Разработка урока чтения по теме "Сказки Пушкина"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Закрепить у учащихся знание сказок А.С. Пушкина.
  • Развивать образное мышление, речь, память.
  • Прививать интерес к предмету.

Дети делятся на 3 команды.

– Ребята, сегодня у нас викторина по сказкам вашего любимого поэта А.С Пушкина. Начнём с разминки:

  • Где родился А.С. Пушкин? (В Москве).
  • Когда он родился? (6 июня 1799 года).
  • От кого маленький Саша узнал русские народные сказки? (От няни Арины Родионовой).
  • Сколько всего сказок написал А.С. Пушкин? (6; 5 и 1 – не закончил).
  • Какие? ("Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеде", "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях", "Сказка о золото петушке", "Сказка о попе и о работнике его – Балде").

I этап

– Узнайте, из какой сказки эти строчки, продолжите.

1. Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
"Кабы я была царица, –"
Говорит одна девица, –
(То на весь крещённый мир
Приготовила б я пир").

"Кабы я была царица,
– Говорит ее сестрица, –
(То на весь бы мир одна
Наткала я полотна").

"Кабы я была царица, –
Третья молвила сестрица,–
(Я б для батюшки царя
Родила богатыря").

2. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно... {тридцать лет и три года
Старик Ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу).

3. Свет мой, зеркальце!
Скажи "(Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее? "

4. На встречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
"Что, батька, так рано поднялся?
Поп ему в ответ: ...
(Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого? ")

II этап

  • Как звали сына царя Салтана? (Князь Гвидон)
  • В кого и в какой последовательности превращался князь Гвидон? (Комар – муха – шмель.)
  • Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку? (3 раза.)
  • Что поймал старик в первый и во второй раз? (1-й раз – тину, 2-й раз –морскую траву.)
  • Помогла ли рыбка старику и как?
  • Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны? (Солнце, Месяц, Ветер.)
  • За какую плату согласился работать Балда? (За 3 щелчка.)

Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай варёную полбу.

III этап

– Узнайте сказку по следующим словам:

1. Путь-дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба. ("Сказка о мертвой царевне")
2. Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто. ("Сказка о рыбаке и рыбке")
3. Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, верёвка, наказание. ("Сказка о попе и о работнике его Балде")
4. Рать, воеводы, царь, мудрец, шатёр, шамаханская царица, звездочёт, петушок. ("Сказка о золотом петушке")

IV этап

– Узнайте сказку по рисунку. (Детям показываются рисунки).

  • Кораблик. ("Сказка о царе Салтане")
  • Зеркало. ("Сказка о мёртвой царевне")
  • Корыто. ("Сказка о рыбаке и рыбке ")
  • Яблоко. ("Сказка о мёртвой царевне")
  • Зайчонок. ("Сказка о попе и о работнике его Балде ")
  • Месяц. ("Сказка о мертвой царевне")
  • Лебедь. ("Сказка о царе Салтане")

Итоги урока

Награждение команды-победительницы и лучших знатоков сказок А.С. Пушкина.