Разработка логопедического занятия по теме "Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство. Гласные звуки и буквы О, Ё"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Формирование и развитие фонематического восприятия в процессе сопоставления смешиваемых звуков на слух и в произношении. Различение фонем ОЁ по всем признакам фонематического и звуко-буквенного анализа. Соотнесение звука с определённой буквой.
  2. Закрепление знаний об обозначении буквой Ё звука О после мягких согласных.
  3. Совершенствование навыка чтения слов сложной слоговой структуры.
  4. Развитие связной речи с обязательным включением грамматических терминов:
    • постановка детьми учебной задачи;
    • диалог с логопедом, с товарищами.
  5. Воспитывать наблюдательность, орфографическую зоркость, самоконтроль, взаимопомощь.

Оборудование: индивидуальные зеркала, цветные карандаши, счётные палочки по количеству детей, рабочие тетради, конверты с индивидуальными карточками, страничка из прописей, карточка с текстом «Беспризорная кошка», кукла Незнайки, опорная таблица для физминутки «Кто как».

Ход урока

Организационный момент

Игра на внимание «Рассыпалось слово».

Дети собирают слово из слогов. У каждого своё слово и свой набор слогов.

ё, ружь
кро, я, личь
при, ся, дел, гля
хво, тин, рос, ка
ся, за, вёл
на, рас,ко, па

Дети по цепочке называют слова и объясняют правила переноса этих слов.

(Можно выложить эти слова на магнитной доске и определить лишнее из них с учётом заявленной темы. Это слово - пригляделся т.к. оно не имеет буквы о, ё).

- Назовите слово, в котором нет звука О.
- Какими буквами обозначен звук О в этих словах? Почему?

1 часть: Беседа по теме

Сообщение логопеда. Гласные буквы О-Ё могут быть очень коварными, очень опасными, из-за них ученики часто допускают ошибки в письменных работах. Эти буквы похожи по звучанию О = [О], Ё = [ Й+О ], но пишутся не всегда так, как слышатся. Кроме того, их можно перепутать с другими буквами похожими по написанию.

Объяснялка для Незнайки.

(Вопросы задаёт логопед от лица Незнайки)

- Какие опасные «ловушки» есть у буквы Оо ?
(Логопед обращает внимание на соединение этой буквы с другими буквами ом, ол, он, …, объясняет, что при неправильном соединении буква о читается как а).

- Какие опасные «ловушки» есть у буквы Ёё?
(Смешение Ё-З, ё-с, а так же обратить внимание на соединение с другими буквами)

  • Правильно пропишите соединения буквы о с буквами прописанными на доске

    об, од, оф, ох, ош,от, ом, ол, от, ою

  • Правильно пропишите соединения буквы Ёё с буквами прописанными на доске

    Ёл, ёл, Ём, ём, Ёр, ёр, Ёс, ёс

(Можно предложить в качестве прописи-тренажёра пособие Т.Ф. Клементовича «Я учусь писать красиво»).

Объяснялка для Незнайки.

Если согласный звук слышится мягко, какую букву О или Ё нужно писать?

- Когда буква Ё обозначает 1 звук? (после мягкой согласной)
- Когда буква Ё обозначает 2 звука? (если буква Ё в слове первая, если буква Ё стоит после другой гласной или если буква Ё стоит после Ъ или Ь)

2 часть: Закрепление навыка в письменных работах

1) Закрепление навыка в словах

Вставьте пропущенные буквы.

Аккуратно перепишите в тетрадь слова, записанные на доске. Над буквами О-Ё запишите цифрой количество звуков. Подчеркните одной чертой твёрдые согласные, двумя - мягкие.

Кр-лики, зав-лся, ск-рее, п-пятился, раск-пана, ружь-, зам-рзло, под -лк-ю, темн-, л-д, п-с, к-шка

2) Закрепление навыка в предложениях

Зрительный диктант.

Составить предложение из слов, записанных на доске. Запомнить его и записать, объясняя орфограммы.

(замёрзла, озере, в, вода, Онежском)
(рыбу, нельзя, ловить, стало)
(ружьё, а, у, было, меня)

Физминутка

Тактильная гимнастика. Игра «Угадайка».

Дети работают в парах стоя друг за другом. Впередистоящий убирает руки за спину, второй ребёнок прописывает счётной палочкой буквы О или Ё. Прописывает имя товарища.

3 часть: Закрепление навыков чтения.

Развитие лексико-грамматической и орфографической зоркости.

Подготовительные упражнения:

1) Работа с цветными карандашами

  • Составь слово из слогов.
  • Заштрихуй квадратики каждого слова определённым цветом.
кро личь па я на
при ко шёл нул зверь
рас хво рос тин ка
за гля на по пя
глу на би тил ся

(кроличья, раскопана, пришёл, заглянул, глубина, хворостина, зверь)

2) Работа с индивидуальными карточками

  • Найди правильное слово, объясни орфограмму.
  • Выдели это слова кружочком.
назад зашипит вдруг народ комод вперёд запишет запищит заметит друг плуг плут врут туда назад парад зашипит загуляет заболит тут вот вдруг

3) Работа со словами по индивидуальным карточкам

  • Читай чётко в быстром темпе.

  • я – ая – тая – ютая – лютая
    о - но – дно – удно – рудно - трудно
    я – ая – вая – овая – ровая – уровая – суровая
    ой – кой – шкой – ёшкой – бёшкой – ыбёшкой - рыбёшкой

    по – пог – погр – погре – погреб
    о – от – ото – отог – отогр – отогре – отогрел
    вы – вым – выма – выман – вымани – выманил
    му – мур – мурл – мурлы – мурлык – мурлыкать

    я – ся – лся – ился – тился – ятился – пятился – попятился
    он – льон – альон – тальон – чтальон – очтальон - почтальон
    а – ла – ала – кала – ыкала – лыкала – рлыкала – урлыкала - мурлыкала
    у – ку – ньку – оньку – хоньку – ихоньку – тихоньку – отихоньку - потихоньку

4) Работа с предложениями по индивидуальным карточкам

  • Читай чётко в быстром темпе.

  • Под…
    Под ёлкой…
    Под ёлкой на…
    Под ёлкой на месте…
    Под ёлкой на месте кроличьей…
    Под ёлкой на месте кроличьей норы…
    Под ёлкой на месте кроличьей норы большая…
    Под ёлкой на месте кроличьей норы большая дырка…
    Под ёлкой на месте кроличьей норы большая дырка раскопана.

    Моя…
    Моя любимица…
    Моя любимица бежала…
    Моя любимица бежала впереди…
    Моя любимица бежала впереди меня…
    Моя любимица бежала впереди меня по…
    Моя любимица бежала впереди меня по тропинке.

    Утром…
    Утром она…
    Утром она мурлыкала…
    Утром она мурлыкала у…
    Утром она мурлыкала у стола.

    По…
    По ночам…
    По ночам она…
    По ночам она мышей…
    По ночам она мышей ловила…
    По ночам она мышей ловила в…
    По ночам она мышей ловила в погребе.

    Приходил…
    Приходил почтальон…
    Приходил почтальон и…
    Приходил почтальон и опускал…
    Приходил почтальон и опускал в…
    Приходил почтальон и опускал в ящик…
    Приходил почтальон и опускал в ящик письмо.

Физминутка

«Кто как» (Приложение 1)

Кошка – коль придётся – по земле крадётся.
Может это слухи – но кролик длинноухий,
(если делать нечего) прыгает кузнечиком. (Приложение 2)

Чтение текста.

Беспризорная кошка.

Наступила лютая и суровая зима. Вода в Онежском озере замёрзла.
Ловить рыбу стало нельзя. А у меня было ружьё. Вот я зарядил ружьё и пошёл по берегу. На берегу в норах жили дикие кролики.
Вдруг смотрю: под ёлкою на месте кроличьей норы большая дырка раскопана, как будто бы ход для большого зверя. Я скорее туда. Заглянул в нору. Темно. А когда пригляделся, вижу: там, в глубине два глаза светятся. Что за зверь такой завёлся?
Сорвал хворостинку – и в нору. А оттуда как зашипит! Я назад попятился! Да это кошка! Выманил я её потихоньку из норы рыбёшкой. Принёс в дом.
Около четырёх суток отогревалась Мурка в моём доме на печке. По ночам она мышей ловила в погребе, а утром мурлыкала у стола.
Когда приходил почтальон и опускал в ящик письмо, моя любимица бежала впереди меня по тропинке. Теперь я знал: мяукает Мурка у дверей, - значит, есть нам письмо.

Предлагаемые варианты работы с этим текстом:

  • Чтение текста по цепочке.
  • Разделить текст на части, раздать детям части текста в виде индивидуальных карточек для самостоятельного чтения молча.
  • Вновь составленный из частей текст прочитать вслух.

(Часть работы с текстом можно перенести на следующее занятие, или продолжить её во время индивидуально-подгрупповых занятий)

Итог занятия

  1. Уточнение цели работы на занятии.
  2. Закрепление знаний о способах различения гласных ОЁ во время письма.
  3. Выяснение у детей наиболее сложных и наиболее интересных моментов работы.