Цели:
- Закрепить у учащихся знание сказок А.С. Пушкина.
- Развивать образное мышление, речь, память.
- Прививать интерес к предмету.
Дети делятся на 3 команды.
– Ребята, сегодня у нас викторина по сказкам вашего любимого поэта А.С Пушкина. Начнём с разминки:
- Где родился А.С. Пушкин? (В Москве).
- Когда он родился? (6 июня 1799 года).
- От кого маленький Саша узнал русские народные сказки? (От няни Арины Родионовой).
- Сколько всего сказок написал А.С. Пушкин? (6; 5 и 1 – не закончил).
- Какие? ("Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеде", "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях", "Сказка о золото петушке", "Сказка о попе и о работнике его – Балде").
I этап
– Узнайте, из какой сказки эти строчки, продолжите.
1. Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
"Кабы я была царица, –"
Говорит одна девица, –
(То на весь крещённый мир
Приготовила б я пир").
"Кабы я была царица,
– Говорит ее сестрица, –
(То на весь бы мир одна
Наткала я полотна").
"Кабы я была царица, –
Третья молвила сестрица,–
(Я б для батюшки царя
Родила богатыря").
2. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно... {тридцать лет и три года
Старик Ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу).
3. Свет мой, зеркальце!
Скажи "(Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее? "
4. На встречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
"Что, батька, так рано поднялся?
Поп ему в ответ: ...
(Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого? ")
II этап
- Как звали сына царя Салтана? (Князь Гвидон)
- В кого и в какой последовательности превращался князь Гвидон? (Комар – муха – шмель.)
- Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку? (3 раза.)
- Что поймал старик в первый и во второй раз? (1-й раз – тину, 2-й раз –морскую траву.)
- Помогла ли рыбка старику и как?
- Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны? (Солнце, Месяц, Ветер.)
- За какую плату согласился работать Балда? (За 3 щелчка.)
Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай варёную полбу.
III этап
– Узнайте сказку по следующим словам:
1. Путь-дорога, терем, прялка, солнышко, месяц,
ветер, свадьба. ("Сказка о мертвой
царевне")
2. Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица,
корыто. ("Сказка о рыбаке и рыбке")
3. Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк,
море, верёвка, наказание. ("Сказка о попе и о
работнике его Балде")
4. Рать, воеводы, царь, мудрец, шатёр, шамаханская
царица, звездочёт, петушок. ("Сказка о
золотом петушке")
IV этап
– Узнайте сказку по рисунку. (Детям показываются рисунки).
- Кораблик. ("Сказка о царе Салтане")
- Зеркало. ("Сказка о мёртвой царевне")
- Корыто. ("Сказка о рыбаке и рыбке ")
- Яблоко. ("Сказка о мёртвой царевне")
- Зайчонок. ("Сказка о попе и о работнике его Балде ")
- Месяц. ("Сказка о мертвой царевне")
- Лебедь. ("Сказка о царе Салтане")
Итоги урока
Награждение команды-победительницы и лучших знатоков сказок А.С. Пушкина.