Участники: учащиеся 7 класса.
Цель:
- Воспитать у детей чувство патриотизма и гордости за свою страну, уважительное отношение к государственным символам России.
- Способствовать формированию гражданской позиции личности.
Задачи:
- активизировать интерес учащихся к символике России;
- развивать коммуникативные качества учащихся.
Подготовительный этап: готовясь к классному часу, творческая группа учащихся распределяет поручения, назначает ответственных за оформление классной комнаты, определяет вопросы для лотов по темам: «История российского флага», «Герб России», «Российский гимн» и изготовляет деньги для аукциона – «лучики». Класс делится на 3 команды, каждая получает равную сумму «лучиков»
Учащиеся получают домашнее задание : прочитать об истории создания герба, гимна, флага.
Литература для чтения
- Конституция РФ
- Гражданско-патриотическое воспитание,М.. 2007
- 100 идей для школьных друзей, Феникс ,2008
- hffp/rt.boom.ru/
- hffp/ tv.informplus.ru
- www./ reklamuss.ru
Оборудование, оформление:
- Текст Конституции РФ;
- Гимн России;
- Герб России;
- Флаг России
- Видеофрагмент фильма «История государства Российского»
- Наглядное пособие «Государственная символика России»:
- методическое пособие для преподавателя;
- компакт – диск с анимированными иллюстрациями
Форма проведения: игра – аукцион.
Ход классного часа
Классный руководитель объясняет правила игры – аукциона.
Правила аукциона
На аукцион выставляются вопросы. Весь аукцион состоит из 4 лотов:
1-й лот – 5 вопросов
2-й лот – 4 вопроса
3-й лот (кот в мешке) – 3 вопроса
4-й лот (шанс) -2 вопроса.
Торги идут от начальной цены вопроса. Цена вопроса исчисляется в денежных единицах аукциона – «лучиках» Та команда, которая хочет «купить» вопрос, поднимает карточку. «Покупает» вопрос та команда, которая дает наибольшую цену за вопрос. Отвечают все команды, в случае верного ответа они получают начальную цену вопроса, а если нет, то из денег вычитается проигранная сумма. Команда, «купившая» вопрос, отвечает обязательно. Остальные могут не отвечать, но не более двух раз, иначе будут сняты с торгов.
Штрафуется команда, выкрикивающая с места, на сумму лота. За 3 штрафа команда удаляется с аукциона.
Помощник ведущего ведет счет.
Для создания эмоционального фона классного часа уместно его начать с показа фрагмента видеофильма «История государства Российского»
Вступительное слово классного руководителя
Задумывались ли вы, ребята, что такое Родина? (Выслушав ответы учащихся, учитель продолжает) Выдающийся русский педагог К.Д.Ушинский говорил: «Наше Отечество, наша родина-матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку наши отцы и дети. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своим водами, как мать защищает и бережет нас. Одна у человека родная мать, одна у нее и Россия»
Олицетворением родной земли являются ее символы.
К государственным символам любой страны относятся герб, флаг, гимн.
Эта триада родилась не сразу. Только в XX веке во всем мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свой флаг, герб и гимн. Отношение к символам государства – это отношение к самому государству
А оно должно быть уважительным.
Начало игры
Ведущий объявляет начало игры и приглашает команды занять свои места.
1-й лот – цена каждого вопроса 100 «лучиков»
1.Что символизируют цвета российского флага?
Правильный ответ:
- красный – символ мужества и отваги;
- синий – символ веры, Богоматери;
- белый - мир, чистота, благородство.
2. Какая эмблема была изображена на государственном гербе Советского Союза?
Правильный ответ – серп и молот
3. Как назывался флаг российского военно-морского флота?
Правильный ответ – Андреевский.
4.Когда исполняется гимн?
Правильный ответ: при поднятии Государственного флага России, при вручении государственных наград.
5. Как назывался гимн России до 1917 г?
Правильный ответ: гимн назывался «Боже, царя храни»
2-й лот – цена 200 «лучиков»
1.Как переводится дословно слово «герб»?
Правильный ответ: «Герб» переводится дословно как наследство
2. В эпоху правления, какого царя белый, синий и красный цвета флага приобретают государственное значение?
Правильный ответ: в эпоху правления Петра I
3. Как стали называть всадника, изображенного на государственном гербе, с начала XVIII в.?
Правильный ответ: Георгий Победоносец
4. Кто автор гимна России?
Правильный ответ: стихи написал С.Михалков, автор музыки А.Александров.
3-й лот – цена 300 «лучиков»
1. Когда в нашей стране отмечается день Российского флага?
Правильный ответ: день российского флага отмечается 22 августа
2. Когда законодательно был утвержден современный государственный герб России?
Правильный ответ: в 1993 году
3. Какой князь был инициатором утверждения государтсвенного герба?
Правильный ответ: князь Иван III.
4-й лот – цена 400 «лучиков»
1. В XVII в. окончательно утвердился герб нашей страны – золотой двуглавый орел на красном поле с 3 коронами, скипетром и державой. Что означают скипетр, держава, золотой и красный цвета на гербе?
Правильный ответ: скипетр – это булава, ударное оружие, символ защиты суверенитета. Держава (в виде шара) – символ единства, целостности государства. Красный цвет – считался императорским, царским цветом, золотой – символ вечности.
2. Каким стал флаг России в результате проведенной геральдической реформы в конце 50-х годов ХIХ века?
Правильный ответ: - черно-желто-белый
По окончании классного часа классный руководитель делает вывод:
Государственные символы – часть российской истории, воплощение ее героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны.
Заключение
Подводятся итоги игры-аукциона, команда, набравшая больше всего баллов, награждается значками «Знатоку геральдики»
Игра заканчивается общим исполнением гимна России.