Статья "Использование нестандартных форм проведения уроков в преподавании литературы"

Разделы: Общепедагогические технологии


Опыт в качестве учителя русского языка и литературы у меня  составляет 17 лет. Я принадлежу к тем учителям, для которых непреложен культ урока. Как оживить урок, активизировать мыслительную деятельность ребят, поддержать интерес к предмету и желание изучать то, что кажется хорошо знакомым? Эти вопросы волнуют меня давно.

Путей повышения интереса школьников  к изучению литературы множество: спектакли, салоны, литературные вечера, походы, экскурсии, связанные с жизнью и творчеством классиков, но эти расширяющие кругозор и знания так  называемые «мероприятия» не идут в сравнение с самым главным – уроком, на котором, собственно, и начинается любой литературный маршрут, открытие  какой-либо эстетической, нравственной, философской проблемы.

Использование нестандартных форм проведения уроков литературы, предложенных мною, смогут решить многие проблемы, встающие перед учителем при изучении произведений художественной литературы: развивают речь, активизируют мыслительную деятельность, то есть помогают решить многие учебные задачи, которые стоят перед учителем-словесником при обучении.

Одним из важнейших путей повышения эффективности деятельности образовательных учреждений в современных условиях является  развитие инновационных процессов. Причём эти процессы затрагивают как построение самой образовательной системы, так и содержание, формы, методы и средства педагогической деятельности.

Как показывает практика, далеко не всё новое прогрессивно. Прогрессивно лишь то, что эффективно, то есть если его использование позволяет получить более высокие результаты оптимальным путём: при тех же или меньших затратах физических, моральных сил, финансовых средств или времени.

Как добиться наибольшей эффективности урока сегодня? Какими средствами поднять у детей духовную потребность в знаниях, стремление овладеть ими, совершенствовать их? В связи с постановкой таких вопросов и возникло понятие «нетрадиционные формы обучения». Пришло время отойти от общепринятых норм, искать свои методы и приёмы.

Традиционный урок, предполагающий ведущую роль учителя, мало приспособлен для свободного обсуждения и осмысления языкового материала или литературных произведений, не представляет возможности раскрыться каждому ученику, в наименьшей степени способствует их творческому развитию.

Эффективность же современного урока основывается на широкой реализации связи с жизнью, на применении новых форм обучения. Деятельность каждого учителя должна быть сопряжена с творческим подходом. Учитель как верный друг и добрый наставник прежде всего должен пробудить в ребёнке желание познавать, искать и экспериментировать. А для этого недостаточно пересказать ученикам параграф учебника или заставить их вызубрить все имеющиеся в нём правила. Насколько формально учитель будет относиться к своим обязанностям, настолько формально к приобретению знаний будет относиться ребёнок.

Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребёнка. Он должен искать, пробовать и ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата, а значит, способствовать становлению гармоничной, всесторонне развитой личности, готовой к любым неожиданностям, уготованным ей судьбой.

Применение нетрадиционных форм обучения позволяет значительно расширить поле деятельности учителя, отойти от строгих рамок урока с его неизменной структурой: опрос, объяснение, закрепление, домашнее задание.

Нетрадиционные  формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока.

Теоретическое обоснование

В последнее десятилетие ни один из школьных предметов не подвергался такой резкой критике, как литература. Со страниц центральных газет раздавались такие восклицания: «Люблю литературу, но ненавижу школьный предмет литературы», «Требуется любимый учитель» и т.п. Много было разговоров о сухости и серости уроков, о невысоких профессиональных и личностных качествах учителя. Не умаляя справедливости такой, хочу всё-таки отметить, что среди педагогов-словесников всегда было немало истинных мастеров своего дела, по-настоящему творческих людей, первыми откликающихся на всё новое, передовое.

Несколько лет назад я заинтересовалась нестандартными формами проведения уроков и решила использовать их на своих занятиях. Особенно я обратила внимание на нестандартные технологии, созданные кандидатом педагогических наук научно-исследовательского института Л.А. Симаковой и Г.П. Лазаренко – учителем гуманитарной гимназии, г. Москва и апробировала их в течение трёх лет. Они обнаруживают не только высокую результативность в плане знаний и умений школьников, но и явные развивающие возможности. У учащихся развивается не только речь и связанные с ней интеллектуальные способности, но и такие высшие психические функции, как произвольное внимание, воображение и самые разные виды памяти, без которых невозможно полноценное формирование ни устной, ни письменной речи, тем более грамотной. Психолого-педагогическим фундаментом этих технологий стал сплав идей психологов школы Л.С. Выготского, представленных, помимо его работ, работами А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина и др., а также психолингвистов, психофизиологов и педагогов, давших этим идеям жизнь в новых технологиях обучения в школе, развивающему эффекту которых обязано и название, и само обращение к поискам современной концепции развивающего обучения.

В последние годы в практике многих из них воплощались такие важнейшие педагогические идеи, как проблемное обучение и активизация познавательной деятельности учеников, развитие их творческой активности и самостоятельности, мотивация обучения, взаимосвязь методов обучения и воспитания и т.д.

Для меня лично важнейшим приёмом активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы является разнообразие жанров уроков, так называемых нестандартных форм проведения. Как к ним относиться? Целесообразно ли их проводить (уроки-суды, уроки-воспоминания, уроки-концерты и т.п.). Эти и подобные им вопросы волнуют меня всё время. Но, несмотря на неоднозначность оценки учёными этих форм занятий по литературе, они пробивают себе дорогу в практику, что свидетельствует о всё  большем интересе словесников к таким урокам. Значит, есть в них жизненная потребность. В чём же она заключена? Самое главное, на мой взгляд, - эти занятия дают возможность преодолеть укоренившийся стереотип урока, изменить привычные способы общения, сделать изучаемый художественный материал более наглядным, более зримым, создать благоприятные условия для эмоционального восприятия произведения, усвоения его идейно-нравственного содержания.

Характерной особенностью этих уроков является их оригинальность по замыслу, структуре, сюжету, по тем педагогическим находкам, которые позволяют говорить об этих уроках как о нетрадиционных, творческих, авторских. При подготовке и проведении нетрадиционных уроков в школе следует помнить, что в значительной степени их эффективность будет обеспечиваться при  следующих условиях:

  • нестандартный урок будет приниматься в качестве одного из ведущих средств обучения;
  • хорошее  владение  учителем  методикой проведения нетрадиционных уроков;
  • умелое сочетание  нетрадиционных и традиционных форм работы;
  • владение  способностью диагностировать, отбирать содержание, конструировать дидактический процесс в рамках нестандартного урока;
  • включение нестандартных  уроков в систему своей работы.

Цели  нестандартных  уроков

  • ввести учащихся в мир прекрасного, приобщая их к образцам отечественной и    мировой художественной культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей;
  • научить понимать художественное слово и на этой основе формировать понимание жизни, активное отношение к действительности, идейно-нравственные позиции, эстетические вкусы, взгляды, потребности, высокую общую и читательскую культуру;
  • воспитывать читателя и «через» читательские качества и с их помощью формировать всесторонне развитую личность.

Принципы деятельности:

  • активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся;
  • дифференцированный подход к изучению предмета;
  • повышение интереса к изучаемому материалу;
  • развитие творческих способностей учащихся.

Технология методики

Использование нестандартных форм проведения уроков в преподавании литературы

Именно сегодня, когда часов на изучение литературы так мало, когда массовая культура (особенно в формах «фоно»- и «видео»-) столь наступательная, мы, учителя-словесники, находимся в постоянном поиске преподавания литературы.

И я являюсь не исключением. Использование нестандартных форм проведения уроков литературы всё настойчивее утверждается в школьной практике.

Феномен нестандартного урока – это объективное проявление чётко выраженной тенденции развития классно-урочной системы в современной школе, когда собственно урок как форма учебных занятий перестаёт занимать монопольное положение и наряду с ним всё шире применяются другие формы.

Это обусловлено рядом причин, главная из которых состоит в том, что урок, несмотря на кажущуюся универсальность, имеет всё же ограниченные возможности: опираясь лишь на него, недостаточно эффективно удаётся развить творческие способности учащихся, обеспечить надлежащий уровень формирования обще учебных умений, использовать возможности для развития монологической речи школьников, организовать различные формы общения.

Творческие принципы методики  нестандартных уроков заключаются в следующем:

1. Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.

2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке.

3. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.

4. Поддержка альтернативности, множественности мнений.

5. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.

6. «Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам способностям и склонностям.

7. Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента).

Периоды подготовки и проведения нестандартных уроков

Помимо принципов к весьма значимым также относятся и периоды подготовки и проведения нестандартных уроков. Выделяются 3 периода: подготовительный, собственно урок и его анализ.

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

В нём активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность проявляет лишь учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала, обеспечение и т.п.), то во втором случае в значительной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы (команды, экипажи), получают или набирают определённые задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимого дидактического материала и т.д.

2. СОБСТВЕННО УРОК

(выделяется 3 основных этапа):

Первый этап.

Он является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся: ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения  целей урока.

Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи.

Развитие мотивационной сферы осуществляется тем эффективнее, чем результативнее проведён подготовительный период: качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. При проведении урока учитель учитывает отношение учащихся к оригинальной форме урока; уровень их подготовленности; возрастные и психологические особенности.

Второй этап.

Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных «нестандартных» формах организации их мыслительной активности.

Третий этап.

Он посвящён формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется  во времени, а «растворяется» в каждом из предшествующих этапов.

3. АНАЛИЗ УРОКА

В период анализа данных уроков целесообразно оценивать как итоги обучения, воспитания, развития учащихся, так и картину общения – эмоциональный тонус урока: не только в общении учителя с учащимися, но и в общении учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.

Ценность  методики заключается в том, что эти уроки:

  • делают занятия более запоминающимися, эмоциональными;
  • способствуют глубокому и последовательному усвоению материала;
  • благоприятно воздействуют на развитие творческих способностей;
  • развивают логическое мышление; творческие способности учащихся;
  • проявляют интерес к предмету, любознательность;
  • организуют связь с другими видами искусства.

Виды и формы нестандартных уроков по литературе

Остановимся подробнее на основных наиболее распространённых в школьной практике видах нестандартных уроков. Уроков такого характера уже столь много, что требуется определённая систематизация их. Основания для систематизации порой неоднородные, некоторые уроки могут быть отнесены благодаря своим особенностям не к одной группе, а к двум и, может быть, к нескольким.

Но уже сейчас следует выделить характерные группы:

1.  Уроки с игровой и состязательной основой (урок-конкурс, урок-турнир, урок-      эстафета, урок-дуэль, урок-деловая игра, урок-ролевая игра, урок-кроссворд, урок-викторина).

2. Видоизменение традиционных способов организации урока (урок-лекция «парадокс», урок-парный опрос, урок-экспресс-опрос, урок-практикум).

3. Привлечение известных в общественной практике форм, жанров, методов работы (урок-исследование, урок-интервью, урок-репортаж, урок-отчёт, урок- рецензия, урок - мозговая атака).

4. Уроки, имитирующие деятельность различных учреждений и организаций (урок-суд, урок-цирк, урок - заседание учебного совета, урок - патентного бюро).

5. Уроки, имитирующие какие-либо занятия или мероприятия (урок - заочная экскурсия, урок - литературная прогулка, урок - литературная гостиная, урок- путешествие в прошлое).

6. Уроки, основанные на фантазии (урок-сказка, урок-сюрприз, урок - подарок от Хоттабыча).

7. Уроки, напоминающие различные общественные явления (урок-пресс-конференция, урок-аукцион, урок-бенефис, урок-телемост, урок-рапорт, урок-диспут, урок-выставка).

8. Уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала (урок мудрости, урок-откровение).

Всё это способствует повышению эффективности преподавания литературы, достижению  поставленных целей, высокой результативности в обучении.

Презентация к уроку в Приложении 1