В начале ХХI столетия тем, кто учит детей и подростков, предстоит повысить качество образования. Для этого потребуется разработать и внедрить новые методики организации процесса обучения, которые должны отвечать современным требованиям. Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация его на личностно – ориентированный (гуманистический) подход, противоположный знаниево – ориентированной, безличностной педагогике. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно – воспитательный процесс отечественной школы. Гибкой моделью организации образовательно– воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию является метод проектов. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучает задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования. Главнейший основополагающий принцип метода проектов – исходить из интересов самого ребёнка, детских интересов сегодняшнего дня, непосредственно связанных с текущими практическим и духовными нуждами самих детей, их близких, общества. Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это одно из самых сильных его сторон. Поиск нужной информации стребует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект более 70% учащихся обращаются к учебникам и другой учебно –познавательной литературе. Работа над проектом в значительной степени изменяет мотивацию учебной деятельности ученика, формируя её положительную направленность. В процессе выполнения проекта у учащихся появляется внутреннее вознаграждение от самого процесса работы, чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, возрастает самоуважение, признание со стороны окружающих, ожидание успеха при защите. Проектная деятельность межпредметна и полифункциональна. Интеграция знаний других наук, необходимых для обоснования проекта, переводит любой учебный предмет в разряд интеллектуально насыщенных и повышает его значимость. Это отражается на сфере познавательных интересов, происходят изменения в системе отношений школьников к учебным предметам.
Работа учителя информатики в школе 1 ступени обучения для меня открывает большие возможности для применения метода проектов. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. В первом классе происходит подготовка к её осуществлению. Учащиеся овладевают элементарными знаниями о проектной деятельности и выполняют творческие задания и упражнения в совместной деятельности с учителем. Так, примером применения данного метода в 1 классе является выполнение проекта по теме «Наш класс». На исследовательском этапе учащиеся выявили проблему класса: «Что нужно сделать, чтобы класс стал дружнее?». При реализации технологического этапа учащиеся предлагали свои варианты решения проблемы. Эти варианты они записывали (для удобства некоторые ребята писали печатными буквами) на обведенных на бумаге ладошках. Все «ладошки» были приклеены на ватман вокруг общей фотографии класса. На заключительном этапе был сделан вывод, что при соблюдении всех этих вариантов, записанных на «ладошках» в классе станет меньше драк, дети будут дружнее.
В начале овладения опытом творческой деятельности следует приучить школьников обращаться к алгоритму обдумывания («звездочке обдумывания»). С использованием этого символа младшим школьникам легче систематизировать и структурировать свои мыслительные процессы.
Одним из продуктов выполнения проектной деятельности на уроках информатики является выполнение учебных презентаций. Одним из примеров проекта в 4 классе является работа по теме «Влияние компьютера на здоровье человека». Учащимися поставлена гипотеза «При правильной организации труда на компьютере вред от него будет минимальным». При реализации технологического этапа ребята изучили литературу по данной теме, провели опрос учащихся своего класса по таким вопросам: «Сколько времени вы проводите за компьютером?», «Как влияет работа на компьютере на состояние ваших глаз?», «Компьютер – друг или враг для здоровья?». В заключении авторами проекта была создана система упражнений для снятия усталости и напряжения при работе на компьютере. Был сделан вывод, что компьютер становится добрым, умным, неутомимым помощником, если человек продумывает все моменты общения с ним, соблюдает правила техники безопасности, размышляет над научной организацией труда, не нарушает санитарные нормы, составленные специалистами.
Как показывает опыт экспериментальной работы, практически все школьники к концу обучения в младшей школе овладевают умениями принятия алгоритмизированных решений в рамках творческой проектной деятельности, отмечены способности принятия неалгоритмизированных решений и перенос этих умений на другие виды деятельности и ситуации.