Программа учебного курса"Совершенствование техники чтения младших школьников через использование нестандартных видов заданий в условиях классно–урочной системы"

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка

Данная программа разработана для учащихся 1-4 классов начальной школы и нацелена на общее развитие учащихся, их познавательных способностей, эмоционально волевых и нравственных качеств личности ученика, через совершенствование техники чтения. При разработке программы использовались идеи Выготского Л.В., Цукерман Г.А., Айдаровой Л.И., Горской Л.Я., Занкова Л.В., Галактионовой Т.Г., Якиманской И.С.

Актуальность программы обусловлена отсутствием целевых (комплексных) учебных программ по совершенствованию техники чтения младших школьников. Несмотря на то, что школьники живут в «информационном обществе», книге уделяется  ничтожно малое количество времени, а техника чтения части школьников находится на недопустимо низком уровне. Традиционная система обучения чтению несовершенна и не дает высоких, качественных результатов. Появление норм и системы контроля над техникой чтения ребенка, когда над его «душой» встал учитель с секундомером, процесс чтения стал той необходимой обязанностью, которая выполняется школьником не для себя, а для учителя. Особенно страдают от этого дети со средним или низким уровнем обученности. Теряется интерес к процессу чтения, который удовле­творяет интеллектуальные потребности ребенка, повышая тем самым самооценку личности. 

В школу приходят дети, которым нравятся сказки, стихи, считалки, но превращение чтения в необходимость снижает их познавательный интерес, не способствует развитию личности. Корни проблемы находятся на этапе начального обучения чтению. Здесь важно не просто научить ребенка бегло читать, не посеяв в нем зерно отвращения или безразличия, но и,  научив его читать, вызвать у него интеллектуальную эйфорию, стремление читать.

Понимая необходимость совершенствования техники чтения младших школьников на современном этапе обучения в общеобразовательной школе, руководствуясь  Концепцией модернизации российского образования до 2010 года, основными направлениями развития муниципальной системы образования г. Сургута на 2007-2010 годы, была разработана учебная программа «Совершенствование техники чтения младших школьников через использование нестандартных видов заданий в условиях классно-урочной системы».

Основная цель курса - совершенствование техники чтения младших школьников, пробуждения в нем интереса к чтению и выработка умений пользоваться чтением для решения познавательных задач.

Задачи данного курса:

  • развитие навыка осознанного правильного, беглого и выразительного чтения;
  • формирование опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • воспитание потребности в общении с миром художественной литературы как источником самопознания и самовоспитания;
  • развитие речи учащихся.

Главным условием решения указанных выше задач является организация личностно- значимого для ученика полноценного чтения.

Программа курса основана на  принципах доступности, посильности, систематичности и последовательности в обучении.

Программой определён круг речеведческих сведений, необходимых для того, чтобы подвести учащихся к выполнению конструктивно-созидательных задач.

Основу системы работы составил комплекс упражнений, направленных на генерацию интереса школьника к процессу прочтения, и через него к развитию скорости мыслительных процессов, поскольку, без беглого чтения ребенок не сумеет хорошо учиться, быстро ориентироваться в большом потоке информации.

Задания, предлагаемые детям первых-четвертых классов многообразны. Однако, главное в том, что они, во-первых, оригинальны, новы, во-вторых, составлены с учетом возможностей и интересов детей. Это последнее делает комплекс заданий весьма полезными для детей: задания, в силу их необычности, вызывают у ребенка интерес и способствуют овладению им техникой чтения. Чтение помогает ребенку в дальнейшем расширить грани своих интересов, грани познания. Овладев техникой чтения, ребенок будет с интересом,  и читать, и познавать; чтение станет основой его успешной учебной деятельности. Различные виды заданий способствуют  совершенствованию многообразных  психических процессов и функций, обеспечивающих процесс полноценного чтения и внимания, развития памяти, ориентации в пространстве, эмоционально-волевых, познавательных функций, моторного развития ребенка в сочетании с общеязыковым развитием детей.

Задания курса содействуют эффективному и успешному разрешению важнейшей проблемы, которая доставляет так много хлопот и детям, и учителям, и родителям – пробуждение интереса к чтению и как механизму развития личности. Это является отличием, оригинальностью и особенностью программы.

Воспитание человека, соответствующего современным требованиям общества, возможно только в том случае, если, по известному высказыванию Выготского Л. В., обучение будет забегать вперёд развития ребёнка, то есть оно будет осуществляться в «зоне ближайшего развития», а не на «актуальном», уже достигнутом уровне.

Знание особенностей обучающихся позволяет реализовать в заданиях дидактический принцип «работа над развитием каждого, в том числе и самого слабого ребёнка». В процессе работы по программе обучающиеся должны

овладеть:

  • навыками сознательного, правильного и выразительного чтения;

уметь:

  • понимать содержание прочитанного;
  • устанавливать смысловые связи;
  • осознанно и выразительно читать;
  • осмысленно  искать и          находить        собственную, индивидуализированную манеру изложения;
  • передавать свое эстетическое отношение к прочитанному в различных формах;
  • самостоятельно определять задачу выразительного чтения и находить интонационные средства ее воплощения;
  • сочинять рассказы и сказки.

иметь представление:

  • об изобразительно-выразительных средствах;
  • о путях и способах редактирования.

Используемые методы работы: частично-поисковые,  эвристические.

Форма работы: практикум.

Программа была апробирована учителем  высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 7 г. Сургута Предчук Г.Ф.

В настоящей программе заложена идея вариативности обучения: предполагается, что она предназначена для образовательных учреждений любого типа и вида, и по ней могут обучаться классы с разным уровнем подготовленности детей.

Об этом свидетельствуют следующие показатели качества знаний (Приложение 1).

Таблица 1. Тематическое планирование

№ п/п

Содержание

Кол-во часов

 

Раздел 1. Задачи класса «Допиши и скопируй»

1

 

Раздел 2 . Задачи на словосоставление

13

1

Симметричные слова

2

2

Двухсложные несимметричные слова

2

3

Трехсложные слова

2

4

Двухсложные несимметричные слова с двумя согласными в центре слова

2

5

Двухсложные несимметричные слова с двумя гласными в центре слова

2

6

Пяти- и шестибуквенные слова со слогами из трех букв

3

 

Особенности применения задач

 

 

Сочетания букв, не имеющие лексического значения

 

 

Раздел 3. Задачи по реконструкции слов

17

7

Реконструкция взаимного расположения частей слова

3

8

Реконструкция взаимного расположения слогов

3

9

Реконструкция расположения букв внутри слога

5

10

Реконструкция взаимного расположения букв пограничных слогов

3

11

Реконструкция расположения букв внутри слова

3

 

Раздел 4. Реконструкция слова в составе предложения

10

12

Второстепенные члены предложения

4

13

Реконструкция подлежащего и сказуемого

3

14

Реконструкция двух слов в составе предложения

3

 

Раздел 5. Реконструкция частично деформированного

7

 

текста

 

15

Одно предложение - одно слово …

3

16

Одно предложение - два слова

4

 

Раздел 6. Реконструкция полнодеформированного текста

8

17

Полностью деформированный текст с подсказками

4

18

Полностью деформированный текст

4

 

Раздел 7. Сложение, вычитание и буквы.

14

19

Вычитание из последнего слога

3

20

Вычитание в середине слова из не стоящего рядом слога

3

21

Вычитание букв из разных слогов 

3

22

Пропуск буквы в левой половине равенства

2

23

Пропуск букв в обеих половинах равенства

3

 

Раздел 8. Формирование контрольно- оценочных действий учащихся при чтении текстов.

13

24

Чтение строчек наоборот по словам.

4

25

Чтение строчек наоборот по буквам.

3

26

Поочерёдное чтение слов нормально и наоборот.

3

27

Чтение только второй половины слов.

3

 

Раздел 9. Закрепление в памяти целостных зрительных образов букв, их сочетаний.

5

28

Чтение «зашумленных» слов.

1

29

Чтение пунктирно написанных слов.

1

30

Чтение по верхней половине строки.

3

 

Раздел 10. Овладение приёмами скорочтения.

14

31

Чтение по нижней половине строки.

4

32

Поиск в тексте заданных слов.

3

33

Чтение перевёрнутого текста.

4

34

Чтение текста через слово.

3

 

Раздел 11. Осмысленное чтение.

13

35

Классификация слов на группы.

4

36

Отделение слов от псевдослов.

2

37

Поиск смысловых несуразностей.

4

38

Складывание слов из половинок.

3

 

Раздел 12. Приёмы побуквенного анализа слов.

8

39

Выбор слов, совпадающих с эталоном.

2

40

Классификация карточек со сходными псевдословами.

3

41

Прохождение словесных лабиринтов.

3

 

Раздел 13. Умение анализировать строй и содержание предложений.

11

42

Восполнение пропусков букв в словах.

3

43

Складывание предложений из отдельных слов.

4

44

Восстановление пропущенных слов в предложении.

4

 

Раздел 14. Стилистические и смысловые особенности.

6

45

Двукратное произнесение слов.

3

46

Чтение повторным произнесением некоторых слов.

3

ИТОГО:

140

Аппарат контроля

Ежемесячно проводятся замеры техники чтения, как учителем, так и заместителем директора по учебно-воспитательной работе, курирующего данную учебную параллель  классов. Результаты обрабатываются по следующим пунктам:

  • динамика;
  • усвоение материала;
  • эффективность.

Полученные данные заносятся в ведомость, в печатном и в электронном (хранятся в компьютере)  видах:

Таблица 2. Ведомость результатов (чтение)  (Приложение 3)

С данными этой таблицы учитель знакомит родителей и учащихся.

Замеры скорости чтения  на выпуске начальной школы  

Таблица 3

Ученики

Скорость чтения, слов в минуту

На «5»

150

На «4»

120

Общеучебные умения,  формируемые в процессе реализации программы

  1. генерирование новых образов и новых идей в процессе свободного творчества.
  2. постановка проблемы, формулировка ее и произведение мыслительных и практических действий, направленных к ее решению.
  3. использование ассоциативных приемов усвоения и запоминания информации.
  4. использование метода аналогии как средства быстрого и прочного запоминания информации.
  5. построение логических цепочек.
  6. проведение  наблюдений в изучаемой области и умение делать выводы на основе этих наблюдений.
  7. сообщение об одном и том же разными способами.
  8. нахождение собственных способов повторения материала.
  9. непроизвольное согласование разных каналов восприятия информации.

методическое обеспечение учебного процесса

Программа по совершенствованию техники чтения предполагает, что нестандартные задания органично вплетаются в процесс обучения. При этом результативными оказываются следующие технологии обучения: игровые, уровневой дифференциации (Фирсов В.В.), личностно-ориентированного развивающего обучения (Якиманская И.С., Бондаревская Е.Б.), витагенного обучения (Белкин А.С.)

В тренировочном режиме эти задания могут быть использованы при проведении ежеурочных пятиминуток с целью повышения выразительности и преодоления резонансного барьера.

Организация учебного процесса

Данный комплекс заданий направлен на развитие ряда параметров, входящих в понятие «обучаемость» и обеспечивающих «победное» учение детей. Среди этих параметров: быстрота реакции;

  • умение логически мыслить;
  • умение решать нестандартные, творческие задачи.

Данная программа может быть реализована на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира.

В Приложении 2 приводятся варианты нестандартных заданий.

Ожидаемые результаты реализации программы

  • продуктивность чтения школьника, рост его скорости, при развитии умения выбирать рациональные способы работы с текстом;
  • умение школьника быстро и эффективно воспринимать, перерабатывать и накапливать информацию;
  • формирование умения школьника извлекать максимум информации при минимуме затрат времени из любого печатного текста - учебного, научного, публицистического, художественного;
  • повышение уровня развития важнейших психических процессов личности - внимания, памяти и воображения, как залога успешной учебной деятельности.

Таблица 4. Анкета «Оценка читательской деятельности» (Приложение 4)

Литература для учителя

1. Айдарова Л. И., Горская Л. Я. , Цукерман Г. А. Психологичяеские проблемы введения первоклассника в ситуацию исследования родного языка. – «Вопросы психологии», 1986. –с. 83- 86.

2. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. –М.: Изд- во «Новая школа», 1996; «Дом педагогики», 1999.

3. Зотова М. А., Зотов С. Г. Начальное обучение технике чтения.- С-П.: «Союз», 2004.

4. Галактионова Т. Г. «От самопознания к самореализации» С-П, 1999г.

5. Граник Г. Г. «Когда книга учит». Москва, 1998 г.

6. Козловский О.В., «Сокрочтение», М., БАОПресс, 2006

7. Лалаева Р. И. «Нарушения чтения и пути коррекции у младших школьников» С- П, 2002 г.

Литература для учащихся

1. Козловский О.В., «Сокрочтение», М., БАОПресс, 2006

2. Кондратина Т. И. Развитие навыков техники чтения.- М.: «Издат- Школа», 1998

3. Ястребова А.В., Лазаренко О. И. Читай! – М.: Ювента, 2004.-с. 6-48.