Интегрированный урок музыки, окружающего мира и ИЗО

Разделы: Музыка


Введение

В связи с нехваткой мест в детских садах, во многих образовательных учреждениях были открыты группы кратковременного пребывания детей, не посещающих дошкольное учреждение. Для таких занятий педагогам школ приходится учитывать психологические и возрастные особенности детей и разрабатывать нестандартные занятия. У детей старшего дошкольного возраста эстетическое отношение к миру становится более осознанным и активным. Они уже в состоянии не только воспринимать красоту, но в какой-то мере создавать ее, их отличает также более высокий уровень развития музыкальных способностей. Они могут узнавать знакомые мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза). Умеют излагать свои чувства, мысли, эмоциональное восприятие и ощущения. Поют самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него. Выразительно и ритмично двигаются в соответствии с разнообразным характером музыки, передают в танце эмоционально-образное содержание. Самостоятельно инсценируют содержание песен, хороводов. Импровизируют игры-драматизации на темы знакомых сказок, движения разных персонажей под музыку соответствующего характера, действуют, не подражая, друг другу. Исполняют простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах по одному и небольшими группами.

В рисовании и лепке с натуры дети передают характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. Движения рук приобретают уверенность, становятся более координированными. Это дает возможность свободно использовать технические приемы рисования, лепки. Композиция рисунков, аппликации осложняется, замыслы становятся более устойчивыми, расширяются возможности использования материалов, которые ребенок выбирает. Он способен принимать на себя роль “художника”, “скульптора”, “мастера”.

В связи с тем, что ребёнок не может долго концентрировать внимание на чём – то одном, интегрированные занятия просто незаменимы и помогают педагогу поддерживать высокий интерес к своему предмету. Хочу представить пример такого занятия.

Тема: Птицы зимой.

Цель: Воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи:

  1. Дать сведения о том, как и какие птицы, живут зимой.
  2. Развивать художественные представления и вкус.
  3. Учить слушать музыку и правильно петь.
  4. Учить работать с эскизом и красками.

Необходимый материал: бумага для оригами, краски, кисти, металлофоны (на каждого ребёнка), нотный материал.

Зрительный ряд: Иллюстрации птиц на фоне зимних пейзажей, нарисованные ветки рябины на белом ватмане.

Музыкальный материал: М. Красёв, сл. А. Барто “В мороз”, С. Вольфензон “Воробьи на солнышке”, М. Шульгин “На ветке”, Л. Тиличеева, сл. Л. Дымовой “Снегири”.

Ход урока

Музыкальное приветствие.

Педагог музыки: Ребята, сейчас у нас зима, а зимой холодно и голодно не только лесным обитателям, но и птицам. А какие птицы остаются зимовать у нас в городе?

(Дети отвечают.)

– Правильно. А чем они питаются? Как чувствуют себя зимой?

(Ответы детей.)

– А сейчас, я вам исполню песню, которая называется “В мороз”.

(Исполняется песня М. Красёва, сл. А. Барто “В мороз”.)

– А теперь скажите, какой характер у этой песни, о чём в ней поётся?

(Ответы детей – жалобная, тихая, протяжная, нежная, поётся о воробьях, которым очень трудно и холодно зимой.)

– Ребята, а как мы можем помочь нашим маленьким воробушкам?

(Ответы детей – сделать кормушки, подкармливать и т.д.)

– А вот, что предлагает поэт А. Яшин в стихотворении “Покормите птиц”:

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна
Горсть одна –
И не страшна будет им зима…

– Весело станет нашим пернатым друзьям от такой заботы в морозный день, правда, ребята?

– А сейчас послушаем музыкальное произведение и дадим ему название.

(Исполняется пьеса С. Вольфензона “Воробьи на солнышке”.)

Ответы детей (музыка быстрая, лёгкая, отрывистая, игривая, это скачут птицы, придумывают название.)

– Посмотрите на доску – на ней нарисованы ветки очень красивого дерева (рябина). Кто знает, какая птица очень любит лакомиться ягодами рябины зимой? (Снегирь.)

– Правильно, это снегирь. Кто знает, как выглядит эта птица?

(Ответы детей.)

– Ребята, послушайте, как изображает снегиря композитор М. Шульгин “На ветке” (исполняется пьеса). Понравилась?

– Подойдите к нашим металлофонам – сейчас каждый из вас попробует сам сочинить небольшую пьесу о снегирях.

(Дети подходят к инструментам и сочиняют музыку.)

– А теперь мы выслушаем всех “авторов” музыки.

(Ребята проигрывают мелодии.)

– Спасибо, ребята! Вы молодцы! (15 мин.)

Педагог ИЗО: Ребята, вот как представила снегиря, поэт Е. Тараховская:

Кто-то стукнул к нам в окно
Тихо, еле- еле.
За окном темным-темно
От пурги-метели.
“Кто там? – я спросить хотел. –
И кого вам надо?”
Вдруг снежок к нам залетел
В форточку из сада.
Оказалось, он живой
С крыльями и головой!
Сел он к маме на плечо –
Запушенный, белый.
Догадались мы, о чём
Песенку запел он:
“Я влетел сюда не зря!
Приютите снегиря!”

– Ребята, отгадайте загадку.

Зимой на ветках яблоки
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (Снегири.)

– Перед вами висят изображения птиц, найдите среди них снегиря. Поднимите руку, кто нашел, а кто сможет выйти и показать где снегирь? (Ответы детей.)

– Ребята, кто знает почему их назвали снегири? (Ответы детей.) От какого слова они произошли? Кто из вас видел снегирей ? (Ответы детей.) Где вы видели их? (Ответы детей.)

– Ребята, а давайте покажем как снегири прыгают по снегу. (Показ детей.)

– Покажем как снегири машут крыльями. (Показ детей.)

– Какого цвета грудка у снегиря? (Ответы детей.) А какого цвета перья на головке, на крыльях, на хвосте? (Ответы детей.)

– У каждого из вас есть рисунок вырезанного снегиря только он белого цвета. Мы сегодня будем их раскрашивать – грудку красным цветом, а тело – черным но прежде чем начать работу, давайте вспомним правила, которые мы должны соблюдать на наших занятиях:

  • Кисточку промыть в воде, набрать краску нужного цвета.
  • Перед каждым новым цветом кисточку промываем в воде.
  • Работаем кончиком кисти, мазки в одном направление (15 мин).

Педагог музыки: Вы молодцы, ребята. У вас получились очень красивые и яркие снегири! А я предлагаю вам выучить песню “Снегири”. Послушайте и запоминайте. Разучивание песни и исполнение с металлофонами (5 мин).

Оформляется выставка детских работ – птицы приклеиваются на ватман с нарисованной веткой рябины.