Вопрос: как сделать ребенка добрее, отзывчивее беспокоит не одно поколение родителей? Один из возможных путей эмоционально-нравственного развития детей лежит через художественную литературу, т.к. искусство, литература – богатейший источник и побудитель чувств, переживаний, а именно высших чувств, специфически человеческих. Произведения устного народного творчества для ребенка не просто вымысел, фантазия – это особая реальность, реальность мира чувств. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и страдание, измена и коварство и т.п. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, “взрослыми”. Поэтому те “уроки”, которые даёт устное народное творчество – это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких. Для детей ни с чем не сравнимые уроки нравственности.
Слушая сказки, потешки, пестушки и др., дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Очень важно при этом создать условия, поле активной деятельности, в котором нашли бы свое применение чувства ребенка, испытанные им во время чтения художественной литературы, чтобы малыш мог содействовать, сочувствовать реально.
Примерное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста
Тема | Задачи | Литература | Сроки |
Знакомство с дошкольной
библиотекой в детском саду. Экскурсия в школьную библиотеку |
Познакомить ребят с библиотекой
в д/саду, с правилами пользования ею Учить детей беречь, ценить и любить книги. Воспитывать бережное отношение к книгам |
октябрь | |
2. Жили-были | |||
История о том, что было в самом начале пути инсценирование рус.нар. сказок (Теремок, Репка) | Учить детей разворачивать игру по сюжету сказки: развивать: творчество, самостоятельность, воображение, учить достаточно верно определять характер персонажа | Русские народные сказки | октябрь |
История о том, что такое плохо и что такое хорошо чтение ст. "Что такое хорошо и что такое плохо" | Продолжать учить положительно относиться к самым близким и к незнакомым людям: замечать радость или боль другого человека | В. Маяковский. "Что такое хорошо и что такое плохо" | октябрь |
Рассказывание сказки В.Катаева "Цветик-Семицветик | Уметь различать радость или боль другого человека понимать язык эмоций, чувств (по мимике,жестам, эмоциям) | Сказка В.Катаева "Цветик-Семицветик" | ноябрь |
Продолжение работы по сказке "Цветик-Семицветик" с использованием ручного труда (комплекс) | Познакомить с моральными чертами характера. Выделить и обсудить положительные и отрицательные черты характера у героя этой сказки. Закрепить навыки ручного труда во время изготовления цветика. | Сказка В.Катаева "Цветик-Семицветик" | ноябрь |
Рассказывание В.Осеевой "Сыновья" | Учить определять состояние другого человека, уметь доброжелательно относиться к своим друзьям. Воспитывать любовь и уважение к людям старшего поколения. Научить распознавать эмоции по пантомимике и интонациям голоса | В.Осеева "Сыновья" | ноябрь |
Чтение сказки А.Толстого "Топор" с использованием рисования (комплексное) | Повторить и закрепить правила поведения (помогать друг другу, уважать, понимать, жалеть, заступаться, уметь держать слово и т.д.) Воспитывать любовь к природе и всему прекрасному | Сказка А.Толстого "Топор" | ноябрь |
История о том, как выяснилось кто самая красивая. Нанайская сказка "Айога" | Учить детей осознавать значение дел и поступков героев, отличать внутреннюю красоту человека и внешнюю. Воспитывать любовь и уважение к родным. | Нанайская сказка "Айога" | декабрь |
История о том, как кукушка покинула гнездо. Рассказывание ненецкой сказки "Кукушка" | Учить детей быть более внимательными к проявлению добра и зла. Уметь выражать свое отношение к героям сказки. | Ненецкая казка "Кукушка" | декабрь |
Литературная викторина | Закрепить сказки, с которыми мы познакомились в разделе "Жили-были". Закрепить моральные черты характера: уметь определять положительные и отрицательные черты | С.М. Чемортан. "Литературные утреники в детском саду" | Декабрь |