспериментальная деятельность: Рассматривание через лупу камней с различными рисунками. Описать “кто что видит” (кристаллики, трещинки, узоры и т.д.) | |||||
Рассматривание иллюстраций на темы: “Драгоценные камни” и “Драгоценные камни в украшениях” | |||||
Чтение сказки “О Даниле – мастере”. | |||||
Беседа о том, что люди, создающие красоту, называются мастерами. | |||||
Домашнее задание для детей и родителей: Рисование на камнях. Оформление выставки “Красота камня”. | |||||
4 |
Заключительный | – Создание условий для развития естественно – научных представлений у детей в ДОУ | Мы экскурсоводы | Проведение экскурсий по музею камней. | 4 |
Рассказы детей о Царстве минералов | |||||
Оформление мини – энциклопедии “Мир камней” для детей детского сада | |||||
Театрализованное представление по мотивам сказок Бажова “Каменный цветок” | |||||
ВСЕГО | 28 |