Программное содержание:
- Экология:
- закрепить представления детей о сезонных изменениях в природе;
- устанавливать простейшие связи между зимними условиями и особенностями поведения животных (холодно, глубокий снег, тяжело добывать пищу);
- закреплять знания детей о приспособленности животных к среде обитания;
- закреплять знания о жизни диких животных в лесу (лиса, заяц, еж, белка, медведь);
- продолжать воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
- Математика:
- упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, толщине, в счете предметов в пределах десяти;
- отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные: длиннее – короче, толще – тоньше, выше – ниже;
- закреплять умение соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами.
Предшествующая работа:
- Беседа о поведении животных зимой.
- Рассматривание иллюстраций животных.
- Игра «Кто, что ест?».
- Чтение произведений.
- Загадывание загадок о животных, о лесе.
Словарная работа: активизация словаря: ельник, еловый, берлога, дупло, спячка, пища, кедровые орешки.
Материалы:
- Игрушки: медведь, лиса, заяц, еж, белка.
- Продукты: яблоко, морковь, мед, кедровые орешки.
- Картинки животных.
- Елочки разного размера – 4шт.
- Дерево с дуплом.
- Тарелочки с геометрическими фигурами – 5шт.
- Корзинка.
- Клубок ниток.
- Волшебная коробочка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети стоят в кругу. Приходит лиса с письмом и просить его прочитать воспитателя.
Воспитатель: Вот, что в нем написано: «Дорогая лиса! Приглашаю тебя на день рождения. Жду в лесу. Твой друг».
Лиса: Ребята, помогите мне, я не знаю, кто написал мне это письмо.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто бы это мог быть? Что мы знаем о нем? Только то, что он живет в лесу? Как вы думаете, кто это?
(Ответы детей).
На мольберте картинки зверей: заяц, волк, медведь, лось, лиса, кабан, еж, белка, слон, крокодил, лев. Обращаю внимание детей на картинки.
Воспитатель: Ребята, все ли звери, изображенные на картинках живут в лису?
Проводится игра «Кто лишний?».
Воспитатель: Молодцы! Вы справились с заданием. Что нам делать? Может, отправимся вместе с лисой в лес и найдем неизвестного друга? Но на день рождения не ходят без подарков. Давайте решим, что возьмем с собой в лес. (На столе лежат яблоко, мед, орехи, морковь и картинки животных медведь, заяц, еж, белка. Игра «Кто, что ест? Дети выполняют задание).
Воспитатель: Вот, мы, и готовы идти на поиск неизвестного друга.
Лиса: Ребята, я вас могу взять с собой только с тем, условием, если вы знаете правила поведения в лесу.
(Ответы детей: не шуметь, не ломать ветки деревьев, не пугать животных, не разводить костер).
Воспитатель: Отправляемся в путь. Ой, ребята, в лесу такой глубокий снег, что приходится идти, высоко поднимая ноги.
Физминутка: ходьба с высоко поднятыми ногами.
Подходим к дереву с дуплом.
Воспитатель: Ребята, кто здесь может жить?
(Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, белочка.
Стучимся. Выглядывает белка. Здороваемся. Спрашиваем, не у нее ли сегодня день рождения?
Белка: Нет, мне тоже пришло приглашение на день рождения.
Воспитатель: Белочка, а почему ты так любишь кедровые орешки?
Белка: Потому что они не только вкусные, но и питательные. В них очень много витаминов и жира, который греет меня зимой изнутри.
Воспитатель: Мы с ребятами не верим.
Белка: Можете проверить.
Предлагает завернуть орешки в лист бумаги и раздавить их. На бумаге остается жирный след.
Белка: Теперь, верите?
Дети: Да!
Берем белочку, отправляемся дальше.
Физминутка:
«Мы топаем ногами, мы хлопаем руками,
Киваем головой, мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки дружно прячем и бегам кругом.
Выходим на полянку, где растут елочки.
Воспитатель: Ребята, как называются эти деревья?
(Ответы детей).
Воспитатель: А как можно назвать такой лес?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Еловый или ельник.
За елкой сидит заяц. Спрашиваем, не у него ли сегодня день рождения.
Заяц: Нет. Но я тоже собираюсь на день рождения.
Заяц просит детей помочь выбрать ему самую маленькую елочку (низкую). Игра «Расставь по высоте».
Воспитатель: Заяц, зачем тебе елка?
Заяц: Я хочу подарить ее на день рождения другу.
Воспитатель: Ребята, а разве вам не жалко елочку? Объясните зайцу, почему нельзя рубить деревья.
(Ответы детей: они живые, без земли быстро погибнут, помогают очищать воздух в лесу).
Воспитатель: Если каждый будет рубить деревья в лесу, то останутся одни пеньки.
Предлагаем зайцу выбрать в подарок морковь.
Заяц: Тогда самую длинную!
Путем сравнения дети находят самую длинную морковь. Их оказывается две.
Заяц: Тогда самую толстую!
Ребята определяют. Забираем зайца и идем дальше.
Физминутка: идем взявшись за руки со словами:
Я иду и ты идешь
Раз, два, три.
Я пою и ты поешь
Раз, два, три.
Мы идем и мы поем
Раз, два, три.
Очень дружно мы живем
Раз, два, три.
Подходим к снежному сугробу.
Воспитатель: Кто насыпал столько снега? На чье жилище похоже?
(Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а что медведь делает зимой?
Дети: Спит, он в зимней спячке.
Воспитатель: Давайте послушаем. Но, что это такое? В берлоге играет музыка!
Стучим. Медведь приглашает в гости. В берлоге праздничная обстановка.
Воспитатель: Так вот, у кого день рождения. Но, мишка, ты же должен спать.
Медведь рассказывает, что он родился в феврале и проспал все свои дни рождения.
Медведь: Я решил, что в этом году спать не буду и отмечу свой день рождения с друзьями. Ребята, вы, знаете геометрические фигуры? Помогите, мне, пожалуйста, разложить печенье, которое я испек, по тарелкам.
Ребята раскладывают печенье по тарелкам, на которых изображены геометрические фигуры: круг, овал, прямоугольник, треугольник, квадрат. Медведь благодарит ребят.
Воспитатель: Мишка, у нас для тебя есть подарок.
Дарим мед. Медведь угощает ребят печеньем.
Дети: Мишка, мы не едим такое печенье, ведь мы настоящие дети, а не игрушечные.
Медведь предлагает пойти к ежику – волшебнику, он поможет превратить печенье в настоящее.
Воспитатель: А как мы его найдем?
Медведь: Я вам дам волшебный клубок, он приведет вас к ежику.
Бросаем клубок, он приводит детей к домику ежа. Здороваемся. Просим превратить печенье в настоящее. Ежик достает волшебную коробку (с двойным дном). Дети складывают туда свое печенье. Еж переворачивает несколько раз коробку и говорит волшебные слова: Крибле, крабле, бумс! Открывает коробку и угощает детей настоящим печеньем. Дети благодарят ежа. Угощают его яблоком. Прощаются.
Воспитатель: Спасибо, ребята, за то, что помогли лисичке найти именинника.