Цели и задачи:
- В игровой форме проверить и закрепить ранее полученные знания об олонхо по темам: “Якутский эпос олонхо”, “Покровитель лошадей Джесегей Айыы”, “Герои олонхо”, “Олонхо. Срединный мир”, “Три мира олонхо”, “Нижний мир”, “Верхний мир олонхо”.
- Расширить познания детей о Вселенной - Верхнем мире, Срединном мире, Нижнем мире, о героях олонхо, населяющих Верхний мир, Срединный мир, Нижний мир.
- При помощи предлагаемых перед игровым туром вопросов провести фронтальную проверку знания.
- Способствовать дальнейшему формированию нравственных понятий как доброта, взаимопомощь, благодарность, любовь к родителям.
- Развивать познавательный интерес у детей к эпосу олонхо.
- Оказание помощи ребенку в развитии творческого потенциала народа cаха, склонностей, способностей, помощь в якутском самоопределении, самореализации в семье, школе, окружающем мире.
Оборудование: Юла, буквы из разрезной азбуки, картины, изображения, рисунки учащихся трех миров, героев олонхо, карточки с подсказками, ручки, бумаги, якутские узоры Иэйиэхсит богини Верхнего мира (за правильный ответ), призы.
Подготовительная работа:
- Подготовить буквы на магнитной основе.
- Подготовить вопросы для игроков и зрителей.
- Подготовить призы для игроков.
- Подготовить игру “Поле чудес” (юла).
Ход мероприятия
I. Беседа
– Сегодня у нас необычный урок, а
урок-игра “Поле чудес”, посвященная к теме
олонхо. Олонхо – это древняя былинная история народа саха о героических подвигах. Нам нужно выбрать первую тройку игроков. Участниками первого тура станут те, которые правильно ответят на три вопроса. Вопросы:
|
Богатыри
Дети, ответившие на эти вопросы, становятся участниками первого тура.
Тур 1. “Житьё-бытьё Срединного мира”
Задание: Напиток этот вкусен и полезен, содержит много витаминов С, Р, В, обладает чудодействием, исцеляет, очищает организм, дает энергию. В те далекие времена называли напиток “живой водой” (кумыс – национальный напиток народа саха)
Первый игрок вращает юлу. Если названной буквы в слове нет, то право следующего хода переходит к другому игроку, пока не разгадывают слово. Если игрок подряд правильно угадывает три буквы, то выносят два чорона, в одном из них находится приз. Чорон – это деревянная посуда для питья кумыса. Игрок, угадавший слово, выходит в финал, получает узор “Иэйиэхсит”. Все игроки получают приз.
Вопросы для участников второго тура:
- Как зовут творца мира? – Юрюнг Айыы Тойон – творец мира.
- Чему учат олонхо? – Олонхо учили отличать добро и зло. Олонхо учит быть добрым, побеждать зло, быть благодарным, помогать друг другу, уважать слабых, пожилых. Любить своих родных и Родину, чтобы дети с малых лет учились жить.
- Как называют человека, который исполняет олонхо? – Олонхосутами. Они очень талантливые, яркие люди. Обычно они в те далекие времена были простыми бедными крестьянами – скотоводами. А в наше время талантливейших олонхосутов много. Мы тоже учимся с раннего детства подражать и сказать олонхо. В I классе в районном фестивале олонхо всем коллективом стали призерами фестиваля, а Маша Трофимова заняла IV место. Она знает олонхо Сергея Васильева “Эрчимэн Бэргэн” и сказывает наизусть 145 слов олонхо.
Тур 2. “Герои олонхо”
Задание: Где жили Нюргун и Айтал – Куо? – в Верхнем мире
Подсказка: Так описывается их страна. Там царили спокойствие, богатство, гармония.
Игрок, угадавший слово, становится участником финала и ему вручается узор “Иэйиэхсит”. Все участники второго тура награждаются призами.
Вопросы для участников третьего тура:
- Как описывается Земля, в которой жили древние якуты?
- Дополните отрывок: Добрый конь так и радовался … своего хозяина, что побежал еще быстрее. (Новой победе.)
- Задание: Отгадайте кроссворд (вывешивается кроссворд на формате А3)
- Нюргун – он славный богатырь, стремительный – быстрый, ловкий. А как переводится богатырь? (Боотур.)
- Как звали сестру Нюргуна? (Айтал-Куо.)
- Место для привязывания лошадей у древних якутов? (Коновязь.)
- Как называют Гнедого коня Нюргун? (Скакун.)
- Как звали хозяина болота? (Ап Хара.)
- Как называют людей, которые благодарят за добро, помощь? (Благодарные.)
Тур 3. “Красавица Земля”
Задание: Поднявшись на высоту птичьего полета, мы увидим родные места наших героев олонхо. Он лежит в самом центре Срединного мира. Такой широкий, что грозный, быстрокрылый сокол, летит изо всех сил, за тридцать дней не может долететь с одного края на другой.
Подсказка: Его окаймляют зеленые леса. Шелест шелковистых берез ублажает слух. С небес льется пение жаворонка. В лесах полно дичи. В озерах серебрится крутобоковая рыба. Не надышишься медовым пьянящим воздухом. (алас)
Игрок, угадавший слово, становится участником финала и получает узор “Иэйиэхсит”. Все игроки получают призы.
Финал
Задание: Олонхо является вершинным достижением фольклорной классики народа саха. В одном олонхо содержится от десяти до нескольких тысяч слов в определенном порядке.
Подсказка: Певец олонхо знал их и сказывал наизусть целыми ночами. Современная наука еще не раскрыла секрета записи такого огромного количества информации в мозге человека – биоматериале. Этим будут заниматься науки будущего, кибернетика и биогенные технологии. Итак, в одном олонхо содержится от десяти до скольки тысяч слов? (До ста.)
Финалист награждается призом.
В итоге изучения данной программы учащиеся выполняют проектные работы. Например, доклад ученика 2-го класса Иванова Лёвы на тему “Жаворонок” (см. Приложение) выполнен с целью изучения темы “Животный мир Срединного мира”, занял призовое место в Чугуновских региональных чтениях.