Цели и задачи урока:
- Образовательные: повторить, закрепить и углубить знания об экологии; учить детей ставить проблемы и искать пути их разрешения посредством группового обсуждения; развивать умение детей работать с текстом.
- Развивающие: развивать устную речь учащихся; развивать образное и логическое мышление; развивать умение анализировать и обобщать.
- Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе ,воспитывать взаимоуважение, аккуратность, дисциплинированность.
Оборудование: учебники, плакаты–рисунки к созданию проблемной ситуации в классе, экологический календарь, плакат «Панда», листы ватмана, фломастеры, пастель, магниты, песочные часы на 5 минут (3 штуки).
Организация рабочих мест:
- парты расставлены по группам (три группы);
- рекомендации по составу группы: группы сборные, содержащие и слабых, и сильных учеников.
Ход урока.
1. Организационный момент. Приветствие.
2. Разминка (актуализация знаний)
- Что такое экология?
- Слайд-шоу (по предложенным картинкам догадаться, о какой экологической проблеме идёт речь).
3. Сообщение темы урока. Постановка цели.
4. Введение в тему урока.
Когда-то, очень давно, у людей не было почти ничего. Не было заводов, фабрик, современных жилищ, жизнь людей зависела то капризов окружающей природы. Наши далёкие предки преклонялись перед силой природы.
Но постепенно многое изменилось, у людей появились заводы, разнообразные машины, дома и людям стало казаться, что они уже не зависят от природы, что они сильнее её. Человек решил покорить природу.
Но прошло время, покорение природы привело к загрязнению воздуха и воды, гибели лесов, и исчезновению многих видов растений и животных.
Люди поняли, что губят природу, и могут погибнуть сами.
Они стали создавать различные организации по защите окружающей среды. Одна их них – Всемирный фонд дикой природы. Эмблемой этой организации служит изображение панды – одного из самых редких животных мира.
На средства фонда проводятся научные исследования, издаются книги, организуются международные конференции.
Во всём мире известна и другая международная экологическая организация – GreenPeace. Это название в переводе с английского языка означает «Зелёный мир». Это организация активно борется против загрязнения окружающей среды.
Ежегодно всё человечество отмечает международные дни, посвящённые защите природы (привлечение внимания детей к экологическому календарю)
5. Работа по теме (постановка проблемы).
Каждой группе предлагается, посмотрев на свой плакат, догадаться, что символизирует изображенный на нем предмет. С чем связано? Какая есть проблема?
Первая группа – капля воды (символ океана)
Вторая группа – пальма (символ тропиков)
Третья группа – пустая банка (символ мусора)
Далее каждой группе предлагается сформулировать проблему.
Выявленные проблемы фиксируются на доске.
Каждая группа получает своё название, соответственно:
Первая группа – «Океан»
Вторая группа – «Лес»
Третья группа – «Город»
6. Работа над новым материалом. Работа с учебником:
- Первичное чтение (чтение группами про себя предложенных текстов по своей проблеме).
- Чтение по цепочке.
7. Проверка усвоения нового материала:
Первая группа:
- Что поразило путешественников?
- Уменьшилось ли с тех пор загрязнение океана?
- Как страдают от загрязнения живые существа, обитающие в океане?
- Какие меры для защиты океана от загрязнения вы могли бы предложить?
Вторая группа:
- О каком чуде природы вы узнали?
- Найдите в тексте слова об изобилии растительного и животного мира.
- Как называют джунгли?
- Ради чего люди уничтожают тропические леса?
- Сколько деревьев падает ежедневно?
- Что, по вашему мнению, нужно сделать для спасения тропических лесов?
Третья группа:
- Сколько мусора приходится на каждого жителя города в год?
- Сколько грузовиков ежегодно требуется, чтобы вывезти весь мусор?
- Какими способами, на ваш взгляд, можно избавиться от мусора?
- Все ли они безопасны с точки зрения экологии?
- Какой способ лучший?
8. Физкультминутка.
Раз – и в семя превратились.
Два – проклюнулись росточки.
Три – уже набухли почки.
На четыре – всё в листочках.
Пять – под ветром гнётся крона.
Шесть – уж зреет плод зелёный,
Семь – налился и упал.
Восемь – семечком ты стал.
9. Коллективная работа:
- Каждой группе выдаётся по ½ листа ватмана на четыре человека (если в группе 8-9 человек – то два таких листа)
- Каждая группа рисует плакат «Планета заболела», отражая проблему, заданную своей группе.
Перед началом работы, учитель подробно инструктирует учеников, обсуждает с ними:
- Выбор материала (в соответствии с темой);
- Содержание плаката (распределение между детьми работы);
- Использование «подсказок»;
- Расположение на листе.
10. Продолжение работы в группах:
Взаимное обсуждение отраженных в плакатах экологических проблем.
11. Обобщение урочного материала с помощью образного языка,
посредством коллективного исполнения песни на мотив популярной среди детей песни («Пусть бегут неуклюже…»). При этом куплеты распределены между группами.
1.
В небе солнышко светит
На макушки всем детям.
Или вьюга бушует во мгле.
Всё равно это счастье,
Несмотря на ненастье,
Жить на нашей чудесной Земле.Припев:
Мать-природа
Подарила
Этот лучший из миров.
Мир храните!
Защищайте!
Бу-у-удь го-отов!2.
Не смотря на погоду,
С Фондом Дикой Природы
И с командой отважной «Гринпис»
Люди все дружно встанут,
Ни за что не устанут!
Враг природы, а ну, берегись!Припев:
Мать-природа
Подарила
Этот лучший из миров.
Мир храните!
Защищайте!
Будь готов!3.
Ну а мы прямо скажем
Даже пальцем покажем,
На того, кто природе вредит.
Будь он даже министром,
Хоть любимым артистом,
Но ему от народа влетит!Припев:
Мать-природа
Подарила
Этот лучший из миров.
Мир храните!
Защищайте!
Будь готов!
11. Итог урока:
- Что нового узнали на уроке? С какими проблемами познакомились?
- Какая часть урока понравилась больше всего?
- Что запомнилось? Какое задание было самым интересным?
12. Оценивание.
13. Домашнее задание.
- Страница 53. «Проверь себя».