Классный час "Знатоки русской геральдики"

Разделы: Внеклассная работа


Участники: учащиеся 7 класса.

Цель:

  1. Воспитать у детей чувство патриотизма и гордости за свою страну, уважительное отношение к государственным символам России.
  2. Способствовать формированию гражданской позиции личности.

Задачи:

  • активизировать   интерес  учащихся  к символике России;
  • развивать коммуникативные качества учащихся.

Подготовительный этап: готовясь к классному часу, творческая группа учащихся  распределяет поручения, назначает ответственных за оформление классной комнаты, определяет вопросы для лотов по темам: «История российского флага», «Герб России», «Российский гимн» и изготовляет деньги для аукциона – «лучики». Класс делится на 3 команды, каждая получает равную сумму «лучиков»

Учащиеся получают домашнее задание : прочитать об истории создания  герба, гимна, флага.

Литература для чтения

  1. Конституция РФ
  2. Гражданско-патриотическое воспитание,М.. 2007
  3. 100 идей для школьных друзей, Феникс ,2008
  4. hffp/rt.boom.ru/
  5. hffp/ tv.informplus.ru
  6. www./ reklamuss.ru

Оборудование, оформление:

  1. Текст Конституции РФ;
  2. Гимн России;
  3. Герб России;
  4. Флаг России
  5. Видеофрагмент фильма  «История государства Российского»
  6. Наглядное пособие «Государственная символика России»:
    • методическое пособие для преподавателя;
    • компакт – диск с анимированными иллюстрациями

Форма проведения: игра – аукцион.

Ход классного часа

Классный руководитель объясняет правила игры – аукциона.

Правила аукциона

На аукцион выставляются вопросы. Весь аукцион состоит из 4 лотов:

1-й лот – 5 вопросов

2-й лот – 4 вопроса

3-й лот  (кот в мешке) – 3 вопроса

4-й лот  (шанс) -2 вопроса.

Торги идут от начальной цены вопроса. Цена вопроса исчисляется в денежных единицах аукциона – «лучиках» Та команда, которая хочет «купить» вопрос, поднимает карточку. «Покупает» вопрос та команда, которая дает наибольшую цену за вопрос. Отвечают все команды, в случае верного ответа они получают  начальную цену вопроса, а если нет, то из денег вычитается проигранная сумма. Команда, «купившая» вопрос, отвечает обязательно. Остальные могут не отвечать, но не более двух раз, иначе будут сняты с торгов.

Штрафуется команда, выкрикивающая с места, на сумму лота.  За 3 штрафа команда удаляется с аукциона.

Помощник ведущего ведет счет.

Для создания эмоционального фона  классного часа уместно его начать с показа фрагмента видеофильма «История государства Российского»

Вступительное слово  классного руководителя

Задумывались ли вы, ребята, что такое Родина? (Выслушав ответы учащихся, учитель продолжает) Выдающийся русский педагог К.Д.Ушинский говорил: «Наше Отечество, наша родина-матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку наши отцы и дети. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своим водами, как мать защищает и бережет нас. Одна у человека родная мать, одна у нее и Россия»

Олицетворением родной земли являются ее символы.

К государственным символам любой страны относятся герб, флаг, гимн.

Эта триада родилась не сразу. Только в XX веке во всем мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свой флаг, герб и гимн. Отношение к  символам государства – это отношение к самому государству

А оно должно быть уважительным.

Начало игры

Ведущий объявляет начало игры и приглашает команды занять свои места.

1-й лот – цена каждого вопроса 100 «лучиков»

1.Что символизируют цвета российского флага?

Правильный ответ:

  • красный – символ мужества и отваги;
  • синий – символ веры, Богоматери;
  • белый  - мир, чистота, благородство.

2. Какая эмблема была изображена на государственном гербе Советского Союза?

Правильный ответ – серп и молот

3. Как назывался  флаг российского военно-морского флота?

Правильный ответ – Андреевский.

4.Когда исполняется гимн?

Правильный ответ: при поднятии Государственного флага России, при вручении государственных наград.

5. Как назывался гимн России до 1917 г?

Правильный ответ:  гимн назывался «Боже, царя храни»

2-й лот – цена 200 «лучиков»

1.Как переводится  дословно слово «герб»?

Правильный ответ: «Герб» переводится дословно как наследство

2. В эпоху правления, какого царя  белый, синий и красный цвета флага приобретают государственное значение?

Правильный ответ: в эпоху правления Петра I

3. Как стали называть  всадника, изображенного на государственном  гербе, с начала XVIII в.?

Правильный ответ: Георгий Победоносец

4. Кто автор гимна России?

Правильный ответ: стихи написал С.Михалков, автор музыки А.Александров.

3-й лот – цена 300 «лучиков»

1. Когда в нашей стране отмечается день Российского флага?

Правильный ответ: день российского флага отмечается 22 августа

2. Когда  законодательно был утвержден  современный государственный герб России?

Правильный ответ: в 1993 году

3. Какой князь был инициатором утверждения государтсвенного герба?

Правильный ответ: князь Иван III.

4-й лот – цена 400 «лучиков»

1. В XVII в. окончательно утвердился герб нашей страны – золотой  двуглавый орел на красном поле с 3 коронами, скипетром и державой. Что означают скипетр, держава, золотой и красный цвета на гербе?

Правильный ответ: скипетр – это булава, ударное оружие, символ защиты суверенитета. Держава (в виде шара) – символ единства, целостности государства. Красный цвет – считался императорским, царским цветом, золотой – символ вечности.

2. Каким  стал флаг России  в результате проведенной  геральдической реформы  в конце 50-х годов ХIХ века?

Правильный ответ: - черно-желто-белый

По окончании классного часа классный руководитель делает вывод:

Государственные символы – часть российской  истории, воплощение  ее героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны.

Заключение

Подводятся итоги игры-аукциона, команда, набравшая  больше всего баллов, награждается значками «Знатоку геральдики» 

Игра заканчивается общим исполнением гимна России.