Цель: Природа и человек – едины, поэтому мы должны беречь и охранять ее.
Задачи: Показать и рассказать детям о роли леса в жизни людей. Убедить их в том, что российские леса – важная часть национального богатства, традиционная отрасль российской экономики.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, карта, «черный ящик», выставка книг, картины о лесе, плакаты: «Природа учит человека, облагораживает его, наполняет ощущением прекрасного»; «Чудотворен, целебен воздух, наполненный запахами трав, цветов, деревьев, содержащий букет полезных летучих веществ»; «Издавна люди познали целебную силу растений. Зеленые волшебники помогают нам восстанавливать силы, укреплять здоровье»;
Презентация PowerPoint внеклассного занятия <приложение 1>
Внеклассное занятие приурочено к неделе географии. За неделю до проведения занятия учащимся необходимо разгадать кроссворд «Дары леса». <приложение 2> (Слайд 3)
Звучит музыка, имитирующая звуки леса, пение птиц. (Слайды 1, 2)
Ведущие девочка и мальчик объявляют тему занятия.
Мальчик: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о лесе, о его роли вы узнаете много нового.
На интерактивной доске появляется карта «Лесная промышленность России» (Слайд 5)
Девочка: Посмотрите на карту [3].
Чтение с карты дополнительного материала. (Слайды 6-10)
Мальчик: Лес играет в жизни человека и человечества тройную роль. С одной стороны, лес, являясь одной из главных составляющих частей окружающей среды человека, в большой степени влияет на климат, наличие чистой воды, чистого воздуха, защищает сельскохозяйственные земли, обеспечивает места для комфортного проживания и отдыха людей, сохраняет разнообразие живой природы (средообразующая, или экологическая роль леса). С другой стороны, лес – источник множества материальных ресурсов, без которых человечество пока не может обойтись и вряд ли сможет обойтись в обозримом будущем – древесины для строительства, производства бумаги и мебели, дров, пищевых и лекарственных растений и других (экономическая, или ресурсная роль леса). С третьей стороны, лес – часть той культурно – исторической среды, под воздействием которой формируются культура и обычаи целых народов, источник работы, независимости и материального благополучия значительной части населения, особенно тех, кто живет в лесных деревнях и поселках (социальная роль леса).
Для человечества в целом одинаково важны все три роли леса – экологическая, экономическая и социальная, но для каждого конкретного человека, в зависимости от того, где он живет и чем он занимается, та или иная роль леса может играть большее или меньшее значение. Как правило, чем меньше леса в той или иной местности – тем заметней его средообразующая роль, тем выше ценится роль леса в сохранении рек и ручьев, защите прилегающих сельскохозяйственных земель от иссушения и эрозии, благотворном влиянии на воздух, обеспечении мест для отдыха. Чем больше леса в той или иной местности – тем, наоборот, меньше замечается его средообразующая роль, но тем большее значение имеет лес как источник работы, экономического благополучия, строительных материалов, дров, грибов, ягод и других материальных ресурсов. Однако, для каждого человека, где бы он ни жил и чем бы он ни занимался, в той или иной степени важны и средообразующая, и ресурсная, и социальная роли лесе.
Разные роли леса тесно пересекаются друг и другом, не всегда можно однозначно провести границу между ними, и сами их названия весьма условны. Например, защитные леса в сельскохозяйственных районах играют прежде всего средообразующую роль (защита сельскохозяйственных угодий, поселений и водоемов от неблагоприятных погодных воздействий) – и экономическое значение этих лесов для сельского хозяйства весьма велико. При заготовке древесины для промышленных нужд одновременно и используются ресурсы леса (экономическая роль), и создаются рабочие места и источники доходов местного населения (социальная роль). Примеров того, как разные роли леса пересекаются друг с другом, можно привести множество – но это нисколько не умаляет ни одну из них.
Мальчик: А какие пословицы и поговорки о лесе вы знаете? (Слайд 11)
- Где сосна взросла, там и красна.
- Деревья скоро садят, да не скоро с них плоды едят.
- Сломить дерево – секунды, а вырастить – года.
Девочка: Ребята, а кто знает загадки о растениях и животных леса? Я предлагаю вам отгадать мои загадки, а затем вы загадаете свои. <приложение 3> (Слайды 12 – 23)
Мальчик: Внимание! «Черный ящик»! Отгадайте, что лежит в ящике. Сейчас мы с вами проведем викторину «Вторая жизнь дерева». Подсказка: из трех ответов нужно выбрать правильный. <приложение 4> (Слайды 24 – 25)
Девочка: А знаете ли вы , что: <приложение 5> (Слайды 26 – 34) [13].
На интерактивной доске появляется карта «Площадь лесов» (Слайд 35) [13].
Мальчик: Удивительна способность живого дерева: один гектар березняка испаряет 47 тысяч литров воды в день. Это и очищение воды, и увлажнение воздуха, и будущие спасительные дожди – своего рода дистилляция воды. Чтобы «Выдать» в атмосферу такой объем влаги, лес обладает способностью сохранять влагу подолгу. Нет леса (а лесной покров Земли сократился на 60-65% по сравнению с доисторическими временами) – влага сразу стекает в ручьи, реки, вызывая разливы, наводнения. Нет леса – вода размывает в своем стремительном беге почву, уносит гумус в реки, забивает русла. Эта проблема тем более серьезна, что человек за последнее столетие успел «запрячь» многие реки в «упряжки» гидростанций, а наибольшая доля снесенной почвы попадает в водохранилища. Если верховья реки обезлесены, то недолго просуществует на ней и гидроэлектростанция: из-за интенсивного заполнения наносами водохранилище быстро обмелеет.
Девочка: Россия обладает наибольшим в мире лесным потенциалом – свыше 22% мировой лесопокрытой площади и 21% мирового запаса древесины. Но используем мы это великое богатство очень плохо. По основным показателям лесной отрасли сейчас скатились до уровня послевоенного периода. Ежегодный прирост нашего леса составляет 700 миллионов кубов, а используем мы от этого объема официально лишь 23%. Норма вырубки леса не выполняется у нас ни в одном регионе. А в Финляндии, например, используют более 70% лесосеки и прирост леса у них в три раза выше, чем у нас. Но ведь лес здоровый, когда в нем топор стучит. Лес – живой организм, если его не обновлять, он погибает. Не вырубая нашу лесосеку даже на одну треть, мы тем самым уничтожаем наши лесные богатства.
В настоящее время в России из 82 миллиардов кубометров древесины 40% приходится на долю спелых и перестойных лесов.
Многолетнее сокращение объемов лесопользования привело к потере лесами технических и рекреационных свойств, сформировалось такое состояние лесного фонда, которое не отвечает ни экологическим, ни экономическим требованиям, а в отдельных регионах страны привело к созданию условий для возникновения пожаров и болезней леса.
Мальчик: Ребята, мы поговорили об охране леса, но там живут животные, растут растения. Многие из них занесены в Красную книгу. Узнайте по описанию о каком растении или животном идет речь.
На интерактивной доске идет показ животных и растений из Красной книги. <приложение 6> (Слайды 36 – 41)
Звучит музыка на фоне природы. (Слайд – 42)
Девочка: Итак, ребята, наше занятие подошло к концу. Какие чувства возникали у вас на протяжении всего занятия? (чувство гордости за свою страну, чувство радости, чувство огорчения). Мы хотим попросить вас рассказать о своих чувствах в своих рисунках на «лесную» тему.
Всем спасибо!
Список используемой литературы:
- Красная книга РСФСР. Животные. – М: Россельхозиздат, 1983.
- Детская энциклопедия. Т.4. Растения и животные. – М: Педагогика, 1973
- Географический атлас школьника. 6-11 классы. – М: Дрофа, 2008
- Лесная промышленность России: интерактивное наглядное пособие. – М: Дрофа, 2006
- Букштынов А.Д. Леса. – М: Мысль, 1981
- Верзилин Н. Лес и жизнь. – Л: Дет.лит., 1966
- Кублицкий Г. Сибирская родная сторона. – М: Дет. лит., 1968
- Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М: Просвещение, 1981
- Природа и люди/ Сост. В.П.Горощенко. – М: Просвещение, 1976
- Смирнов А. Мир растений. – М: Молодая гвардия, 1982
- Сохраним родную природу. - М: Плакат, 1989
- Русские пословицы и поговорки/ Сост. Е.Ю.Нещименко. – М: РИПОЛклассик, 2004
- Холина В.Н., Наумов А.С, Родионова И.А. Социально – экономическая география мира: Справочное пособие. – М: Дрофа, 2008
- Юный натуралист №8, 2008 с.4-5
- Я познаю мир. Экология/ Авт.-сост А.Е.Чижевский. – М: АСТ: Астрель, 2006