Педагоги нашего дошкольного образовательного учреждения внедряют в воспитательно-образовательный процесс программу “Воспитательный диалог” М.В.Телегина. Это одна из первых в современной России программ, ориентированных на развитие мировоззренческих представлений, формирование логических, рефлексивных, творческих компонентов мышления старших дошкольников.
Цель: создание психолого- педагогических условий для развития мировоззренческих представлений на слово “настоящее”; формировать у детей обобщенные представления, связанные с этим словом; учить детей отвечать на абстрактные вопросы.
Ход занятия
Воспитатель: Что означает слово “понарошку”? (Не по-настоящему, в шутку.)
Воспитатель предлагает поиграть детям в игру “На самом деле или понарошку”
– Если то, что я вам скажу, происходит на самом деле, то вы делаете шаг вперед, если понарошку – то вы стоите на месте.
– вы обижаетесь, когда вас обзывают?
– вы радуетесь, когда вас хвалят?
– вы отправляетесь в путешествие на игрушечном автомобиле?
– вы можете побороть великана?
– вы можете летать, как птица?
– вы ходите в детский сад?
– вы укладываете свою куклу спать?
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с заданиями. А сейчас хочу рассказать вам следующую историю про Свету и её куклу Милу: “Это было в среду. Сразу после обеда. Я Миле надела платье блестящее.
– Что ты с ней возишься, она не настоящая!
От обиды не знаю, что сказать. Начинаю часто-часто моргать. Поправила на Миле платье блестящее. Брат повторил: “Она не настоящая!”. По моей щеке бежала слеза. Смотрю на куклу, в ее голубые глаза. “Не обижайся на брата, не плачь, найди в себе силы”, - слышу я в голове голос Милы.
Вам понравилась эта история? Хотите прослушать её еще раз? (воспитатель читает историю еще раз). После того как дети прослушали рассказ, воспитатель задает вопросы по тексту.
– Почему Света заплакала? (Ответы детей: её обидел брат, брат обозвал куклу Милу не настоящей, игрушечной.)
– Давайте поучаствуем в споре Светы и её брата.
– Кукла Мила настоящая, почему? (Положительные ответы детей, у неё есть руки, ноги, тело, она способна говорить, общаться со Светой.).
– Кукла Мила настоящая, почему? (Отрицательные ответы детей на самом деле, по-настоящему Мила говорить не умеет. Она только в Светиных мыслях говорит, а Светин брат её не слышит.)
Если Мила не настоящая, то как Свете удавалось общаться с ней? (Понарошку, мысленно, в своем воображении.)
Когда все ответы и доводы детей выслушаны, воспитатель предлагает детям ответить на вопрос: а что же такое “настоящее”? Как дети понимают это слово? (Ответы детей это дома, это мы, это игрушки, цветы вокруг нас.)
Воспитатель (направляет детей на обобщение своих представлений): Ребята, почему такие разные, не похожие предметы вы назвали одним словом “настоящее”?
Создалась проблемная ситуация. Сначала в результате обсуждения дети пришли к такому выводу: “Настоящее – то, что создано человеком”. Но кто-то вспомнил про солнце, деревья, горы. После этого дети пришли к мысли: “Настоящее- это то, что можно потрогать, увидеть, лизнуть, в общем, как-то почувствовать”
Воспитатель: Чем человек думает? (Ответы детей мозгами, умом).
– В какой части тела находится ум? (Ответы детей в голове, в черепе.)
– А можно ли потрогать мысль? (Нет, ведь мысли это не настоящее.)
– Может ли наш разум побывать там, где не может побывать тело? Как это удается? (Во сне, в фантазиях, в мечтах.)
Упражнение “Где настоящее?”: какой цветок является настоящим; показанный по телевизору; приснившийся тебе; растущий в лесу, тот о котором ты подумал.
В конце занятия воспитатель подводит итог “О чем же мы сегодня с вами говорили? Так что же такое настоящее? Ненастоящее? (Таким образом, своеобразным итогом диалога стало развитие значений и смыслов, связанных со словом “настоящее”.)
Воспитатель: Спасибо!