Урок психологии в 11-м классе по теме "Формула личности"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель занятия: Поиск и активизация позитивных ресурсов через создание системы поддержки и формирование «проекции на будущее».

Задачи:

  • Способствовать активизации и расширению рамок ассоциативного мышления.
  • Через постановку творческой задачи возбудить взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных функций.
  • Создать активную творческую атмосферу и позитивный настрой в группе.

Оборудование: альбомные листы карандаши, фломастеры, личные дневники.

Структура занятия:

  1. Притча «Все в твоих руках». Оуэн .Н. Магические метафоры. 77 историй для учителей терапевтов и думающих людей. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
  2. Упражнение «Уникальность каждого».
  3. Обсуждение «Уязвимые люди».
  4. Упражнение «Ресурсы».
  5. Проблема как друг – Рефрейминг. Алдер Х. НЛП: современные психотехнологии. СПб.: Питер, 2000.
  6. Формула личности.
  7. Рефлексия.

Ход занятия

1. Притча «Все в твоих руках»

В одном селении жил великий мудрец. Слава о его мудрости была так велика, что из разных стран стекались к нему люди за советом. Но был один человек, которому не давала покоя слава мудреца. Решил он доказать всем, что не так уж умен тот, которого почитают как мудрейшего из мудрых. Решил он придумать такой вопрос, ответ на который даже наш мудрец не мог бы найти.
Пошел человек на луг, поймал бабочку, посадил ее среди сомкнутых ладоней и решил:
- Спрошу-ка я мудреца, какая бабочка находится у меня между ладоней: живая или мертвая? Скажет: живая – я сомкну руки, бабочка и умрет. Ну, а если скажет, что мертвая, я разожму ладони, и бабочка вспорхнет в небо. Тогда-то все и поймут, кто из нас умнее.
Пришел человек к мудрецу со своим вопросом:
- Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мертвая?
Тот подумал и ответил так, как может ответить только мудрец:
- Все в твоих руках!

2. Упражнение «Уникальность каждого»

Вспомнить ситуацию, когда приходилось быть не как все. Например:

  • неожиданные факты (я выиграл в лотерею);
  • кулинарные способности (я замечательно пеку торты);
  • интересный жизненный опыт (я был за границей);
  • особые награды (получил медаль за спортивные достижения);
  • необычные умения (знаю приметы и могу предсказать погоду);
  • особые интересы (прекрасно разбираюсь в птицах, или в компьютерах).

3. Обсуждение «Уязвимые люди»

Как вы думаете, что делает некоторых людей особенно уязвимыми перед негативным влиянием? Сначала запишите свои идеи в тетради.

Затем записываем предложения учеников на доску, организуя обсуждения.

Примеры ответов:

  • Отсутствие цели в жизни.
  • Недостаток уверенности в себе.
  • Нехватка самоуважения.
  • Неумение подумать о последствиях принимаемых решений.
  • Потребность в признании и внимании со стороны других людей.

4. Упражнение «Ресурсы»

Ребятам предлагается подумать над следующими вопросами «Что тебе может помочь достичь твоих целей? Чем ты уже обладаешь, чтобы достичь этих целей: черты характера, способности, друзья?

Инструкция «Напиши свои четыре сильных качества, изобрази их в виде каких-то символов – это твои ресурсы, которые тебе помогут в жизни».

5. Рефрейминг - изменение точки зрения на ситуацию для придания ей иного значения.

«Суть рефрейминга заключается в том, чтобы увидеть вещи в разных перспективах или в разном контексте. Рефрейминг является неотъемлемой частью творческого мышления»

В нашем случае речь пойдет об использовании рефрейминга для изменения негативной самооценки на позитивную.

Разбиваем группу на пары. В каждой паре просим партнеров в течение 10 минут обменяться друг с другом информацией о себе так, чтобы в фокусе разговора оказалась какая либо черта характера или привычка, которая самим же человеком воспринимается как нечто негативное, мешающее. Затем каждому участнику пары необходимо будет приготовить свой взгляд на это качество с тем, чтобы представить его с положительной стороны. Например, медлительность становится вдумчивостью и неспешным, основательным вхождением в материал; недостаток храбрости - хорошей природной самозащиты, отсутствием авантюризма и т.п.

Далее обмен мнениями о наиболее удачных / спорных представлениях.

6. Формула личности

- Как правило, формулы – примета точных наук. Мы сталкиваемся с формулами математике, физике, химии.… Попробуем перенести задачу, знакомую по этим областям знаний, в сферу психологии и описать себя, свои принципы, свой характер, взгляды на мир в виде формулы. Вы можете предложить свои символы и условные обозначения, а можете использовать знакомые знаки равенства, умножения, деления, скобок, сложения, вычитания, интеграла, бесконечности и т. д.

В ходе задания сосредоточьтесь на решении задачи, работайте индивидуально, не вступая в обсуждение с товарищами по группе.

Завершение: обсуждение упражнения.

- Что вам понравилось в ходе упражнения, что огорчило?
- Что представляется вам наиболее сложным в полученном задании?
- Кто испытывал внутренний протест, раздражение по поводу полученного задания?
- Удалось ли вам обнаружить в собственной формуле личности особенности характера, о которых раньше вы не задумывались?
- Насколько адекватно, на ваш взгляд, полученная формула отражает особенности именно вашей личности?
- Кто считает, сто ему не удалось справиться с заданием? Почему?

По итогам обсуждения упражнения можно попросить у учащихся разрешения на публикацию их формулы личности на демонстрационной доске.

Информационный блок:

«Английские ученые открыли формулу счастья. Ученые опросили тысячу человек. На основе ответов на вопросы они открыли формулу:
Счастье = P + 5∙E + 3∙H, где P – личностная характеристика; сюда входит мировоззрение, способность адаптироваться к новым условиям, переносить невзгоды; E – это бытие; в это понятие разработчики вложили состояние здоровья, финансовую стабильность, дружбу и пр., а H – это индекс высших стандартов (самоуважение, амбиции и даже чувство юмора).

Один из участников научной группы – Пит Коэн заявил, что рассчитать эту формулу большинству будет не под силу. По его словам, чтобы определить уровень счастью каждого человека, ему необходимо пройти тест из нескольких простых вопросов. После этого при помощи формулы исчисляется индекс счастья – от 1 до 100 баллов.

Вывод, который сделал Коэн на основании опроса тысячи человек, по мнению «BBC News», не содержит в себе ничего нового. Большинство людей считают, что они будут гораздо счастливее после того, как получат материальный достаток – большой дом, новую машину. Однако те, у кого это уже есть, ничуть не счастливее их.

Главной же причиной отсутствия счастья, к примеру, у британцев Коэн назвал то, что они фокусируются на негативных вещах. «Лучше всего – это просто радоваться жизни!» - заявил он».

7. Рефлексия

Заполнение личных дневников:
- Что тебе понравилось на занятии?
- Что удивило?
-Что вызвало затруднение?