Цель: формировать навык проверки орфограмм по сильной позиции, по словарю, по правилам, развивать речь, мышление учащихся, воспитывать культуру общения.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Воспроизведение “открытого” способа проверки орфограмм, осознание общих принципов, лежащих в его основе
Учитель: Над какой темой мы работали на протяжении нескольких уроков?
Дети: мы учились проверять орфограммы слабых позиций.
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжаем учиться проверять орфограммы известными нам способами. Какие это способы?
Дети: По правилу; по словарю; по сильной позиции.
Учитель: Когда звуки находятся в сильной, а когда в слабой позиции?
Дети: гласные: сильная, слабая; согласные: сильная, слабая.
3. Отработка умения подчёркивать орфограммы слабой и сильной позиции и объяснять их
а) Задание: к словам, записанным на доске, подобрать антонимы. Подчеркнуть орфограммы, объяснить их.
холод – ...
бедняк – ...
лёгкий – ...
бросать – ...
Вывод: Вы показали умение подчёркивать и проверять орфограммы слабых позиций. А теперь проведём самостоятельную работу.
б) Задание: выполнить упражнение 209 по вариантам. Данные в транскрипции высказывания записать буквами с пропуском орфограмм. Затем вставить пропущенные орфограммы и объяснить правописание:
[за акном тр’ищ’ал марос и зл’илас’ в’й’уга]. [а на акн’э расл’и агурцы и цв’ил’и ф’иалк’и].
Запись у детей: За _кном тр_щал м_ро_ и злил_сь вьюг_. А на _кне р_сли _гурцы и цв_ли ф_алк_.
Вывод: мы вставляли пропущенные орфограммы, проверяя их тремя способами.
4. Выведение закономерностей русского письма
Учитель: А какие орфограммы мы обозначаем по правилам (мы их занесли в особый список)?
Дети: Жи-ши, ча-ща, чу-щу, же-ше; -ци, -цы; о, ё после шипящих; ь и ъ разделительные; удвоенные согласные; сочетания чк, чн, нч, щн, чт.
Задание: В данных словах подчеркнуть орфограммы сильных и объяснить: ночной, ночь, беречь, играешь, удальцы, грачата, ранний, вьюга, чужой.
(Самопроверка, оценивание.)
5. Реализация дифференцированного подхода. Творческая работа
Задание: данные фразеологизмы заменить одним словом, записать
с пропуском, объяснить орфограммы, но сначала ответьте на
вопрос: что такое фразеологизмы? (Дети: ….)
– за тридевять земель (далеко)
– рукой подать (близко)
– хоть глаз коли (темно)
– куры не клюют (много)
(Несколько человек работают по карточкам: даны слова, заменить их фразеологизмами.)
мелко – (воробью по колено)
медленно – (черепашьим шагом)
рано – (ни свет ни заря)
вкусно – (пальчики оближешь)
5. Подведение итогов
Учитель: над, чем работали на сегодняшнем уроке?
Дети: продолжали учиться писать с пропуском орфограмм и проверять тремя способами: по словарю; по правилу; по сильной позиции.
6. Домашнее задание
Упр. 210: записать высказывания с пропуском орфограмм и объяснить их.
Задание: данные слова заменить фразеологизмами. В словах подчеркнуть орфограммы и объяснить.
- мелко –
- медленно –
- рано –
- вкусно -
Задание: данные слова заменить фразеологизмами. В словах подчеркнуть орфограммы и объяснить.
- мелко –
- медленно –
- рано –
- вкусно -
Задание: данные слова заменить фразеологизмами. В словах подчеркнуть орфограммы и объяснить.
- мелко –
- медленно –
- рано –
- вкусно -
Задание: данные слова заменить фразеологизмами. В словах подчеркнуть орфограммы и объяснить.
- мелко –
- медленно –
- рано –
- вкусно -
Задание: в данных словах подчеркнуть орфограммы сильных позиций и объяснить правописание.
Ночной, ночь, беречь, играешь, удальцы, грачата, ранний, вьюга, чужой.
Задание: в данных словах подчеркнуть орфограммы сильных позиций и объяснить правописание.
Ночной, ночь, беречь, играешь, удальцы, грачата, ранний, вьюга, чужой.
Задание: в данных словах подчеркнуть орфограммы сильных позиций и объяснить правописание.
Ночной, ночь, беречь, играешь, удальцы, грачата, ранний, вьюга, чужой.
Задание: в данных словах подчеркнуть орфограммы сильных позиций и объяснить правописание.
Ночной, ночь, беречь, играешь, удальцы, грачата, ранний, вьюга, чужой.
Задание: в данных словах подчеркнуть орфограммы сильных позиций и объяснить правописание.
Ночной, ночь, беречь, играешь, удальцы, грачата, ранний, вьюга, чужой.
Анализ открытого урока русского языка: “Проверка орфограмм при записи высказываний”
Цель:
- формировать навык проверки орфограмм тремя способами: по правилу, по словарю, по сильной позиции;
- развивать речь, мышление учащихся,
- воспитывать культуру общения.
На первом этапе урока проводилась работа по воспроизведению “открытого” способа проверки орфограмм, осознание общих принципов, лежащих в его основе. На этом этапе повторили способы проверки орфограмм, повторили, когда орфограммы бывают в сильной, когда в слабой позиции. Дети показали, что они умеют подчёркивать орфограммы и объяснять их.
Следующая работа проводилась по учебнику. Дети писали с пропуском орфограмм и проверяли их изученными способами. Последующая проверка показала, что дети видят орфограммы и умеют их проверять.
На следующем этапе: “выведение закономерностей русского письма” проверяли умение видеть и объяснять орфограммы сильных позиций, которые внесены в специальный список. При проверке “цепочкой” дети показали знания орфограмм сильных позиций и умение их объяснять.
На следующем этапе: реализация дифференцированного подхода, дети работали с фразеологизмами: заменяли их словами. А несколько человек выполняли противоположное задание: подбирали к словам фразеологизмы. На этом этапе стояла задача развитие речи учащихся, а также работа с изученными орфограммами. Дети показали умение видеть орфограммы и проверять их.