Разработка родительского собрания-лектория по теме "Садимся за уроки"

Разделы: Работа с родителями


Цели:

  1. выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома;
  2. дать рекомендации родителям о том, как формируются у детей навыки самоконтроля.

Участники: родители учащихся 2 класса (система РО Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова), классный руководитель, педагог – психолог.

Подготовка:

1. Учитель и педагог-психолог изучают психолого-педагогическую литературу по теме родительского собрания и подбирают книги и журналы для выставки.
2. Учитель и педагог-психолог составляют буклеты с практическими рекомендациями по заявленной теме.
3. Проводится анкета для учащихся.

Анкета

1. Кто помогает тебе делать уроки?
2. В чем заключается эта помощь?
3. О чем спрашивают тебя родители, когда ты приходишь из школы?
4. Как поступают родители, когда ты приходишь из школы с двойкой?
5. Чем ты занимаешься, когда возвращаешься из школы? Перечисли, пожалуйста, свои занятия.

Классный руководитель обрабатывает, анализирует и обобщает результаты анкетирования учащихся.

4. Психолог готовит специальные упражнения, направленные на результаты познавательных функций и интереса к обучению.
5. Учитель готовит памятку для учащихся «Садимся за уроки».

Оформление, оборудование и инвентарь:

  1. выставка книг для родителей;
  2. памятки учащимся «Садимся за уроки»;
  3. буклеты для родителей с практическими рекомендациями.

Ход собрания

1. Классный руководитель встречает родителей

Кл. рук.: - На сегодняшний день встала острая проблема перед родителями, как воспитать у учащихся стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть, или погулять, сформировать умение быстро включится в работу, вести ее, не отвлекаясь и в хорошем темпе. Малейшая внутренняя ненастроенность ребенка или какие – то внешние неудобства могут оказаться серьезной помехой. Зачастую мы слышим такие выражения: «Мой Петя сидит за уроками 3-4 часа. Если бы это у него сохранилось это старание до 10 класса». Но ведь во 2 классе на домашние уроки надо тратить не более полутора- двух часов.

(Ситуация)

Воспользовавшись приглашением Петиной мамы, директор понаблюдал, как Петя учит уроки. Петя занял рабочее место. Сидит за столом, значит, работает.… Но нет, оказывается. Вот куда-то подевался циркуль и карандаш, тут же обнаружилось, что нужной записи в дневнике нет, и надо узнать у приятеля, что задали по математике, да и самого учебника не оказалось на месте. А минуты бегут…

Но вот все найдено, уточнено, приготовлено, мальчик углубился в работу… Вдруг ему захотелось попить воды, а еще через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика…

На раскачку ушло более 20 минут, два с лишним часа ушло на приготовление уроков. Петя за это время:

  • дважды вставал из-за стола и ходил на кухню пить воду;
  • один раз вставал и ходил смотреть телевизор, чтобы узнать, не началась ли программа мультфильмов;
  • дважды, отрываясь от работы, прислушивался к разговору взрослых в соседней комнате;
  • один раз доставал из стола альбом с марками и листал его.

Но вот работа закончена. Петя бесцельно перекладывал учебники с места на место 10 минут…

Итак, выяснилось, что из двух с лишним часов, затраченных Петей, только 1 час 27 минут использовано с толком.

Такая картина, как вы понимаете, является типичной. Чуть ли не половина младших школьников проводит за приготовлением домашних заданий больше времени, чем положено.

2. Предоставляется слово педагогу-психологу А.Д. Лакизиной

В современной школе дети проводят по шесть часов в день. К счастью, учебная программа по- прежнему включает такие занятия, как гимнастика, танцы и музыка, а также специальные мероприятия, направленные на развитие самоуважения. Предполагается, что оставшиеся три часа учителя должны потратить на обучение чтению, письму, математике и хотя бы немного естественным наукам. Классные руководители не в состоянии все успеть. Они нуждаются в помощи.

Как родители вы можете внести огромный вклад в процесс обучения своих детей. Читая своему малышу, вы автоматически увеличиваете его словарный запас. Ежедневно помогая в выполнении домашнего задания, вы своим вниманием показываете, насколько важно обучение.

Когда я разговариваю с родителями на консультациях, то вижу, что они стремятся помочь своим детям, но не знают, как это сделать. Вдобавок к постоянной нехватке времени, они часто замечают, что их дети просто не хотят заниматься месте с ними. Дети будут охотнее конструировать новую машинку, чем выполнять домашнее задание. Но даже если дети много смотрят телевизор или время от времени засиживаются за компьютером, то их нельзя однозначно назвать ленивыми. Они играют в футбол, баскетбол, посещают уроки танцев и занимаются музыкой. У них есть свои запланированные дела и встречи, и они не хотят, чтобы родители отнимали у них драгоценное время. После того как дети сделали уроки, они не хотят больше тратить время на чтение, и их не интересует возможность попрактиковаться в математике.

Один из родителей рассказывал, что когда пришло время выполнять домашнее задание по чтению, ребенок спрятал книгу за батарею. Выполнение домашнего задания превратилось в битву, и совместные занятия стали причиной возникшего между ними напряжения, от которого не было пользы никому. Родитель выходил из себя, когда чувствовал, что сын старается не в полную силу, и выполнение домашней работы обычно заканчивается криками друг на друга. Некоторые родители во избежание проблем и вовсе выполняют домашнее задание за детей.

Бывает, что родители сами провоцируют детей на отрицательную реакцию, связанную с выполнением домашнего задания. Прейдя с работы уставшими и раздраженными, они с пренебрежением и с чувством обреченности садятся с детьми за уроки. Любая ошибка или просчет ребенка моментально превращается в бурю эмоциональных выплесков в сторону дитя. Как правило, дети очень чутко чувствуют состояние родителей, и ваше напряжение передается им. Прежде чем садиться за уроки постарайтесь сами успокоиться и сконцентрироваться на выполняемой деятельности. Свои требования ребенку произносите твердым и уверенным голосом, не повышая тона.

Исследователи считают, что родители являются одним из важнейших источников знаний для своего ребенка. В книге «Что работает: Исследование о преподавании и обучении» утверждается, что «родители – это первые и наиболее влиятельные учителя для своих детей». Авторы книги объясняют, что у родителей есть все возможности помочь детям преуспеть в школе, однако они делают меньше, чем могли бы. Исследование показало, что матери в среднем тратят менее получаса в день, разговаривая с детьми, объясняя что-либо или читая им. Отцы еще меньше – около 15 минут. Поэтому прежде чем спросить у ребенка об отметке и об успехах в школе спросите, сначала у себя, а что я сделал для этого? Какую вы себе поставите отметку за выполнение домашнего задания с ребенком?

Чувство собственного достоинства ребенка хрупко, и нужно его лелеять. Если ваш ребенок будет знать, что есть специально отведенное время, которое вы будете проводить вместе с ним, то вы покажите ему, что он для вас очень важен и что вы хотите быть и ним. Всем известно, что дети любят играть - признайте это и используйте как преимущество. Тогда вашим ребятам понравиться проводить с вами время и процесс обучения станет для них чем-то захватывающим.

3. Практические рекомендации педагога-психолога

Форма проведения: игровая.

К вашему вниманию я хочу предложить несколько развивающих игр, которые вам позволят привлечь внимание детей к процессу обучения. Все задания разработаны таким образом, чтобы принести максимальную пользу при минимальных затратах времени. В них можно играть в любое время и в любом месте.

«Первый звук»

Цель: познакомить ребенка со звуками и научить выделять в слове начальный звук.

В игру можно играть везде, где есть предметы, которые можно увидеть, - шагая по улице, убирая комнату или следуя к игровой площадке.

Как играть: в процессе игры участники отгадывают секретное слово. Один игрок загадывает предмет, который находится где-нибудь по близости, и называет только первый звук слова, остальные участники должны угадать предмет. Они могут называть все предметы, которые видят вокруг и которые, по их мнению, начинаются на этот звук. Если игроки затрудняются назвать предмет, они могут назвать вопросы, чтобы определить его место расположения и предназначения.

Развиваемые навыки: ребенок должен усвоить, что слова могут начинаться с одного звука, и уметь назвать такие слова. Когда он поймет, что все слова состоят из одних и тех же звуков он увидит и то, что в них используется одни и те же комбинации букв. Цель игры состоит в том, чтобы научить ребенка распознавать и выделять начальные звуки. Чтобы загадать секретное слово, ему нужно выбрать предмет, определить с какого он звука начинается, а затем произнести этот звук, не говоря оставшуюся часть слова. Этот навык потребуется ребенку, чтобы безошибочно читать.

«Одно и то же»

Цель: научить ребенка структурировать информацию, развивать словарный запас.

Как играть: участникам игры необходимо отгадать категорию, к которой относится группа слов. Один игрок придумывает категорию (например, острые предметы) и, не говоря остальным, что он загадал, называет предмет, принадлежащий к данной категории (например нож). Другие участники пытаются угадать ее. Если сразу категорию назвать не удается, первый игрой перечисляет относящиеся к ней предметы - бритва, точилка для карандашей и т.д., - пока один из игроков не угадает категорию. Тот, кто назовет её правильно, получает один бал и придумывает следующею. Если никто не может определить категорию, после того как было названо по крайне мере пять предметов, первый игрок зарабатывает очко и право на следующих ход.

Развивающие навыки: детям необходимо понять, что слова могут иметь два и более значений и относиться к нескольким категориям. Когда дети играют со словами таким способом, они развивают способность распознавать разные значения одного слова, расширяя при этом словарный запас.

«Какое число»

Цель: познакомить ребёнка с интересными способами подсчета чисел.

Как играть: в ходе игры дети определяют секретное число по подсказкам. Один игрок выбирает число, которое держит от других игроков в тайне. Он дает им математические подсказки о величине.

Развивающие навыки: эта игра предоставляет возможность попрактиковаться с применением различных способов подсчета и предлагает ребенку рассмотреть их варианты сочетания. Благодаря этой игре у детей появится стремление открытию нового.

4. Практические рекомендации учителя

Форма проведения: ситуация из опыта работы.

«Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»

Начните с предмета, который легче дается ребенку, и не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам, пока задание не доделано до конца, посмотрите, есть ли оплошности, предложите искать их самому. Старайтесь избегать слова «ошибка». Не высмеивайте ошибки своих детей.

О чтении

Один раз ребенок читает сам. Потом вы, скажем, готовите у плиты, а он пересказывает прочитанное. Если неточно пересказывает какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов.

Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух, по очереди. Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. А просто так несколько раз не перечитывайте. Это скучно.

По русскому языку

Обращайте внимание на выполнение упражнения полностью. При трудностях выполните вслух все упражнения, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При его письменном выполнении ребенок еще раз все вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за спиной. Не сердитесь на своего ребенка и не злите его.

Задачи по математике

Учите читать и представлять как происшествия. Выполните чертеж. Найдите вспомогательное действие, если задача в два и более действия. Уточняем, о каких величинах идет речь. Ребенок самостоятельно записывает действия и ответ. Проверяете.

Природоведение

Читать не только по книге, но и выписывайте журналы. Делайте оттуда интересные вырезки и подбирайте тексты.

5. Председатель родительского комитета зачитывает решение родительского собрания:

  1. Родителям совместно со своим ребенком выработать наиболее рациональный режим дня учащегося и всячески содействовать его выполнению.
  2. Организовать в каждой семье рабочий уголок ребенка.
  3. Поддерживать у детей интерес к учебному труду, способствовать развитию их познавательной активности.

6. Заключительная часть

Учитель раздает заранее приготовленные буклеты «Садимся за уроки». (Приложение 1, Приложение 2)

Педагог-психолог проводит родителей к выставке рекомендуемой литературы.

Список используемой литературы:

  1. Мир детства: Младший школьник (под редакцией А. Г. Хрипковой), 1988.
  2. Шклярова Т.В. Справочник для начальных классов, 1994.
  3. Черил Гершон Таттл, Пени Хатчинс Пакет Познавательные игры для детей 3-12 лет, Минск, 2006.