Алгоритм организации индивидуального сопровождения воспитанников "группы риска"

Разделы: Социальная педагогика


В настоящее время понятие «Дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Дети группы риска – это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Семейное неблагополучие – главная причина попадания детей в группу риска. Оно порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентаций.

До того, как дети оказались в детском доме, они находились в ситуации СОП (социально опасное положение). Пьянство одного или обоих родителей, их асоциальное поведение, устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов, сексуальное развращение родителями собственных детей, убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим родителем - вот неполная характеристика их семейной ситуации, до того, как они как они стали воспитанниками детского дома.

В 1999 году в России был принят федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», регламентирующий вопросы помощи и поддержки детей, фактически формирующий общегосударственную технологию работы с детьми «группы риска». Он спроектирован с учетом принципов системности и представляет собой общегосударственную модель и технологию профилактической работы с несовершеннолетними.

Положив в основу данный закон, мы разработали алгоритм организации индивидуального сопровождения воспитанников «группы риска».

1 этап – выявление детей, нуждающихся в специальной помощи

2 этап – дифференциация по подгруппам

3 этап – координация и осуществление профилактической деятельности

См. Таблицу в Приложении 1.

1 этап – выявление детей, нуждающихся в специальной помощи.

При анализе состава воспитанников детского дома выявляются дети «группы риска», которые делятся на 3 подгруппы.

1 подгруппа.(потенциальная «группа риска»)

Из анализа результатов диагностического обследования (модифицированный вариант опросника «ДАП – В», СПб ВМедА, кафедра психиатрии), цель которого - выявление склонности воспитанников детского дома к различным формам девиантного поведения, бала определена «потенциальная группа риска». Это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов

Приоритетной задачей детского дома в реабилитационной деятельности является раннее выявление неблагополучия и осуществление своевременной помощи, а не на его последствия и проблемы, с которыми очень трудно, а иногда и невозможно справиться учреждению

2 подгруппа («группа риска»)

Под «группой риска» понимаются воспитанники - дезадаптанты и воспитанники с девиантным поведением. (воспитанники в системе нарушающие режим дня, имеющие проблемы в учебе, употребляющие ПАВ).

3 подгруппа (воспитанники состоящие на учете в ИДН, воспитанники с дилеквентной формой поведения.)

С воспитанниками всех трех подгрупп планируется специальная «гибкая» профилактическая и реабилитационная работа. Главная особенность «гибкого сопровождения» заключается в построении работы по двум направлениям, см. Рисунок 1

Первое направление – реализация программ индивидуального сопровождения воспитанника

Качество и эффективность профилактической работы зависят от того, насколько точно специалисты установят:

  • индивидуальные особенности ребенка, его проблемы психического, речевого развития, проблемы в эмоционально-волевой сфере, проблемы в обучении и профсамоопределении;
  • зону его ближайшего развития, перспективы;
  • определят эффективные методы, меры комплексного психологического, педагогического, медицинского и социального воздействия.

Весь комплекс разработанных на заседаниях консилиума детского дома мер ложится в основу программы индивидуального сопровождения воспитанника.

Именно программа индивидуального сопровождения воспитанника становится рабочим документом, который отражает динамику изменений в поведении воспитанника на протяжении всего пребывания в учреждении.

Важным условием эффективности программы сопровождения является согласованность действий всех специалистов, их высокий профессиональный уровень.

Профилактическая работа с воспитанниками 1 подгруппы осуществляется только через реализацию индивидуальной программы сопровождения, так как они отнесены  к детям группы «норма», но нуждаются в большем внимании со стороны воспитателей и специалистов детского дома.

Второе направление - актуальное на данный момент, то есть конкретная помощь специалистов в кризисных жизненных ситуациях (случаи нарушения режима дня воспитанника; употребление ПАВ; резкое, без видимых причин, снижение успеваемости).

Проблема проявления девиаций среди подростков, оставшихся без попечения родителей, пришедших в детский дом из асоциальных семей, в которых они длительное время были безнадзорными, и особенно, если эти подростки страдают психофизическими нарушениями, является чрезвычайно сложной.

Сложность и значимость этой проблемы требовала поиска нестандартных путей, методов, социальных приемов в профилактической и коррекционной работе таких как:

1. Постановка на внутренний профилактический учет.

Решение о постановке на внутренний профилактический учет принимается в соответствии с положением «О постановке воспитанников МОУ «Детский дом № 9» на внутренний профилактический учет».

Алгоритм постановки, контроля и снятия несовершеннолетнего с профилактического учета:

  1. решение о постановке на внутренний профилактический учет принимается на Совете профилактики по заявлению старшего воспитателя группы;
  2. воспитаннику, состоящему на профилактическом учете, назначается куратор из числа работников детского дома, пользующегося авторитетом у данного подростка;
  3. куратором, совместно с заместителем директора по реабилитации, разрабатывается план профилактической работы с несовершеннолетним сроком на 2 месяца;
  4. один раз в 2 месяца куратор проводит анализ профилактической работы с воспитанником и передает результаты анализа в Совет профилактики детского дома;
  5. при необходимости на Совет профилактики приглашается воспитанник и его куратор;
  6. решение о снятии воспитанника с профилактического учета принимается на Совете профилактики по заявлению куратора при условии отсутствия нарушений дисциплины у подростка в течение не менее полугода.

2. Формирование банка информации о воспитанниках «группы риска» (2,3 подгруппы). Он представляет собой компьютерную программу, в которых хранится информация о воспитанниках

Данная программа позволяет осуществлять количественную и качественную оценку изменений в поведении воспитанника по специально выделенным критериям:

  • статистические данные (группа, старший воспитатель, куратор, посещаемые учебное заведение, кружки);
  • учет фактов нарушения режима дня детского дома;
  • учет фактов нахождения воспитанников в состоянии алкогольного или токсического опьянения;
  • учет мероприятий, проводимых с воспитанниками;
  • характеристика на воспитанника, где отмечаются положительные и отрицательные моменты и динамика изменений.

Банк информации о воспитанниках «группы риска» является открытым лишь для администрации детского дома, самого воспитанника, его куратора и старшего воспитателя группы.

Программа позволяет осуществлять динамические срезы по требованию или в конце учебного года.

Полученная информация является источником для анализа и в результате - мониторингом проявления девиаций у воспитанников детского дома, дает возможность более качественно спланировать профилактическую работу с данной категорией подростков.

3. Обеспечение профилактической работы с детьми «группы риска».

Для обеспечения качества профилактической работы с воспитанниками «группы риска» необходимо выстраивание внутридетдомовских и межведомственных связей.

В детском доме профилактическая работа ведется через:

  • реализацию образовательной программы «Становление», а именно подпрограмм: «Профилактика и коррекция асоциального поведении воспитанников», «Познай себя», «Давайте жить дружно», «Кодекс жизни»;
  • реализацию психокоррекционной программы по работе с агрессивными детьми;
  • систему дополнительного образования (курсы игры на гитаре, кружки: «кулинария», «компьютерный», «хореография», работу вокальной студии, тренажерного зала), которая обеспечивает занятость воспитанников.
  • детское самоуправление (участие в работе секторов: досуговом, трудовом, информационно-оформительском; решение части проблем воспитанников активом детского дома)

Межведомственное обеспечение выстраивается:

  • через планирование совместных профилактических мероприятий по предупреждению правонарушений среди воспитанников детского дома с отделом по делам несовершеннолетних, советом общественности 23 микрорайона;
  • через взаимодействие с психологическими службами НП МСПДМ «Восхождение», социального реабилитационного центра для несовершеннолетних «Росток».
  • через систему дополнительного образования (взаимодействие с МОУ ФКиС «ДЮСШ боевых искусств», бассейном «Нептун», спортивным комплексом ОАО «СеверСталь», МУ «Спасательная служба» и др).

4. Меры педагогического воздействия:

  • стимулирование воспитанников (Положение о педагогическом воздействии на воспитанников МОУ «Детский дом №9»);
  • система балловой оценки воспитанников (пункты: культура поведения, вредные привычки, внешний вид, сохранность оборудования и инвентаря);
  • организация пропускного режима, для воспитанников, склонных к его нарушению.

Систематическая, целенаправленная, с учетом психофизических возможностей воспитанников. деятельность всего коллектива детского дома по предупреждению правонарушений, употреблению ПАВ дает положительные результаты. Это подтверждается снижением:

  • количества воспитанников нарушающих режим дня, самовольно уходящих из детского дома;
  • количества воспитанников, дела которых рассматривались на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних;
  • количества воспитанников, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.

Данные психологического мониторинга показывают, что процент воспитанников, у которых был заметно выражен симптомокомплекс «тревожность по отношению к взрослым», «враждебность по отношению к взрослым», «враждебность к детям», «недостаток доверия к новым людям, ситуациям», «асоциальность». В течение двух лет наблюдается снижение агрессивных проявлений у воспитанников».

Результаты работы по разработанному алгоритму организации индивидуального сопровождения воспитанников «группы «риска» позволяют сделать вывод о его эффективности.