Цели:
- Уточнить и расширить словарь по теме «Весна».
- Совершенствовать связную речь (составление рассказа при помощи мнемотаблицы).
- Учить отстукивать ритм в соответствии с текстом.
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Способствовать развитию мимических мышц.
- Учить снимать напряжение глаз.
- Закреплять умение самостоятельно выбирать изобразительный материал.
- Развивать воображение, творчество.
- Закреплять знания о перелетных птицах, уметь находить их по силуэтному изображению, называть и раскрашивать.
Оборудование:Набор одежды зимней и весенней; солнышко с лучами; мнемотаблица по теме «Весна»; письмо «весны»; солнышки с разным выражением лица; картина «Что перепутал художник?»; силуэты перелетных птиц; краски; цветные мелки и карандаши; музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
Логопед
– День сегодня необычный,
Удивить хочу я вас.
В путешествие большое
Мы оправимся сейчас.
– Вот послушайте стихотворение и отгадайте к кому в гости мы с вами отправимся:
Светает рано по утрам,
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад.
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?
Дети – Это весна.
Логопед – Правильно. Мы ребята, отправимся в гости к весне.
Ребята весело шагают
И ноги выше поднимают.
Поставят руки на бочок
И по тропинке – скок-поскок.
Смотри! Болото впереди!
По кочкам надо нам пройти.
Бежит тропинка через лес
И вьется, словно змейка
Попробуй быстро пробежать
И не упасть сумей-ка.
К весне ребята спешат,
Знакомым «Здравствуй» говорят.
(Звучит пение птиц)
– Вот и пришли мы в гости к весне. Вот ее дом (Стучит в дверь) ,ребята, никто не открывает нам дверь. Посмотрите, на двери висит письмо давайте, прочтем его.
Читает письмо: «Ребята, для того чтобы дверь открылась, вы должны выполнить мои задания. Весна»
Логопед - Ребята, весна нам приготовила задания, давайте, все выполним их.
1-е задание. Назовите приметы весны. (Дети перечисляют приметы весны: солнце светит ярче, тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы, на деревьях появляются почки, день становится длинней, а ночь короче, звенит капель, появляются первые цветы, висят сосульки и т.д.)
Логопед - Ребята, давайте представим, что мы с вами в резиновых сапогах, а вокруг много луж, пошлепаем по ним ногами.
2-е задание. Выберите весеннюю одежду для мальчика Саши.
Посмотрите, в сундучке лежит одежда. Давайте, разложим одежду на стульчики, на один стульчик положим зимнюю одежду, на другой весеннюю одежду. Каждый из вас возьмет по одному предмету и полным предложением скажет, какую вещь зимнюю или весеннюю он взял.
Какую одежду мы выбрали для Саши?
(Дети полным ответом по очереди) Для Саши мы выбрали весеннюю одежду.
Логопед - Ребята, смотрите, медведь просыпается после зимней спячки, пройдем тихонечко, чтобы не спугнуть его.
3-е задание. Развеселите солнышко. Посмотрите ребята, солнышко грустное. Как вы думаете, почему оно грустное?
Дети - У него нет лучиков.
Логопед - Покажите, мне как солнышко грустит. Ребята, что нужно сделать, чтобы солнышко стало веселым.
Дети - Привязать к нему лучики. (Привязывают нитками к солнышку лучики)
Логопед - Посмотрите, солнышко заулыбалось. Это оно вас благодарит, за то, что вы помогли ему. Какое солнышко стало веселое, покажите мне.
4-е задание. Поиграйте с солнечным зайчиком.
Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик»
Солнечный мой заинька,
(вытягивать вперед ладошку)
Прыгни на ладошку.
Солнечный мой заинька,
(ставить на ладонь указательный палец другой руки)
Маленький, как крошка.
Прыг на носик, на плечо.
Ой, как стало горячо!
Прыг на лобик, и опять
На плече давай скакать.
(следить взглядом за движениями пальца: к носу, к одному плечу, лбу, к другому плечу)
Вот закрыли мы глаза,
(закрыть глаза ладонями)
А солнышко играет:
Щечки теплыми лучами
Нежно согревает.
(широко раскрыть глаза)
Логопед – Ребята, слышите, звенит капель. Покажем, как капают капельки.
Капля – раз, капля – два.
Капли медленно сперва,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
(Дети отстукивают ритм в соответствии с текстом)
5-е задание. Расскажи про весну. (Составление рассказа с использованием мнемотаблицы)
Логопед - Ребята, давайте составим про весну рассказ и расскажем его. Но начинать каждое предложение нужно со слова весной.
Солнышко светит ярче | Прилетают птицы | На деревьях набухают первые почки |
Появляются первые цветы подснежники, мать и мачеха | Капают сосульки. | Весенняя одежда |
(Под спокойную мелодию входит весна)
Весна – Здравствуйте, ребята!
Дети – Здравствуй, весна!
Весна – Ребята, не хочет зима уходить, упирается, снегом засыпает, ветрами холодит. А так хочется, чтобы поскорее тепло настало, что же делать? Как зиму прогнать?
Посмотрите на картину, её нарисовал рассеянный художник, он хотел изобразить весну, но зима ему мешала. Что же на картине нарисовано не верно? (дети исправляют ошибки, называя их: весной нет яблок на деревьях; весной не катаются на лыжах; весной у зайца шубка серая, а не белая; весной дети не купаются в реке; весной распускаются подснежники, а не ромашки)
Весна – Вы нашли все ошибки. Теперь на нашей картине настоящая весна. Но чего-то не хватает, без чего не бывает весны?
Дети – Без птиц.
Весна – А каких перелетных птиц вы знаете? Почему их так называют?
Дети – Грач, аист, кукушка, скворец и т.д. Перелетных птиц так называют, потому что они осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются.
Весна – Чтобы весна быстрее началась нужно на нашу картину птиц пригласить. Найдите среди всех силуэтов силуэты перелетных птиц, раскрасьте их, назовите, какую птицу вы раскрасили и закрепите её на нашей картине.
(Самостоятельная работа детей)
Весна – Молодцы!
Ура! Весна уже пришла –
Капель на улице слышна.
Кап-кап, кар-кар и чик-чирик –
Весенний шум и гам, и крик!
Логопед – Спасибо весна за такое интересное занятие. Нам с ребятами очень понравилось у тебя в гостях. Ребята, перед вами лежат солнышки, если вам понравилось наше занятие, выберите веселое солнышко, если не понравилось грустное. Объясните, почему вы выбрали такое солнышко.
(Дети выбирают солнышки и объясняют свой выбор).