Цель:
- активизировать все знания об умножении и побудить к их использованию в нестандартной ситуации,
- закрепить умение сложения и вычитания трехзначных чисел,
- работы с транспортиром, решения задач,
- развивать интерес к предмету, мышление, воспитывать самостоятельность суждений, творчество.
Ход работы
1. Организационный момент.
Учитель: урок математики. Чему бы вы хотели научиться на уроке, что узнать? (ответы детей).
Пусть каждый день
И каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет. (С.Я.Маршак)
2. Разминка.
-
Найди ответ не вычисляя: 9 + 12 – 12 + 8 – 8 + 56 – 56 + 35 – 35 = (9)
-
Вычисли:
-
Сколько на рисунке треугольников (13)
Математика выявляет порядок, симметрию и определенность, а это важнейшие виды прекрасного (Аристотель)
3. Постановка проблемы. Сообщение темы урока
-
Учитель: Найдите в каждом ряду числа, которые не являются результатом табличного умножения (на доске, устно)
6 12 17 20 32 54
5 10 16 28 45 62
4 14 21 29 47 73 -
Вы хорошо умеете умножать однозначные числа, знаете таблицу умножения.
-
А как найти значение произведения 27 * 3?
-
Подумайте и предложите свой способ выполнения задания.
(ответы детей) -
А теперь сравните свои способы с теми, которые предлагаются в учебнике (№145)
-
Как рассуждал каждый ученик? Есть ли среди них ваши способы, а похожие?
-
Подчеркните тот способ, который ты считаешь самым лучшим. Объясни свой выбор.
-
Сегодня мы с вами познакомимся со способами умножения двузначного числа на однозначное.
4. Работа по теме урока.
Найдите значения выражений, используя удобный, рациональный способ решения.
19 * 3
38 * 5
47 * 8
72 * 6
Вывод: представление многозначного множителя в виде суммы нескольких других чисел. Один и тот же множитель заменяется различными суммами.
Сравним их ещё раз и сделаем удобный рациональный выбор, но:
- Такая замена всегда возможна и приводит к нужному результату – получению искомого числа;
- Среди них есть более и менее удобные способы разбиения числа на слагаемые;
- Это трудоемкий процесс и чем больше разбиваемый на слагаемые множитель, тем больше времени потребуется на вычисления.
Численные вычисления вам понадобятся каждый день, поэтому методы их производства и должны быть усвоены в первую голову. (А.Н. Крылов).
Физминутка.
Учитель: Для решения большинства задач недостаточно одних знаний. Необходима ещё и внимательность.
С чего начинается решение задачи? Конечно – с условия. Но условие можно читать по-разному! Прочтешь невнимательно – вот и утеряна главная ниточка. Проверим, умеете ли вы быстро улавливать условие задачи.
1. Работа над задачей.
- (устно) Можно ли бросить мяч так, чтобы он, пролетев некоторое время, остановился и начал движение в обратном направлении? (бросить вверх)
Работа по учебнику № 146, стр 67.
15 : 3 = 5 (мин)
- Придумайте свою задачу и предложите своим друзьям, одноклассникам.
2. Постройте:
- угол 20°, увеличьте его на 20°.
- угол 140° уменьшите на 10°
3. Найдите значения выражений:
508 + 181 725 - 504
382 + 254 632 – 270
5. Итог урока:
Что нового вы открыли на уроке? В чём продвинулись сегодня?
Математик, который не является отчасти поэтом, никогда не достигнет совершенства в математике. (К. Вейерштрасс)